Игумен Димитрий (Байбаков): «Для нас телевидение — это инструмент просвещения, воспитания…»

7 мая 2009 г.

— В чем, на Ваш взгляд, сама идея существования религиозных телеканалов, ведь место верующих, на мой взгляд, в храме, а не у телеэкрана?

— Тот стереотип, что «место верующих в храме», потерял всякие основания в реальности уже лет 20 как — когда верующими остались только согбенные старушки в черном. Сегодня верующие люди не единично, а в большинстве стоят у операционных столов и на кафедрах вузов, летают в космос и плавят сталь, на том же телевидении работают, впрочем, как и возделывают землю и охраняют ее с оружием в руках. А кто-то еще сидит за партой... Проблема в том, что опять же в большинстве своем, они либо интуитивно верят, либо — переняв понятия о вере от этих самых согбенных бабушек, либо просто посещают храм, мало понимая там происходящее. Так вот, собственно основная задача православного телевидения — научить людей правильно верить. Телевидение по-прежнему остается основным средством массовой информации, массовой передачи идей, взглядов... Просто в большинстве случаев — это бизнес, построенный на развлечении, а иногда и развращении. А для нас телевидение — это инструмент просвещения, образования, воспитания. Ведь что такое «религия»? Религия — это союз человека с Богом. К стати, отсюда и название нашего телеканала — «Союз».

— Сегодня в России очень остро стоит вопрос отношений между представителями разных национальностей и конфессий. Как сформировать концепцию религиозного телеканала так, чтобы еще более не обострять эту ситуацию?

— Очень остро? Вы так считаете? На мой взгляд, национальный вопрос в общественном сознании несколько искусственно подогревается... Я священник, а не политик, потому не буду анализировать — кем и зачем. Но вот у нас в Епархии работают люди как минимум десятка национальностей. Даже если не считать строительных рабочих... А тех же строителей из наших бывших южных республик мы, священники, часто ставим в пример нашим прихожанам — коренным жителям. Подчеркивая их трудолюбие, уважение к старшим, не злоупотребление спиртным, бережное отношение к семье и так далее. Так что, ни о каком «еще большем обострении» национального вопроса речи вообще не идет. Что касается конфессий, то точно также — все традиционные для России религиозные конфессии живут в мире, взаимоуважении, сотрудничестве. Никакой «остроты» не было, и нет. У мусульман — десятки спутниковых религиозных каналов, у протестантов даже на русском языке выходящих и известных мне — три, есть католические и телеканалы, и радиостанции... Они рассказывают о себе, мы — о красоте Православия. Никто никого не обижает... Что касается каких-то тоталитарных, деструктивных сект, имеющих криминальный характер — то ими должны заниматься правоохранительные органы, а мы не считаем нужным освещать их деятельность. Вот, собственно, наша концепция. И с января 2005 года, когда мы впервые вышли в эфир, она доказала свою практическую правоту.

— Кто является зрителем телеканала «Союз»? Интересны такие характеристики, как: пол, возраст, род занятий телезрителей.

— Вас интересует «целевая аудитория»? Боюсь прослыть невеждой, но у нас ее нет. Сегодня наша «целевая аудитория» — это каждая живая душа. Мы говорим о Боге, о вере, а «имеющие уши — да услышат». Когда-нибудь, может быть лет через 10, когда у нас будет не 1-2 православных телеканала, а хотя бы 5-6, тогда можно будет говорить о «целевой аудитории». Можно будет сказать, что вот этот — детский православный канал, а этот — молодежный. Этот канал — для глухонемых, а этот — будет особенно интересен любителям духовной музыки и литературы. А вот тот — для тех, кто хочет узнать мнение православных о Саакашвили или Клинтоне.... Пока же, мы в большей или меньшей степени привлекаем всех — и детей, и стариков, и средний возраст, и все образовательные и профессиональные категории, и, представьте себе, даже атеистов. Думаю, причина этого проста — мы говорим о вечном. Без сенсаций, без сиюминутности, без шума и грохота, без стремления к рейтингам... Просто о вечном... И люди все больше и больше слышат наш голос.

— Буквально на днях появилась информация о том, что телеканал «Союз» расширяет территорию своего присутствия. Насколько востребован сегодня телеканал? Увеличивается ли его аудитория?

— Да, конечно. Если вы, например, по «Яндексу» проследите историю телеканала «Союз» с января 2005 года, то даже только по сообщениям с лент новостей это увидите. В начале 2005 года мы вещали в эфире одного единственного уральского городка Первоуральска со 100 тысячами населения. Сегодня у нас 30 таких «первоуральсков» да еще и «миллионник» Екатеринбург. Вернее — полуторамиллионник. К стати, вещать в Екатеринбурге мы начали через прохождение Федеральной конкурсной комиссии... В самом ближайшем будущем, до конца этого года, мы запустим передатчики еще в 20 районных центрах Урала, доведя количество наших эфирных зрителей, принимающих «Союз» на обычную комнатную антенну, до 5 миллионов. В некоторых из этих населенных пунктов мы становимся третьим телевизионным каналом — после «1 канала» и «России». То же самое касается и кабельных сетей — в 2005 году это было около двух десятков совсем небольших кабельщиков — опять же в уральских городках. Сегодня — 450 операторов по всей стране, в том числе таких мощных, как «Стрим-ТВ», «Эр-Телеком», «Волга-Телеком» и других. А ведь это — коммерческие организации, своего рода — индикатор. Если бы православное телевидение не было востребовано — они бы нас не вещали. Кабельных зрителей у нас на сегодня около 15 миллионов человек — 5 миллионов домохозяйств. Плюс абоненты «НТВ+» — мы находимся на том же спутнике, что и телеканалы «НТВ+», но самостоятельно, в свободном доступе. Плюс абоненты «ТриколорТВ» — это сегодня, на наш взгляд, самая популярная спутниковая система приема телевизионного сигнала, по крайней мере — в глубинке. Плюс индивидуальные зрители — владельцы спутниковых антенн. Количество зрителей «НТВ+» и «ТриколорТВ» вы должны знать лучше меня — я же промолчу, чтобы что-нибудь не то не сказать, но это миллионы квартир. А индивидуалов вообще никто не считал.

— Насколько мне известно, телеканал существует на средства пожертвований. Как телеканалу удается не только выживать, но и расширяться в кризисное время? Привлекаются ли еще какие-то средства?

— Начинать говорить о пожертвованиях, надо с продолжения предыдущего вопроса. О соотношении потенциальных и реальных зрителей. Наверное, многие «телевизионщики» начали усмехаться: «ну-ну, миллионы-то миллионы, а реально смотрят 1-2-3 процента». По-крайней мере, одна из структур, занимающаяся подсчетом зрителей на коммерческой основе, как-то озвучивала какую-то такую цифру. Я не буду спорить. У нас нет желания за отдельную плату поднять эту цифру, например, до 5 процентов — зачем? Но! Количество наших реальных зрителей, исключая детей и не ходящих, и не ленящихся перечислять нам через Сбербанк, заполняя безумное количество циферок в квитанции, по 100 рублей в месяц таково, что, представьте себе, на эти средства мы вполне удовлетворительно живем. Круглосуточно вещаем, полностью обеспечивая свой эфир программами, развиваемся внутри канала технически, монтируем новые передатчики в новых городах, оплачиваем услуги предприятий связи — ФГУПов, которые юридически не имеют права делать нам никаких ценовых скидок. Собираемся начать вещание с третьего спутника — «Ямал-201». Пока мы вещаем с «Бонума» — на восток и с «Евтелсата» — на запад страны. «Ямал» же охватит Дальний Восток, Курилы, Сахалин, ряд других регионов — там где «Бонум» не достает. Есть мысли о запуске на «Хотберде» и «Гэлакси» — для наших зарубежных соотечественников. Но пока, не буду преувеличивать, на это денег недостаточно. Это пока перспективы. Тем не менее, «Союз» сегодня действительно уникален. Во-первых, тем, что это — единственный телеканал, вещающий на всю страну не из Москвы или Петербурга и при этом вызывающий интерес во всех регионах. И, во-вторых, что он действительно общественный — он существует исключительно на пожертвования своих зрителей. У нас нет инвесторов, спонсоров, благодетелей, рекламодателей — если бы это было неправдой, они бы сейчас навсегда обиделись — только наши зрители. Ну а поскольку 100 рублей — это не очень большие деньги даже для тех, кто, может быть, и сам небогато живет, то кризису мы не подвержены. Инвесторов не теряли, рекламы не лишались. Слава Богу! Многие лета нашим зрителям. Спасибо им за то, что мы есть...

— Сколько сотрудников работает на телеканале «Союз»?

— Телеканал «Союз» входит в медиахолдинг, объединяющий кроме него радиостанцию «Воскресение», несколько интернет-проектов, несколько СМИ — в том числе еженедельную «Православную газету», информационное агентство, издательство, типографию. Всего у нас работает около 200 человек разных специальностей. Многие — одновременно на радио и телевидении, или в газете — и на телевидении. Плюс у нас единое юридическое лицо, единый штат технических специалистов — инженеров, системных администраторов, водителей, тех же бухгалтеров... Чисто на телеканале человек 60 трудятся. Думаю, что для круглосуточного вещания с шестью прямыми эфирами в будние дни и двумя в выходные — это не так уж много. Но мы все очень любим то, что делаем — потому справляемся. Хотя, вакансии есть. Желающих сотрудничать — милости просим!

Беседовала Наталья Жданова,
корреспондент журнала «Новости СМИ».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы