27 марта. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист

27 марта 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

Евангелие от Марка, глава 1, стихи 35–44

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в субботу, за богослужением читается Евангелие от Марка (Мк. 1, 35–44).

1.35. А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.

1.36. Симон и бывшие с ним пошли за Ним

1.37. и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя.

1.38. Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел.

1.39. И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.

1.40. Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.

1.41. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.

1.42. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.

1.43. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его

1.44. и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.

(Мк. 1, 35–44)

В древности проказа была самой тяжелой болезнью. Наверное, нет смысла описывать физиологическое состояние больных проказой: оно было ужасным. Но все это усугублялось тем, что, по словам древнего историка Иосифа Флавия, с прокаженными обращались так, «как будто они были уже совсем мертвыми».

Как только устанавливали, что человек заболел проказой, его окончательно изгоняли из общества. Книга Левит дает такое установление: Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его (Лев. 13, 46).

Прокаженный должен был ходить в рваной одежде, с всклокоченной и непокрытой головой, закрытый тканью до губ, и кричать всякому встречному: Нечист! Нечист! (Лев. 13, 45). 

В эпоху Иисуса Христа прокаженным в Палестине был запрещен вход в Иерусалим и во все города, имевшие стены. Не было другой такой болезни, которая бы настолько изолировала человека от его собратьев. И вот такого человека исцеляет Господь.

Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на то, что прокаженный «с великою горячностью… просит Его (Христа. – Прим. ред.), просит с искреннею верою… "аще хощеши, можеши мя очистити". Не сказал также: Господи, очисти; но все препоручает Ему, Его воле предоставляет исцеление и свидетельствует о Его высочайшей власти».

Мы видим, дорогие братья и сестры, как прокаженный подходит ко Христу с величайшим доверием. Он не сомневался: если Спаситель захочет, Он сможет очистить его. Ни один прокаженный не подошел бы когда-нибудь к ортодоксальному книжнику или раввину: он очень хорошо знал, что его прогонят, побив камнями. Но Господь расположил его сердце к Себе, тем самым показывая и нам с вами, что никто не должен чувствовать себя слишком нечистым, чтобы подойти ко Христу.

Мы также можем поучиться у прокаженного смирению: он не требовал исцеления. Упав перед Господом на колени, он лишь сказал: если хочешь, можешь меня очистить (Мк. 1, 40). В этих словах раскрывается смиренное сердце, которое, сознавая свою нужду, обращается к Спасителю.

И вот такое обращение снискало благоволение Господа. Во-первых, прежде всего Христос проявил сострадание. Закон требовал, чтобы любой человек избегал прикосновения к прокаженному, потому что это угрожало ужасным осквернением. Но Господь не только подпускает к Себе прокаженного ближе, чем на два метра, но простирает к нему Свою руку и касается его.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Прокаженный, видимо с глубокой верой, смело нарушает закон, запрещающий ему подходить к здоровым, чувствуя, что здесь находится Сам Господь закона. Просьба его об исцелении полна столь же глубокого смирения, сколь и веры в чудодейственную силу Господа. Исцеляя, Господь коснулся его, показывая этим, что Он не связан законом, запрещающим прикосновение к прокаженному, что для Чистого нет ничего нечистого, и выражая этим жестом чувство глубокого сострадания несчастному».

Для Спасителя в жизни существовало только одно стремление – помогать. И только один закон – закон любви. Стремление к проявлению любви было превыше всех прочих норм, законов и уставов.

Господь Своими словами: хочу, очистись (Мк. 1, 41), а также прикосновением исцеляет прокаженного. И, по свидетельству евангелиста, после сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист (Мк. 1, 42). После этого Христос отправляет очищенного к священнику для принесения жертвы за очищение, как было установлено в законе Моисея, прося никому ничего не говорить об исцелении.

Блаженный Феофилакт замечает: «Заповедует прокаженному не сказывать никому о Нем для того, чтобы нас научить не искать похвалы от тех, кому благотворим».

Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, научает нас даже в самых трудных жизненных ситуациях не отчаиваться, но с доверием к Богу и со смиренным сердцем просить чудесного участия Господа в нашей жизни. Ведь чудо не может совершиться само по себе: оно есть соединение усилия воли человека, преисполненного веры, с беспредельной благодатью Божией.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать