22 апреля. Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте

22 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня мы продолжим рассматривать событие Преображения Господня.  Напомню, что говорили мы о явлении двух пророков в сиянии славы нашего Спасителя на горе Фавор и закончили на свидетельстве Малахии о возвращении великого пророка Илии в День Господень, которого некогда Бог взял на небо живым.

Что касается пророка Моисея, то была распространена вера и в его вознесение Богом на небо. Об этой народной вере упоминает Иосиф Флавий в своих «Иудейских древностях»: «Когда же он [Моисей] отправился туда, где ему было положено умереть, то вся толпа народная с плачем последовала за ним. Тогда Моисей знаком руки остановил стоявших подальше, прося их не следовать за ним… Лишь старейшины, первосвященник Елеазар и военачальник Иисус, еще сопровождали его. Когда же Моисей достиг вершины горы… то отпустил и старейшин. Затем он обнял Елеазара и Иисуса, и, пока еще говорил с ними, его вдруг окружила туча, и он скрылся в каком-то ущелье. Впрочем, в священных книгах он сам упомянул о своей смерти, из опасения, как бы люди не вздумали утверждать, будто бы он, вследствие особенной любви к нему со стороны Господа Бога, был взят прямо на небо» (Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга 4, глава 8, стих 48).

В дополнение к текстам Матфея и Марка евангелист Лука также указывает на то, что пророки Моисей и Илия говорили об исходе Иисуса Христа, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк. 9, 31), то есть о Его Крестной смерти. Ведь слово «исход» может быть эвфемизмом, заменяющим слово «смерть». Данное указание евангелиста весьма символично, ведь ученики не слышали данной беседы, так как, по утверждению того же Луки, отягчены были сном (Лк. 9, 32).

Это замечание мы находим только у евангелиста Луки, и оно дает нам представление о времени суток, в которое произошло событие Преображения нашего Спасителя.

Вспомним, что Господь нередко удалялся от Своих учеников на различные возвышенности для уединенной молитвы. И, как правило, это происходило на закате дня, ближе к ночи. Поэтому вряд ли кого из учеников удивило, что Иисус уходит на гору, взяв с Собой только Петра, Иакова и Иоанна. Они могли подумать, что Учитель берет трех учеников в качестве сопровождения для Своей обычной молитвы Богу Отцу.

Если следовать такой логике, нас не должно удивить и то, что во время Преображения ученики Христовы спали. Тяжесть пешего путешествия, дневной зной и внимание к речам Спасителя утомили апостолов к концу дня, и они задремали, как задремлют и в Гефсиманском саду, в ночь предательства Христа Иудой Искариотским.

Таким образом, событие Преображения происходит ночью. И в ночной тьме они становятся свидетелями сияющей славы Божией и беседы их Учителя с пророками. Не осознавая происходящего, апостол Петр обращается ко Христу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе (Мк. 9, 5–6). Петр словно пытается удержать всех троих участников славы Божией в «трех кущах».

Слово «куща» (по-гречески – «скиния») означает «палатка, шатер, шалаш». Это походное место обитания человека, некое строение, сшитое из ткани или шкур животных, собранное из подручных средств, которое при желании можно разобрать или перенести на другое место.

Более точный перевод фразы «хорошо нам здесь быть», сказанной апостолом Петром, приводит в своей книге «Толковая Библия» Александр Павлович Лопухин, указывая на игру слов в греческом оригинале. Их можно понять и так: «Хорошо, что мы здесь!» Складывается ощущение, что Петр вновь желает остановить Христа от предстоящих страданий. Он увидел Божественную славу Своего Учителя, явился миру обещанный Илия, сам законодавец Моисей свидетельствует об Иисусе – зачем еще нужно умирать? Но пока Петр говорил эти слова, явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте (Мк. 9, 7).

Облако – это традиционный образ славы Божией. В библейском богословии понятие «слава» всегда ассоциируется с присутствием Божиим. Она могла изображаться как свет, сияние, радуга, огненный столб или, как в данном случае, облако. В еврейском богословии видимая слава Божия имеет своей термин – «шехина».

И вновь описание славы Божией относит нас к событиям Священной Истории Ветхого Завета: И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день воззвал Господь к Моисею из среды облака (Исх. 24, 15-16).

На протяжении многих столетий Бог молчал. Иудеи по-разному объясняли это молчание. Кто-то утверждал, что Бог сказал все в Законе и более Ему нечего добавить Своему народу. Другие утверждали, что Израиль погряз в грехах, и черствость народа и священников иудейских не дает им возможности услышать голос Божий. Но теперь Бог вновь заговорил. Первый раз, обращаясь к Иоанну Крестителю, во время Крещения Господня. Теперь же Божественный голос слышат Петр, Иаков и Иоанн: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте (Мк. 9, 7).

В Книге пророка Исаии стоит словосочетание «избранный Мой», которое вполне можно перевести и как «возлюбленный». Ведь речь в пророчестве идет о Мессии как об Агнце, Которому надлежит взять на Себя грехи мира. Христос не будет Царем в понимании иудеев, Который поставит их во главе мирового порядка. Христос будет Царем, Который принесет Себя в жертву за весь мир. Именно поэтому все внимание должно быть приковано только к Нему, как писал сам пророк Моисей: Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, – Его слушайте (Вт. 18, 15).

Эти слова Божии из облака Его славы звучат словно ответ на слова Петра. Не стоит удерживать ни Христа, ни Моисея, ни Илию в кущах на горе Преображения. Необходимо следовать за Тем, Кто проповедует истину. Теперь нужно быть послушным не Моисею и его Закону, не пророкам, но Иисусу Христу. Ветхий Завет сменился Новым!

В подтверждение этой смены эпох, как только с неба раздались слова: Его слушайте (Мк. 9, 7), Моисей и Илия исчезли. Ученики, посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса (Мк. 9, 8).

Преображение Господне – явление славы Божией в преддверии страданий на Кресте нашего Спасителя. И если сейчас, на горе, Бог Отец свидетельствует о любви к Своему Сыну, то скоро Сам Сын будет свидетельствовать перед Отцом о любви к людям, добровольно приступая к смерти за каждого из нас.

Наша с вами задача – откликнуться на эту любовь и быть послушными нашему Спасителю.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​