Автор Тема: Помощь телезрителю "Бесед с батюшкой"  (Прочитано 8077 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

megapoopsus

  • Гость
В эфире передачи от 25.02.2014 телезрительница задала вопрос про мучившие ее хульные помыслы. Игумен Алексий посоветовал побеседовать ей со своим батюшкой, но, мне кажется по голосу, что она уже много с кем беседовала, а помощи не получила.
3 года назад я тоже очень страдал от этого недуга, но смог найти цитаты святых отцов (св. Игнатия Брянченинова и др) о правильном способе борьбы с хульными помыслами, и они мне очень помогли.
Есть ли какая-либо возможность связаться с этой телезрительницей, и как-то передать ей эти цитаты?
Помню, в каком ужасном состоянии я был, и очень переживаю за нее.

megapoopsus

  • Гость
Re: Помощь телезрителю "Бесед с батюшкой"
« Ответ #1 : 03 Декабрь 2014, 12:09:46 »
Здесь приведу часть цитат, которые я собрал, борясь с помыслами. Если надо, могу привести еще.

Цитировать
«Помыслы, хотя и греховные, но мимоходящие, не усиливающиеся усвоиться душе, не нуждаются в немедленной исповеди. Отвергай их, не внимай им, заглушай их воспоминанием противоположных им Евангельских Заповедей. Упомяни о них в общих словах, отнюдь не принимая безсмысленной заботы исчислить их. На исповеди перед причащением святым Христовым Тайнам скажи, что ты, сверх значительных грехов, которые должно изложить с точностию, согрешил разными помышлениями, словами и делами, в ведении и неведении»[1]. ] /Свт. Игнатий. ПСС, т. 5, гл. 32/

Цитировать
По поводу исповеди помыслов преп. Иларион замечает:
«На вопрос твой, какие исповедовать надо помыслы. – Только те, которые борют душу, а о прочих много безпокоиться не надо, а то чрез это они будут более стужать [2, т.2, с. 70 – 71].»

Цитировать
Преп. Никон также отчетливо выражал эту линию:
«Мимолетные мысли, к которым сердце не прилепляется, быстро проходят, как в калейдоскопе. Ум наш никогда не останавливается, всегда занят. Дурные мысли не надо считать своей неотъемлемой собственностью, они не от нашего естества. Не может один и тот же ум и славословить Бога, и хулить. На такие мысли не надо обращать внимание, надо выбрасывать их, как сор, как нечто постороннее. Если же какая-либо дурная мысль неотступно приходит на ум и сердце к ней прилепляется, сочувствует ей, тогда надо приложить все силы, чтобы выбросить ее с помощью молитвы Иисусовой и исповеданием старцу [2, т.2, с. 76].»

Цитировать
«Многоразличные внушения вражии считай наравне с хульными помыслами и старайся презирать их, молясь псаломским словом: Боже, в помощь мою вонми:  Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии (мыслящии) ми злая (Пс. 69, 2 – 3).» /Преп. Амвросий/

Цитировать
Подтверждением тому служит и такое наставление св. Игнатия Брянчанинова: «Когда метут комнату, то не занимаются рассматриванием сору, а все в кучу да и вон. Так поступай и ты. Исповедуй свои грехи духовнику, да и только, а в рассматривание их не входи. Св. Отцы очень запрещают это тем, которые не могут правильно рассматривать себя: такое рассматривание сбивает с толку, приводит в расслабление и расстройство».

Цитировать
Преп. Варсонофий говорит об этом так:
«…Сомнения, все равно как блудные помыслы и хулы, надо презирать, не обращать на них внимания. Презирайте их – и враг-диавол не выдержит, уйдет от вас, ибо он горд, не вынесет презрения. А если будете входить с ними в разговоры, ибо все блудные помыслы, хулы и сомнения – не ваши, то он закидает вас, завалит, убьет. Верующий человек, любящий Бога, не может хулить, а тем не менее замечает в себе две нити: и любит, и хулит. Очевидно, что есть еще какая-то сила злая, навевающая сомнения. Заметьте, ведь это – серафимский ум. Поэтому нисколько не удивительно, что он может возбудить, поднять сомнения, да еще какие!  Не обращайте на них внимания. Сколько было искренне верующих людей, которые сильно пострадали оттого, что принимали эти сомнения, разсматривали, разсуждали… Поэтому надо презирать эти сомнения, и хулы, и помыслы блудные, тогда они вам нисколько не повредят, особенно если будете их открывать старцу-наставнику. Но открывать их надо не подробно, иначе можно повредить и себе и старцу. Особенно блудные помыслы засыпать, закрыть надо навесом… эту смердящую яму, а не копаться в ней [2, т.2, с. 85 – 86].»

А вот наши современники:

Цитировать
Из передачи с известным проповедником протоиереем Дмитрием Смирновым: «Исповедовать помыслы можно, но обычно исповедуют духовнику в монастырях, где профессионально занимаются работой над своей душой, а для мирян достаточно каяться в тех проступках, которые мы совершили», «Всякое смущение от дьявола, даже смущение о благочестивых вещах», «Помыслы бывают хитрыми, например, «Вместо молитвы почитая Евангелие»,–  дьявол не выносит молитвы и бежит от нее. Чтение Евангелия – это еще не так его пугает. Молитва – это связь с Богом. Дьявол от нее бежит». «Исповедь – это постановка диагноза, а покаяние – это исцеление. Покаяние – это желание побороть грех и оно важнее, чем исповедь», «Не нужно разговаривать со внутренним голосом и чувствами. Они почти все от лукавого. Единственный жизненный ориентир – Евангелие».

От себя хочу заметить, что когда св. отцы говорят об открытии помыслов старцам, т.е. здесь имеются в виду особо духовные старцы в монастырях, имеющие очень большой собственный опыт борьбы с помыслами, и умеющие правильно их разбирать, а никак не обычные священники, которые по недостатку опыта могут даже и навредить такому человеку, страдающими помыслами. В любом случае разбирательство в помыслах, это чисто монашеское делание, противопоказанное мирянам.

Хотя особо сильные и долго мучающие греховные помыслы исповедовать можно, но только одним-двумя словами. Опять таки МОЖНО, но это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Оффлайн Валентина1960

  • периодически бываю
  • **
  • Сообщений: 32
Re: Помощь телезрителю "Бесед с батюшкой"
« Ответ #2 : 03 Декабрь 2014, 14:51:50 »
Спасибо,Виктор, в приведенных Вами цитатах нашла и я полезное для себя

megapoopsus

  • Гость
Re: Помощь телезрителю "Бесед с батюшкой"
« Ответ #3 : 03 Декабрь 2014, 17:54:51 »
Еще цитаты:

Цитировать
Преп. Иосиф советует:
«В страстных и греховных помыслах не должно разбираться, но употреблять против них меч духовный. Это тебе и В. говорю, а размышлять о страстных помыслах и разбирать их – только усиливать их. От пристрастия да хранит всех Господь. Исповедовать свои помыслы надо с сердечным сокрушением, с сознанием своей греховности, с покаянием, так же и выслушивать исповедь надо с молитвою, то и вреда не будет. А лишних разговоров или подробных объяснений не надо делать [2, т.2, с. 82].»

К этому совету Преподобного должно в особенности прислушаться тем, которые не имеют возможности или способности внимательно за собой следить. Здесь имеются в виду прежде всего миряне, не имеющие соответствующей обстановки, и те из монахов, которые мало искушены в занятиях умственных. Относительно первых можно привести следующий совет св. Игнатия Брянчанинова одному из ведущих жизнь посреди мира: «Не советовал бы я Вам входить в подробное и тонкое разбирательство грехов и греховных качеств Ваших. Соберите их все в один сосуд покаяния и ввергните в бездну милосердия Божия. Тонкое разбирательство грехов своих нейдет человеку, ведущему светскую жизнь: оно будет только ввергать его в уныние, недоумение, смущение». 17 По последним получаемым плодам главным образом и познается неправильность такого рода покаяния. Тоже самое бывает и с теми, кто по простоте сердечной не имеет способности разобраться во всех многообразных тонкостях различных страстей. В этом отношении примечательно наставление преп. Иоанна Лествичника. «Не приучай, прошу тебя, простосердечных иноков к тонкоразборчивости помыслов, - умоляет он всякого духовного наставника, - но лучше, если можно, и тонкоразборчивых приучай к простоте; это дело преславное». 18 Из последних слов видно, что подробная исповедь и перед духовным руководителем не всегда бывает уместной. Подтверждением тому служит и такое наставление св. Игнатия Брянчанинова: «Когда метут комнату, то не занимаются рассматриванием сору, а все в кучу да и вон. Так поступай и ты. Исповедуй свои грехи духовнику, да и только, а в рассматривание их не входи. Св. Отцы очень запрещают это тем, которые не могут правильно рассматривать себя: такое рассматривание сбивает с толку, приводит в расслабление и расстройство». 19 Следовательно, тому кто, попробовав таким образом исповедаться, придет в уныние от видения множественных проявлений греха или недоумение по поводу того, где наличествует грех, а где только так кажется, «не должно пускаться в тонкое разбирательство грехов, но проводить жизнь в постоянном покаянии, признавая себя грешным во всех отношениях и веруя, что милосердый Господь всякого, лишь признавшего греховность свою, приемлет в объятия Своего милосердия, в недро спасения». 20

Еще 1 цитата, чтобы понять, откуда у человека в голове берутся помыслы:

Цитировать
Преп. Макарий объясняет:
«Помыслы стужающие и безпокоящие имеют многое различие: прилог, или приражение помысла, не имеет греха, но есть искус нашего самовластия, к чему оное преклоняется – к ним ли, или к сопротивлению им, а когда бывает сосложение и сочетание с оными страстьми, считается грехом и подлежит покаянию. Не в силах будучи самим противиться оным, должно прибегать к Богу, повергать свою немощь и просить Его помощи, просить и Матерь Божию о помощи на оные. Когда кто одолеваем бывает помыслами, то это знак, что предварила гордость, а потому надобно через оные более смиряться [2, т.2, с. 66].»

и комментарий к ней одного автора:

Цитировать
Как следует из приведенного наставления, нужно обратить внимание на следующее:
Первое соприкосновение с помыслом называется прилогом или приражением помысла. Враг «прикладывает» или «приражает» помысл определенного греховного или неудобопроизносимого содержания в надежде на его принятие человеком. Однако сам по себе контакт с этим помыслом, который вне нашего контроля, нашим грехом не является. По сути, он – искус нашего самовластия. Т.е. значение имеет не то, что помысл появился, а то, как на него человек реагирует – отвергает ли, сопротивляется, или пропускает в сознание для дальнейшего рассмотрения (собеседования с помыслом).
Если помысл прошел в сознание, рассматривается и анализируется нами, то произошло «сочетание». Ум принял помысл, а враг получил площадку для дальнейших действий. Ближайшая цель врага – превратить сочетание в «сосложение», т.е. добиться согласия человека с помыслом. На основе такого согласия помысл превращается в пленение и страсть  – греховные состояния души, выливающиеся и в греховные действия. В сочетании  и сосложении уже есть грех человека. Он проявляется в согласии допустить помысл к рассмотрению при сочетании, и в согласии с самим греховным содержанием помысла при сосложении. Эти грехи подлежат покаянию.

Еще хочу обратить внимание, что под "покаянием" здесь не имеется в виду обязательно исповедь. В случае с помыслами некоторые советуют просто сразу мысленно исповедовать этот грех Господу, помолиться, и постараться сразу его забыть.

Оффлайн (Елена)

  • периодически бываю
  • **
  • Сообщений: 23
Re: Помощь телезрителю "Бесед с батюшкой"
« Ответ #4 : 04 Декабрь 2014, 06:51:56 »
Спасибо, Виктор, за подборку цитат! Помыслы, как комары не дают спокойно жить. Вся надежда только на помощь Божью!

Оффлайн Михаил

  • Администратор
  • постоянный пользователь
  • *****
  • Сообщений: 767
  • ◄ G A M A ►
    • Создание православных сайтов
Re: Помощь телезрителю "Бесед с батюшкой"
« Ответ #5 : 04 Декабрь 2014, 08:40:05 »
Давайте попросим всем миром Администрацию

"Просить всем миром" - не надо , достаточно получить благословение о. Димитрия Байбакова ... (руководителя канала)
Терпение, Смирение, Любовь.

megapoopsus

  • Гость
Re: Помощь телезрителю "Бесед с батюшкой"
« Ответ #6 : 04 Декабрь 2014, 09:43:59 »
Спасибо, Виктор, за подборку цитат! Помыслы, как комары не дают спокойно жить. Вся надежда только на помощь Божью!

Еще против помыслов очень помогает внимательная молитва. Этому тоже можно научиться у свт. Игнатия Брянчанинова.

Оффлайн Михаил

  • Администратор
  • постоянный пользователь
  • *****
  • Сообщений: 767
  • ◄ G A M A ►
    • Создание православных сайтов
Re: Помощь телезрителю "Бесед с батюшкой"
« Ответ #7 : 04 Декабрь 2014, 11:16:28 »
научите как получить благославения

http://tv-soyuz.ru/aboutchannel/contacts

baibakov@etel.ru о. Димитрий Байбаков
Терпение, Смирение, Любовь.

alexa22

  • Гость
Re: Помощь телезрителю "Бесед с батюшкой"
« Ответ #8 : 07 Декабрь 2014, 09:52:45 »
еще будет выступать ?

Оффлайн Василий Курилов

  • периодически бываю
  • **
  • Сообщений: 45
Re: Помощь телезрителю "Бесед с батюшкой"
« Ответ #9 : 07 Декабрь 2014, 11:59:36 »
Мне хорошо помогает ОТЕЧНИК составленный святителем ИГНАТИЕМ (Брянчаниновым), (Лучи Софии, Минск).
Здесь собраны святителем Игнатием самые значимые высказывания около восьмидесяти святых отцов.
Рекомендую всем.
Боже, милостив буди мне, грешному.

megapoopsus

  • Гость
Re: Помощь телезрителю "Бесед с батюшкой"
« Ответ #10 : 08 Декабрь 2014, 10:41:52 »
Да, Отечник - замечательное произведение. Тоже прочитал. А еще против помыслов хорошо читать Псалтирь.