20 августа. В то время, вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме

20 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

Евангелие от Матфея, глава 21, стихи 12–14, 17–20

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в пятницу, за богослужением читается Евангелие от Матфея (Мф. 21, 12–14, 17–20).

21.12. В то время, вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, 

21.13. и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

21.14. И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

21.17. И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

21.18. Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; 

21.19. и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

21.20. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

(Мф. 21, 12–14, 17–20)

В греческом тексте Нового Завета есть два слова ναός [наос] и ιερόν [иерон], которые переводятся как «храм», и в обоих случаях это правильный перевод, но значения данных слов существенно различаются между собой. Словом «наос» обозначается небольшое здание,  включающее Святое и Святое святых, куда мог входить лишь первосвященник, да и то лишь в день очищения. Но сам этот Храм был окружен огромным пространством, на котором было расположено последовательно множество дворов – именно они и обозначаются словом «иерон».

Святое и Святое святых окружал двор священников, в который могли войти только священники, там находились: большой жертвенник всесожжения, жертвенник для курения, семисвечник, стол для хлебов предложения и большой медный умывальник.

Перед двором священников располагался двор израильтян, в который входили через Никаноровы ворота, большие бронзовые ворота, что открывали и закрывали двадцать мужчин. В этом дворе собирался народ для храмовых служб. Его предварял двор женщин, в который вели Красные ворота, через них мог пройти каждый израильтянин. Самым первым храмовым двором был двор язычников, тут мог войти каждый, но дальше  язычникам запрещалось проходить под страхом смертной казни.

Именно здесь, во дворе язычников, и произошло описанное евангелистом Матфеем событие изгнания Иисусом Христом продающих и покупающих. Этот двор всегда был полон народа, там всегда кипела деятельность, но в дни пасхи он особенно заполнялся паломниками. Не только иудеи, но и язычники в эти дни стремились посетить величественный Храм, чтобы воочию увидеть всю его красоту.

Здесь же, во дворе язычников, меняли деньги для уплаты храмового налога в полшекеля. Налог мог быть уплачен только иудейской монетой из серебра высокого качества. Порченые монеты, монеты с обрезанными краями или из языческих стран не принимались, а потому меновщики обменивали неподходящие деньги на требуемые монеты.

Тут же предлагали и жертвенных животных. Иудею, жившему на большом расстоянии от Храма, было затруднительно доставить животное в Иерусалим. И для удобства паломников непорочных животных продавали прямо в Храме, а точнее во дворе язычников.

Этот двор был единственным местом в Храме, куда могли войти язычники. Не все они приходили только посмотреть. Были и те, что приходили помолиться и почтить Бога. Но в этом крике продажи и торговли, среди воркования голубей и блеяния овец, молиться было невозможно. Люди, искавшие присутствия Божьего, были лишены этого, находясь в доме Божьем.

Именно поэтому Спаситель выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников (Мф. 21, 12–13).

Как пишет преподобный Иустин (Попович): «Храм – это обиталище Бога, следовательно – дом молитвы, ибо с Богом общаются прежде всего молитвой. Если в храм входят с корыстолюбивым, сребролюбивым желанием, то храм превращается в вертеп разбойников».

Глубоко символично было и то, что Господь сделал со смоковницей. Подойдя к ней в надежде подкрепиться плодами, Спаситель не нашел на ней фруктов. Его приговор стал кардинальным: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла (Мф. 21, 19). Это действие стало прообразом судьбы Иерусалимского храма, не приносящего плодов молитвы.

Александр Павлович Лопухин, рассуждая о чуде, замечает, что «на смоковнице не было даже и незрелых плодов, а были только листья. Это показывает, что состояние дерева было уже само по себе ненормально, что ему угрожала гибель, и, вероятно, в тот же год. Подобные обстоятельства известны всем садоводам. Больные и обреченные на гибель плодовые деревья не приносят обыкновенно плодов, хотя и бывают покрыты листьями».

Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, открывает нам, насколько важно человеку для подлинной, здоровой духовной жизни принимать участие в храмовой совместной молитве. Но наиболее важным является состояние самого человека, приходящего в храм. Если мы спешим к Богу только ради корысти, желания получить выгоду для себя, не отдавая ничего взамен, не принося плодов веры – мы уподобляемся бесплодной смоковнице, умирающей и засыхающей.

Но если мы не размениваемся на суету, не запираем благодать Святого Духа в клетку своего бездействия, а опрокидываем со Христом греховные скамьи, на которых мы привыкли почивать, позволяя Спасителю действовать в храме нашей души, то Он сможет исцелить в нас и хромоту веры, и слепоту надежды, дабы мы твердо и ясно шли прямым путем в Царство Божие.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать