20 апреля. О беседе Христа с самарянкой. Продолжение

20 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Мы с вами продолжаем внимательно разбирать встречу Христа и самарянки у колодца праотца Иакова согласно повествованию евангелиста Иоанна Богослова.

4.16. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

4.17. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,

4.18. ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

4.19. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

4.20. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

4.21. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

4.22. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение – от Иудеев.

4.23. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

4.24. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

4.25. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

4.26. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

(Ин. 4, 16–26)

В прошлой программе наш Спаситель открыл Себя как Источник живой воды: кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14). Конечно, та вода, о которой говорит Христос, не заменит нашу материальную воду, но она станет источником Истины. Она может утолить ту жажду, которую испытывает не тело, а душа.

Как мы помним, женщина-самарянка не поняла слов Господа, так как воспринимала говорящего с ней как простого человека. И Христу понадобилось, чтобы достучаться до сердца самарянки, явить Свое всеведение. Именно поэтому Он обращается к ней со словами: пойди, позови мужа твоего и приди сюда (Ин.4, 16), – на что женщина отвечает: у меня нет мужа (Ин. 4, 17).

Как мы узнаем далее, самарянка лукавит. Мы можем предположить причину ее лжи. К примеру, она хотела получить чудодейственную воду, не возвращаясь по жаре в Сихарь, или, возможно, ей стыдно сознаться в том, что ее личную жизнь нельзя назвать высоконравственной.

Но Спасителю известно все, и Он открывает это женщине, говоря: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала (Ин. 4, 17–18). Не напоминают ли вам эти слова Спасителя историю с Нафанаилом? Как и там, Христос в беседе с самарянкой проявляет необъяснимую Божественную проницательность и иронию. В первом случае ирония состояла в том, что Иисус говорил о Нафанаиле как «об израильтянине, в котором нет лукавства» (см. Ин. 1, 47), причем сразу после его вопроса: «из Назарета может ли быть что доброе?» (см. Ин. 1, 46) Я думаю, вы согласитесь с тем, что этот вопрос вполне лукав по своей сути.

Здесь же Господь обличает лукавство самарянки, подтверждая ее ложь, что в настоящее время она не замужем, потому что это не законный брак, а сожительство. Неизвестно, становилась ли она пять раз вдовой или ее мужья разводились с ней. У евреев разрешались два, а в некоторых случаях три брака, так что ее жизнь была, с точки зрения евреев, в высшей степени безнравственной.

Господи! вижу, что Ты пророк (Ин. 4, 19), – восклицает женщина, но тут же пытается сменить тему разговора: Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме (Ин. 4, 20). Ей кажется, что раз ей повезло встретить Пророка, Он разрешит важнейшую религиозную проблему, волновавшую самаритян.

Известно, что они стали поклоняться Богу, возведя свой храм на горе Геризим. Хотя Второзаконие утверждает, что поклонение Единственному Богу должно совершаться в единственном месте (см. Втор. 12, 1–14), это место там не названо. Самаритяне были уверены, что это место – гора Геризим, потому что, согласно Второзаконию (см. Втор. 11, 26–32), Бог именно там повелел Моисею произнести благословение. Кроме того, Иисусу Навину было велено поставить святилище на этой же горе (см. Втор. 27, 4). Евреи же утверждали, что единственным законным местом поклонения является Иерусалим. Кто же прав? Этот вопрос не был чисто теоретическим, как может показаться. Люди были убеждены, что только жертва искупает грех, но жертвоприношение должно быть совершено по правилам и принесено на правильном месте. Поэтому возможно, что если самарянка осознала свою греховность, то у нее тут же возникла мысль о жертве искупления.

Господь, отвечая ей, говорит: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу (Ин. 4, 21). Единственный раз во всем Евангелии Христос начинает Свои слова с фразы «поверь Мне». Наверное, эти слова были необходимы конкретному человеку в конкретном случае.

Спаситель дает удивительное обетование, что настанет время, когда истинное поклонение Богу не будет привязано к конкретному месту: ни к горе Геризим, ни к храму в Иерусалиме. Тем более что на тот момент самарянский храм уже был разрушен, да и иерусалимский ожидала та же участь. Обратим внимание и на то, что Христос называет в данном случае Бога Отцом – Единым Отцом как евреев, так и самарян.

Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4, 24). Согласитесь, это великая фраза. То, что Бог назван Духом, не только указание на бесплотную – в человеческом смысле этого слова – природу Бога. Библия вообще с осторожностью говорит о природе Бога, потому что Он хоть и познается нами, но принципиально непостижим. В Священном Писании о Боге чаще всего задается вопрос не «кто Он?», а «что Он делает?» Так, «Бог – это любовь» означает, что Он любит, а «Бог – это свет» – что Он просвещает, дарует людям свет откровения. Так и здесь: «Бог – это Дух» – значит, что Бог дарует людям Свой Дух, благодаря Которому они могут надлежащим образом Его познавать и почитать.

Саму фразу в духе и истине (Ин. 4, 24) нужно понимать через призму риторических фигур речи, нередко употребляемых евангелистом Иоанном. На русский язык данную фразу было бы правильнее перевести как «в духе истины», то есть фраза должна звучать так: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. И речь тут идет о Самом Христе. Ведь именно поклонением Иисусу Христу, Сыну Божию, будет заменено поклонение Богу в Иерусалимском храме. И если Бог дарует Свой Дух людям, то делает Он это через Своего Сына.

Последняя фраза в сегодняшнем евангельском отрывке не может не заинтересовать нас с вами, дорогие братья и сестры. На слова самарянки об ожидании пришествия Мессии Христа Господь говорит: это Я, Который говорю с тобою (Ин. 4, 26). Во всех Евангелиях Иисус чрезвычайно сдержан и практически никогда не называет Себя Мессией. Здесь – одно из редчайших исключений, и очень важно то, что Спаситель открывает Себя перед женщиной, причем самарянкой, которой брезгали евреи, перед женщиной отнюдь не безупречного поведения.

А это значит, что Он готов открыть Себя каждому из нас. Ведь Христос сегодня и всегда говорит с нами. Говорит со страниц Святого Евангелия, чтобы мы слушали Его и исполняли волю Отца нашего Небесного.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать