30 ноября. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником

30 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

Евангелие от Луки, глава 14, стихи 25–35

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, во вторник, за богослужением читается Евангелие от Луки (Лк. 14, 25–35).

14.25. С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им:

14.26. если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;

14.27. и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником.

14.28. Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее,

14.29. дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,

14.30. говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?

14.31. Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?

14.32. Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире.

14.33. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.

14.34. Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее?

14.35. ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!

(Лк. 14, 25–35)

За Господом следовало множество народа, и все эти люди представлялись Его учениками для постороннего наблюдателя. Поскольку из ходящих за Спасителем многие следовали не со всем усердием и самоотвержением, но имели очень холодное расположение, то Он, научая, каков должен быть ученик Его, высказывает Свои мысли: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, причем и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (см. Лк. 14, 26).

Речь в этих словах идет вовсе не о ненависти в привычном для нас смысле этого слова, а о том, чтобы, любя свою жизнь и наших ближних, не заслонять этой любовью Спасителя. Это необходимо уже потому, что без Него наша любовь к дорогим для нас людям рано или поздно иссякнет.

Блаженный Феофилакт поясняет: «Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания».

Свое наставление о самопожертвовании, необходимом истинному христианину, Господь подкрепляет притчами о желающем строить башню, о войне между двумя царями и о соли.

Смысл притчи о башне таков: как человек, желающий построить башню, рассчитывает свои средства, чтобы не остаться в смешном положении, если, заложив основание башни, он не найдет средств на дальнейшую ее постройку, так и человек, желающий стать последователем Христовым, должен заранее рассчитать свои силы и подготовить себя как следует к предстоящему подвигу, чтобы не стать потом посмешищем для людей.

Тот же смысл и во второй притче: как царь решает начать войну с другим царем лишь после того, как рассчитает собственные силы, так и желающий стать последователем Христовым должен приобрести для этого духовные средства, из которых первое – самоотвержение; иначе он не сможет исполнить своего доброго намерения и даже может подвергнуться опасности поражения со стороны духовных врагов.

Последователи Христовы сравниваются с солью, защищающей от разложения все, с чем она смешана. Но ученики Христовы, не имеющие силы нравственного самоотвержения, уже ни для чего не пригодны, как соль, потерявшая свою силу.

Александр Павлович Лопухин замечает: «… Как соль нужна только до тех пор, пока она сохраняет свою соленость, так и ученик до тех пор остается учеником Христовым, пока не утратил главного свойства, которое характеризует ученика Христова, именно способность на самопожертвование».

Царство Божие, дорогие братья и сестры, открывается человеку уже в земной жизни, нам лишь необходимо сделать шаг навстречу. От этого шага зависит очень многое, вот почему Спаситель говорит о самопожертвовании, которое представляет собой не что иное, как добровольное отречение от временных наслаждений ради служения ближнему. В этом смысле самопожертвование христианина, начинаясь борьбой с самостью в собственном сердце, выражается в отвержении себя, в смиренном принятии и ношении жизненного креста и последовании Христу.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)


 


 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​