8 января. Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы

8 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 8 января, – попразднство Рождества Христова. Православная Церковь торжественно празднует Собор Пресвятой Богородицы.

Праздник этот называется Собором не потому, что посвящен нескольким святым (как, например, Собор 12 апостолов), а потому, что древние христиане имели обычай в этот день собираться в святые храмы для прославления Богоматери.

После того как волхвы ушли из Вифлеема, ангел Господень во сне явился Иосифу, повелевая ему, чтобы он вместе с новорожденным Младенцем Иисусом Христом и Материю Его, Пречистою Девою Мариею, бежал в Египет и оставался там до тех пор, пока ему повелено будет оттуда возвратиться, так как Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Иосиф, встав, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет. Но сначала, прежде отшествия своего туда, он исполнил в храме Соломоновом все, что определено было по закону Господню, ибо дни очищения Пречистой и Пренепорочной Богоматери уже наступили, и в том храме сретили Господа нашего старец Симеон и Анна Пророчица. Потом, исполнив все, что определено было в законе, Иосиф пошел в Назарет, в дом свой.

Ибо так говорит святой Лука: И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет (Лк. 2, 39). Отсюда явно, что они не тотчас направились из Вифлеема к Египту, но сначала пошли в храм Господень, затем в Назарет и, наконец, в Египет.

Итак, по выходе из храма Господня святые путники сначала отправились в Назарет и немедленно сделали распоряжение относительно своего дома, а затем, захвативши все нужное для путешествия, поспешно, ночью (чтобы ближайшие соседи не узнали этого) направились по дороге к Египту. При этом они взяли с собою для услужения и Иакова, старшего сына Иосифова, названного впоследствии братом Господним, что видно из церковного песнопения на 23 октября, где поется так: «Еже во плоти Господня желания мудре, брат показался еси, ученик, и самовидец божественных тайн, бегаяй с ним, и во Египте быв со Иосифом, Материю же Иисусовою: с нимиже моли спастися нам». Отсюда явно, что и Иаков сопутствовал святому семейству на пути в Египет, служа ему во время путешествия.

А бежал Господь в Египет частью для того, чтобы показать, что Он есть истинный Человек воплощенный, а не дух и привидение (на что указывает святой Ефрем в слове на Преображение, когда говорит: «Если бы Он не был плотию, то тогда с Кем же бежал Иосиф в Египет?»), а частью для того, чтобы научить нас бежать гнева и ярости человеческой, а не с гордостью противиться им.

Так объясняет и Златоуст: «В своем бегстве, – говорил он, – Господь научает нас давать место ярости, то есть бегать человеческой ярости. И если Всемогущий бежит, то мы, гордые, научаемся этим не подвергать себя опасности».

Цель бегства Господня в Египет и та, чтобы очистить Египет от идолов и, как говорит святой папа Лев, чтобы не без этой страны, в которой в первый раз через заклание Агнца были прообразованы спасительное знамение креста и Пасха Господня, – уготовалось таинство святейшей жертвы. Также и чтобы исполнилось следующее пророчество Исаиино: Господь восседит на облаке легком, и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы египетские... (Ис. 19, 1). В этом месте под облаком святой Амвросий разумеет Пречистую Деву, Которая принесла на руках Своих Господа в Египет, и пали идолы египетских богов. Тот облак – Пречистая Дева – легок, ибо Она не отягощена никаким бременем какого-либо греха или плотского вожделения и познания супружества.

Передается и то, что когда праведный Иосиф, Пречистая Дева и Богомладенец шли в Египет, в одном пустынном месте напали на них разбойники и хотели отнять у них осла, на котором они везли то немногое, что необходимо было им в дорогу, и на котором иногда и сами ездили. Один же из тех разбойников, увидев Младенца необычайной красоты и удивившись такой красоте, сказал: «Если бы Бог принял на Себя человеческое тело, то не мог бы быть красивее сего Младенца».

Сказав это, он запретил своим товарищам, прочим разбойникам, и не дал им ничем обидеть сих путников. Тогда Пречистая Богородица сказала тому разбойнику: «Знай, что Сей Младенец воздаст тебе щедрым воздаянием за то, что ты охранил Его».

Этот разбойник был тот самый, который впоследствии, при распятии Христа, был повешен на кресте по правую сторону и которому Господь сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43). И исполнилось пророческое предсказание Божией Матери: воздаст тебе Сей Младенец.

***

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

сщмч. Евфимия, епископа Сардийского (ок. 840);

прп. Константина Синадского (Фригийского) (VIII);

прп. Евареста Студита (825);

прп. Никодима Тисманского (1406) (Румын.);

прмч. Исаакия Оптинского (Бобракова), архимандрита (1938);

сщмчч. Александра Волкова, пресвитера, и Димитрия Чистосердова, пресвитера (1918);

сщмчч. Николая Тарбеева, пресвитера, Михаила Чельцова, пресвитера, Николая Залесского, пресвитера, и Михаила Смирнова, диакона (1930);

сщмчч. Леонида (Антощенко), епископа Марийского, Александра Крылова, пресвитера, прмч. Василия (Мазуренко), иеромонаха, прмцц. Анфисы (Сысоевой) и Макарии (Сапрыкиной), монахинь (1937);

сщмч. Григория Сербаринова, пресвитера, прмцц. Августы (Защук), схимонахини, и Марии Лактионовой, послушницы, мц. Агриппины Лесиной (1938);

совершается празднование в честь икон Божией Матери Барловской (Блаженное Чрево) (1392), «Милостивая», Остробрамской Виленской, «Трех Радостей».

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте хранимы Богом и Его Пречистой Матерью! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры


 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​