Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 14 марта, Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост.
Изгнанный из рая, великим плачем плакал Адам о том, что потерял владычество в мире и, утратив царское достоинство, стал рабом. Велик был плач Адамов. Отец вселенной, он в раю знал сладость любви Божией, потому, когда был изгнан из рая за грех и лишился любви Божией, горько страдал и с великим стоном рыдал на всю пустыню.
В Русской Православной Церкви последнее воскресенье перед Великим постом имеет еще название «Воспоминание Адамова изгнания». Со времени изгнания Адама из рая каждый человек в этой жизни переживает «изгнание из рая», но каждый хочет жить как в раю, потому что место, определенное человеку Богом изначально, – рай, постоянно влечет нас. Мы все плачем по раю, по утраченному счастью, ищем рай на земле и пытаемся его построить здесь.
Наша Церковь в этот воскресный день вспоминает, как наши прародители Адам и Ева не сохранили заповеди Господни, нарушили Божию заповедь, вкусили от запрещенного плода и из чистых и безгрешных святых стали несчастными грешниками.
В этот воскресный день символично Церковь ставит нас перед воротами рая, воспоминая день, первые люди были изгнаны из сада эдемского. Потерявшие рай, они познали и уничтожение естества человеческого, потому что после их грехопадения все было нарушено. Церковь наша ставит нас как перед дверями рая, чтобы мы поняли, что находимся на земле грешной, и не потому, что Бог ее такой создал, а потому, что человек ее такой сделал. Мы не должны забывать, что мы не в Царстве Божием, а на земле, где нет смысла ждать ни светлого будущего, ни рая; его здесь нет. И мы, как Адам, плачем по раю, по блаженству, по Царству Небесному, чтобы в этом состоянии плача войти в Великий пост.
Но, как сказано, прежде чем ты принесешь дар свой к алтарю, вспомни, нет ли того, кто тобой обижен. Прежде чем оставить дар твой, иди и примирись с братом своим. То есть, прежде чем принести Господу наши подвиги поста, молитвы, послушания, аскезы, мы должны вспомнить, есть ли обиженные нами. Тогда надо пойти и примириться с ними и только потом начинать Великий пост, чтобы предстоять благоговейно перед Богом с чистым сердцем.
Адамово изгнание, изгнание из рая, непосредственно относится и к нам, и к нашим очень родным людям – Адаму и Еве, именно их кровь течет в наших жилах. Каждый из нас имеет их своими прародителями. От них пошел весь человеческий род, все народы в мире. В раю, Эдеме, произошло падение первого человека: первые люди не просто ослушались Бога, но, пусть опрометчиво, не подумав, избрали самый страшный путь, который только можно представить на этой земле, – противление воле Божией. Противление воле Божией невозможно! Противление воле Вседержителя, Всемогущего Бога – это смерть. И вот на эту смерть обрекли себя родные нам люди, наши предки, прародители Адам и Ева.
В песнопении за всенощной поется о том, как сидел Адам напротив рая и оплакивал свое грехопадение, оплакивал уже запоздалыми слезами. Каждый из нас тоже имел немало случаев вслед за Адамом оплакать свои ошибки. Но, к счастью, мы видим, как по милосердию Своему Господь и эти ошибки претворяет в наше спасение. И самые падения человеческие Господь Бог использует для покаяния и изменения человека.
Адам, конечно, плакал не только о себе самом, но и о многочисленном своем потомстве, среди которых и мы с вами. Он видел, на что обрек сонмы людей и что не все из них, даже благодаря крестной жертве Господа Иисуса Христа, будут спасены.
Вот к этой древней и в то же время личной, повторяющейся для каждого из нас в нашей собственной судьбе истории возвращает нас Святая Церковь накануне Великого поста. От этой точки грехопадения и изгнания самих себя из рая к нашему общему печальному, падшему состоянию начинается сегодня вхождение в пост и покаяние.
***
Дорогие братья и сестры, Православная Церковь сегодня также совершает память святых:
прмц. Евдокии Илиопольской, игумении (ок. 160–170);
прп. Мартирия Зеленецкого (1603);
мчч. Нестора и Тривимия (III);
мц. Антонины Никейской (III–IV);
мчч. Маркелла и Антония;
прп. Домнины Сирийской (ок. 450–460);
сщмчч. Василия Никитского, Петра Любимова, Иоанна Стрельцова, Вениамина Фаминцева, Михаила Букринского, пресвитеров, прмч. Антония (Коржа), иеродиакона, прмцц. Анны Макандиной, Дарии Зайцевой, Евдокии Архиповой, Ольги Жильцовой, Александры Дьячковой, Матроны Макандиной, послушниц, мч. Василия Архипова, мц. Надежды Аббакумовой (1938);
сщмч. Александра Ильенкова, пресвитера (1942);
сщмч. Василия Константинова-Гришина, пресвитера (1943).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства и по доброй христианской традиции испрашиваю у всех вас прощения, «елико согреших в сей день и во все дни жизни моей словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы».
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
У книжной полки. Разработки Отдела образования и катехизации
У книжной полки. Пушкин Сказки с православными комментариями
Этот день в истории. 8 февраля
День ангела. 8 февраля
Церковный календарь 8 февраля. Преподобный Симеон Ветхий
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!