Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 31 января, в неделю 34-ю по Пятидесятнице, Православная Церковь совершает память преподобного Афанасия Сяндемского, Вологодского.
В конце XV столетия между многочисленными подвижниками древней Валаамской обители подвизался инок Афанасий – ученик и сомолитвенник пустынножителя Александра, работавшего Господу в тесной пещере одного из Валаамских островов. Душеспасительные советы и примеры высоких добродетелей Александра укрепляли Афанасия на трудном пути спасения.
С течением времени, по неисповедимым судьбам Божиим, наставник и ученик должны были разлучиться. Преподобный Александр удалился в леса Обонежской пятины на реку Свирь и семь лет провел там в строжайшем уединении. Когда же он приступил к устроению общежития, тогда преподобный Афанасий переселился с Валаама снова под его руководство.
Смиренномудрие и послушание сделали Афанасия любимейшим учеником преподобного игумена, и он сподобился быть свидетелем благодатного посещения его учителя Пресвятой Девой Богородицей.
По преставлении преподобного Александра (1533) преподобный Афанасий отошел на пустынножитие в дремучие леса Карелии. На холме перешейка двух небольших озер Сяндема и Рощинского он поставил себе хижину. Некоторые из сподвижников преподобного Александра последовали за Афанасием в уединение, и к ним присоединились еще несколько любителей пустынного жития. Таким образом было положено начало впоследствии процветавшей Сяндемской пустыни.
Жил он в Обонежской пятине, в Олонецком уезде, на озере Сяндеме, в пустыни на Софийской земле, в диком лесу. От Олонца было 20 верст, а от ближних деревень – 10 верст. Ту пустыню позволили ему строить олончане на богомолье о государе и на прибежище себе. По благословению архиепископа Пимена он поставил в пустыне часовню во имя Живоначальной Троицы да восемь келий. И собралось к нему в пустыню десять братий, после чего он распахал пашню. Но по зависти те олончане оболгали его перед архиепископом Пименом, будто он построил свою пустыньку насильственно, и выслали его из пустыньки. Пустынька осталась пустою.
Преподобный удалился в Свирский монастырь и был избран там игуменом. Вероятно, в это время он и получил сан священства, по крайней мере, в 1577 году он называется священноиноком. Долго ли управлял преподобный Афанасий обителью своего наставника, остается неизвестным. Известно лишь, что в 1577 году он называется уже бывшим игуменом Свирского монастыря и просит у архиепископа Новгородского Александра позволения устроить на месте пустыни монастырь с храмом во имя Живоначальной Троицы и отвести земли под пашню. Такое дозволение было дано. Монастырю была отведена пашня по одной версте во все четыре стороны. Кроме того, монастырь был освобожден от пошлин в пользу Новгородской Софийской казны. Преподобный служил примером братии в трудолюбии и терпении, и вся братия трудами рук своих добывала себе пропитание.
Основатель обители был и наставником нового братства. Для собственного же научения имел он частые духовные беседы с преподобным Адрианом Андрусовским, валаамским схимонахом, основавшим около того же времени иноческую обитель на берегу Ладожского озера. Подвижники жили примерно в 20 верстах один от другого.
Памятниками этого духовного общения остались кресты, водруженные угодниками Божиими на пути через все пространство, отделявшее их друг от друга. Предание говорит, что и на том месте, где теперь церковь во имя чудотворца Николая в селении Тулокса, преподобным Афанасием был поставлен крест и предсказано создание храма. Пророчество исполнилось, церковь святителя Николая, почти современная основателю Сяндемской пустыни, существует и поныне. При устье реки Сяндемки, текущей на девять верст из Сяндемского озера в речку Тулоксу, находятся на обоих ее берегах два каменных креста. По свидетельству предания, они сопутствовали преподобному Афанасию с Валаама и были благословением тамошних старцев основателю Сяндемской пустыни. У окрестных жителей сохранились рассказы, что эти кресты чудесным образом приплыли за преподобным против речного течения со стороны Ладожского озера.
По древнему же сказанию, угодник Божий Афанасий последние годы святой жизни своей провел в уединении на одном из островов озера Сяндема, который называется Святым до сих пор.
Преподобный Афанасий преставился в своей пустыни и погребен на одном из мысов Рощинского озера, где потом над могилой его сооружена церковь во имя Кирилла и Афанасия, патриархов Александрийских.
***
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:
свтт. Афанасия (373) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских;
прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей прп. Сергия Радонежского;
прав. Афанасия Наволоцкого (XVI–XVII);
прп. Маркиана Кирского (ок. 388);
сщмч. Михаила Каргополова, пресвитера (1919);
сщмч. Евгения Исадского, пресвитера (1930);
сщмчч. Владимира Зубковича, Николая Красовского, Сергия Лебедева, Александра Русинова, пресвитеров (1938).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Библейские крылатые выражения. За семью печатями
Учимся растить любовью. Молодежный проект Тихвинской епархии «По святым тропам»
У книжной полки. Вариации на тему любви и милости
Письма из провинции. 18 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!