Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 7 июля, Православная Церковь совершает память праведных отроков Иоанна и Иакова Менюжских.
Святые Иоанн и Иаков, отроки Менюжские (Менюшские), – дети благочестивых родителей, Исидора и Варвары, занимавшихся землепашеством в одном из селений Медведского погоста Новгородской губернии, в царствование государя и великого князя Иоанна Васильевича IV, при святом митрополите Московском Филиппе и при архиепископе Новгородском Пимене, в конце XVI века (около 1570 года). Отроками святые названы потому, что они в отрочестве (можно сказать, в детстве), когда старшему из них было пять лет, а младшему – три года, были застигнуты внезапною и необыкновенною смертью. И вот как это было.
Однажды, в осеннее время, Исидор, собираясь с женою своею Варварою на обычную работу, убил барана и, приготовив его для употребления в пищу, отправился вместе с женою в поле, находящееся не на дальнем расстоянии от дома, оставив своих детей одних, без всякого надзора. Дети, увидев упомянутое действие своего отца над бараном и приняв оное за обыкновенную игру или забаву, вздумали и сами позабавиться подобным образом. Старший брат сказал тогда младшему: «Брате, сотворим и мы так же, как и отец наш сотворил». И, по неразумию своему, не предвидя могущих быть от того дурных последствий, взял палку и ударил ею в голову младшего брата своего, который тотчас же от удара упал на землю и умер. Увидев умершим брата своего, Иоанн очень испугался и, не зная, что ему делать в таком случае, скрылся в печи за дровами, которые заранее были в нее положены для просушки по случаю дождливой осени.
Возвратившись вечером с работы и найдя мертвым младшего сына своего, отец и мать горько плакали и рыдали. Когда же они нигде не могли отыскать и старшего сына своего, то еще более усилили свои рыдания, чем и привлекли в свой дом родственников и соседей своих, которые, уверившись в действительности печального события, много удивлялись и горевали с родителями. Едва несколько успокоились, мать, по обычаю, зажгла в печи дрова, не ведая и не думая о том, что за ними скрывается сын ее. Когда дрова в печи прогорели и Варвара заглянула в нее, то увидела там своего сына, который был уже мертв, но совершенно цел и невредим от огня.
Всеблагой Господь, призирающий с высоты всевидящим оком Своим на все живущее на земле, зная незлобие и невинность сих младенцев, восхотел в них прославить имя Свое, почтив нетлением нескверные и непорочные тела их и сопричислив их к лику святых Своих – одного как неповинно убитого, а другого как принявшего за убийство мученическую от огня кончину.
Услышав крик и плач своей жены Варвары, Исидор, муж ее, тотчас поспешил к ней и, увидев так же, как и она, сына своего, лежащего в печи мертвым, но целым и невредимым от огня, исполнился страха и ужаса. К плачу и крику своей жены присоединил и он свой вопль великий. На этот вопль опять собрались родственники и соседи, которые, смотря на такое преславное чудо, весьма дивились и славили Бога, сотворившего оное.
Так как весть об этом чуде быстро и далеко разнеслась, то имя Божие начало прославляться и в других местах. Оплакав наконец детей своих, Исидор и Варвара облекли их в погребальные одежды, положили в гробы и по христианскому обряду предали тела их земле при их приходской церкви во имя святителя и чудотворца Николая, что на Медведском погосте.
Спустя несколько дней после погребения отроков Иоанна и Иакова гробы их явились плавающими на одном малом озерке, в двух поприщах (или верстах) от Менюжского монастыря. И вот как это явление огласилось.
Окрестные поселяне, имевшие обыкновение охотиться в лесах на птиц и зверей, однажды утром отправились на охоту, чтобы, как и прежде, возвратиться с нее вечером домой. Но, заблудившись в лесу, не могли никак отыскать дорогу к дому не только вечером того дня, но и на другой день не вернулись домой, оставаясь в лесу. Продолжая и на третий день отыскивать дорогу, охотники пришли к упомянутому озеру и увидели в нем плавающими два гроба. Убедившись при внимательном осмотре, что это те самые гробы, в которых недавно были погребены Иоанн и Иаков, охотники начали умолять святых отроков об указании им пути или дороги. И вдруг глазам их представилась небольшая тропинка, по которой они и дошли до жилищ своих.
По прибытии домой охотники немедленно возвестили своим соседям обо всем случившемся с ними. Собрались священники окрестных погостов со своими причтами и в сопровождении народа отправились к указанному охотниками озеру. Оказалось, что на нем действительно плавали знакомые им гробы, поэтому и решено было взять оные и нести опять к той церкви святителя и чудотворца Николая, при которой они были погребены. Но так как охотники-поселяне предъявили, что явившиеся им во сне святые отроки желают быть погребенными не на погосте у сей церкви, а в пустом месте на Менюше, где прежде был монастырь, то гробы с лежащими в них мощами были принесены на то место, на котором с подобающей честью положены были близ малого ручейка, там текущего. Вскоре там была построена часовня.
Всеблагой Господь сподобил сих святых отроков дара чудотворения, и многие из притекающих к гробам их начали получать исцеления от разных недугов и болезней. Вот случай такового исцеления, который, спустя несколько после сего лет, по воле Божией, особенно послужил к прославлению святых отроков и к созданию церкви на месте погребения их.
Один монах по имени Макарий, проходивший из Пскова в Новгород мимо того места, где почивали мощи святых отроков Иоанна и Иакова, внезапно застигнут был лютою болезнью, на избавление от которой не было никакой надежды. В таком тяжком и горьком положении он кое-как добрался до мощей святых, помолился пред ними со всем усердием и верою и тотчас получил исцеление. Будучи преисполнен глубочайшею благодарностью к святым отрокам за полученную от них милость, монах этот решился остаться при мощах их с намерением употребить все свое старание на изыскание средств к возобновлению бывшего Менюжского монастыря.
С этой целью он, возвещая всем поклонникам о полученном им при мощах исцелении от болезни своей, умолял их о подаянии на создание церкви, которую, по милости Божией и по молитвам святых угодников, и удалось ему устроить над мощами святых отроков Иоанна и Иакова на доброхотные даяния поклонников святыни. Этим иноком впоследствии был возрожден Троицкий Менюжский мужской монастырь.
***
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается празднование в честь Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и память святых:
прп. Антония Дымского (ок. 1224);
мчч. семи братий: Орентия, Фарнакия, Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина (IV).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!