29 июня. Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые

29 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

Евангелие от Матфея, глава 7, стихи 15–21

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, во вторник, за богослужением читается Евангелие от Матфея (Мф. 7, 15–21).

7.15. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.

7.16. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

7.17. Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

7.18. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.

7.19. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.

7.20. Итак по плодам их узнаете их.

7.21. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

(Мф. 7, 15–21)

Поведав Своим последователям о пути, ведущем в вечную жизнь, и научая их быть внимательными и осторожными, в конце Своей Нагорной проповеди Господь предостерегает от лжепророков, которых сравнивает с волками в овечьей одежде.

Святитель Феофан Затворник, день памяти которого сегодня празднует Святая Церковь, указывал: «С начала христианства и доселе еще не было времени, когда бы не имело приложения это предостережение. Господь не указал, каких именно остерегаться лживых пророков, ибо как их определить? Они меняются, как мода, и всякое время порождает своих. Они всегда выступают в одеждах овчих, с видом доброжелательства в поступках и с призраком истины в речах. В наше время одежда их сшита из прогресса, цивилизации, просвещения, свободы мыслей и дел, личного убеждения, не принимающего веры, и тому подобного. Все это льстивая прикрышка. Потому-то, встречая выставку этой одежды, не спеши открывать уха твоего речам одетых в нее пророков. Присмотрись, не кроется ли волк под этой овчею одеждой».

Выражения о волках и овечьих шкурах являются образными и встречаются в еврейской литературе. Израильский народ представлялся под образом овчего двора. Ложные пророки изображены в образе волков.

Овца – символ простоты и кротости. Иносказательное выражение «быть в овечьей одежде» значило иметь внешний вид, личину простоты и кротости, чтобы под этой личиной легче и удобнее увлекать за собою людей неопытных.

В применении к лжеучителям и льстецам это выражение означает тех, которые без милосердия и сострадания завлекают в свои ложные учениям людей и тем губят их души.

Борис Ильич Гладков замечает: «Если не все они могут быть названы хищными волками; если некоторые из них ведут строгую, нравственную жизнь и не руководствуются в своем проповедничестве корыстными, хищническими или честолюбивыми расчетами; если они даже искренно заблуждаются в своем вероучении, – все же они, вводя других в заблуждение, сталкивая их с пути, ведущего в Царство Небесное, похищая у них, так сказать, это Царство, заслуживают уподобления волкам».

Далее Господь указывает, как можно отличить лжепророков от истинных учителей: Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые (Мф. 7, 17–18).

И действительно, истинные пророки отличались бескорыстием, послушанием Богу, бесстрашным обличением людских грехов, глубоким смирением, любовью, строгостью к себе и чистотой жизни. Они ставили себе целью привлекать людей к Царству Божию и были созидающим и объединяющим началом в жизни своего народа. Хотя истинные пророки нередко бывали отвергаемы широкой массой современников и преследуемы людьми, находящимися у власти, их деятельность воодушевляла на добродетельную жизнь и подвиг лучших сынов еврейского народа, то есть вела к славе Божией.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Совсем другой образ действий и другие цели преследовали самозваные пророки, которых было немало. Избегая обличений грехов, они умело льстили людям, чем обеспечивали себе успех среди народной массы и милость сильных мира сего. Обещаниями благоденствия они усыпляли народную совесть, что вело к нравственному разложению общества. В то время как истинные пророки делали все для блага и единства Царства Божия, лжепророки искали личной славы и выгоды».

В конечном итоге деятельность лжепророков способствовала гибели государства, а вредными плодами их деятельности стали гордость и отторжение людей от Царства Божия. Именно поэтому Господь научает: Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их (Мф. 7, 19–20), – призывая смотреть на то, как они живут. Их дела будут свидетельствовать за них или против них.

Как мы видим, дорогие братья и сестры, лжепророки стремились лишь к привлечению внимания по отношению к самим себе, заслоняя собой Бога. Для христианина же это неприемлемо, так как наша жизнь должна нести в себе тихую добродетель, исполненную любви ко Господу и стремления самоотверженно служить Ему, принося добрые плоды христианства, то есть проявляя послушание Господу, исполняя волю Небесного Отца.

Исполнением этой воли будет жизнь, очищенная от всякого тщеславия и превозношения, дабы люди, видя наши добрые дела, воздавали хвалу Отцу нашему Небесному.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​