Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 19 ноября, Православная Церковь совершает память преподобного Варлаама Керетского, иеромонаха.
Преподобный Варлаам, носивший в миру имя Василий, жил в дни царя Иоанна Васильевича Грозного (1533–1584). Родился и воспитывался он близ Белого моря, в Керетской волости, в селе Кереть. Наученный грамоте, Василий поставлен был священником к церкви святителя Николая Чудотворца в городе Коле и ревностно служил Господу, как истинный пастырь, поучая людей закону Господню. После возвращения в Колу преподобного Феодорита и основания Троицкого Кольского монастыря в 1540 году Василий был направлен в Керетскую Свято-Георгиевскую церковь.
В бытность свою настоятелем Никольской церкви в Коле, отец Василий изгнал беса, обитавшего на Абрам-Мысе и требовавшего жертв даже от крещеных рыбаков. Тот, покидая насиженное место, пригрозил отомстить «попу». Бесовская месть исполнилась, когда иерей Василий с матушкой вернулись в родное село Кереть. Там произошла трагедия, изменившая жизнь будущего преподобного: бес внушил священнику чувство ревности к жене, затем, обольстив его, побудил убить неповинную женщину, что тот и исполнил. По преданию, жена священника оказалась неповинной, так как сам дьявол обморочил святого: принял на себя вид мужчины и вышел из горницы жены священника. По другой версии, изложенной в каноне соловецкого инока Сергия (Шелонина), жена отца Василия начала бесноваться, внося смущение и слухи среди односельчан; священник попытался изгнать беса и в результате смертельно ранил жену («был обманут лукавым»).
Совершив страшный грех, Василий скоро убедился в невинности своей супруги, понял всю степень своего падения, начал каяться, строго постился и горько плакал. Для покаяния он отправился в Колу, к преподобному Феодориту. Признав себя недостойным оставаться священником, он оставил свое служение. Чтобы искупить великую вину свою, покаявшийся убийца подверг себя чрезвычайно тяжкому наказанию (по одной версии, это была епитимия, наложенная на него преподобным Феодоритом). Труп жены своей он положил в карбас и в этом карбасе плавал непрерывно по морю с места на место до тех пор, пока мертвое тело убитой не истлело вовсе. Начав от Колы и держась обыкновенно берега, Василий направлялся по Северному Ледовитому океану на восток, к Белому морю, огибал Святой Мыс (или Нос), около которого море опасно для плавания, далее заходил в Белое море и достигал родной Керети при Кандалакшской губе.
Люди с удивлением видели человека, который один в своем карбасе плавал по морю, не останавливаясь, без отдыха. Василий не ждал, как обыкновенные мореплаватели, попутного ветра, чтобы плыть на парусах; напротив, плавал против ветра, против волн океана, работая постоянно веслом, не выпуская весла из рук своих и воспевая псалмы Давида. Непрерывно трудясь днем, преподобный ночи проводил без сна, со слезами моля Господа об отпущении греха. При этом он хранил строжайший пост и лишь раз в год на Пасху ел рыбу. Так искупал убийца-священник свою вину.
На третий год плавания Василий восхотел принять от Бога извещение о том, прощен ли грех его. Древняя повесть о преподобном рассказывает, что около Святого Мыса плавание было опасно потому, что здесь водились особые морские черви, которые протачивали суда. Эти черви – моллюски, называемые «корабельные сверлила», протачивали суда даже из самого крепкого леса и заставляли судовщиков проходить Святой Мыс не морем, а волоком, то есть переносить суда берегом. Существа эти не причинили никакого вреда преподобному, но он хотел сделать безвредным плавание около Мыса для всех. Святой помолился Богу и был скоро услышан: морские гады бесследно пропали, с тех пор путь около Святого Мыса стал безопасен для плавания.
Приняв чудо за извещение о том, что Господь уже простил великий грех его, Василий вскоре оставляет мир, принимает иноческое пострижение с именем Варлаам. Вероятно, постриг был совершен в Печенгском монастыре иеромонахом Ионой в 1548 году. Варлаам не стал задерживаться в Печенгском монастыре и поселился в лесной пустыни близ озера Керети.
Предание рассказывает, что отшельника в его уединении беспокоили женщины, которые летом приходили в лес собирать ягоды и при этом распевали мирские песни. Беспокойство заставило подвижника оставить Кереть и удалиться подальше от людских мест, к Чупской губе. Там преподобный и скончался. В конце жизни Варлаам обрел дар исцеления и чудотворения, был прозорлив, но не возгордился этим, а, наоборот, всячески избегал славы от людей.
Точная дата смерти преподобного Варлаама неизвестна. Вероятнее всего, он скончался в 1589 или 1590 году. Тело его нашел бедный крестьянин и перенес в село Кереть, где и похоронил при церкви святого Георгия, за алтарем, с восточной стороны.
Еще при жизни преподобный Варлаам прославился чудотворением как целитель и спаситель на море. После смерти чудеса приумножались, в связи с чем его стали почитать не меньше, чем святителя Николая Мирликийского. В 1664 году со слов трех свидетелей – Петра Васильевича Буторина, Иакова Носкова (или Поснова) и Евфимия Больнищева – записаны были явления и чудеса преподобного, которые с достаточной ясностью указывают на то великое благоговение, с каким относились жители Поморья к памяти угодника Божия.
***
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:
сщмч. Павла I Константинопольского, патриарха (после 350);
прп. Варлаама Хутынского (1192);
прп. Луки, иконома Печерского, в Ближних пещерах (XIII);
свт. Германа, архиепископа Казанского и Свияжского (1567);
мцц. Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфрасии (Евфросинии), Афанасиии и Матроны (III);
прп. Луки Тавроменийского (ок. 800–820);
сщмчч. Никиты (Делекторского), епископа Орехово-Зуевского, Анатолия Бержицкого, Арсения Троицкого, Николая Дворицкого, Николая Протасова, Константина Любомудрова, пресвитеров, прмчч. Варлаама (Никольского), игумена, Гавриила (Владимирова) и Гавриила (Гура), иеромонахов, прмцц. Нины (Шуваловой) и Серафимы (Горшковой), монахинь (1937);
сщмч. Василия Крылова, пресвитера (1938).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
День ангела. 25 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!