16 декабря. И сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?

16 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Евангелие от Луки, глава 20, стихи 1–8      

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в среду, за богослужением читается Евангелие от Луки (Лк. 20, 1–8).

20.1. В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, 

20.2. и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?

20.3. Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: 

20.4. крещение Иоанново с небес было, или от человеков?

20.5. Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему? 

20.6. а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.

20.7. И отвечали: не знаем откуда.

20.8. Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

(Лк. 20, 1–8)

Давно уже на страницах Евангелия от Луки мы не встречали имени Иоанна Крестителя. В данном контексте наш Спаситель не просто так вспомнил о Своем Предтече. Ведь имя пророка Иоанна не было вычеркнуто из народной памяти, как бы о том ни мечтали и Ирод Антипа с Иродиадой, и книжники и фарисеи, которых смело обличал Креститель.

Иоанн был выдающейся фигурой в Израиле своего времени. Его поистине в народе считали за пророка, говорившего от имени Божьего, чего не было уже порядка трехсот лет. Он был из священнического сословия – из рода Аарона, но не был священником в привычном понимании, не совершал храмовых и синагогальных богослужений, не претендовал на место Первосвященника. Его амвоном была пустыня, простиравшаяся вдоль Иордана – реки, ставшей символом покаяния иудеев I века.

И если духовная элита еврейского народа смирилась с посмертной славой пророка Иоанна, то не могла принять и всячески старалась обратить людей от другого проповедника – Иисуса из Назарета, Который все больше вызывал к Себе интерес со стороны простых иудеев.

Особенно первосвященников, книжников, фарисеев и иродиан, которые считали себя хранителями Иерусалимского храма и его преданий, возмущала растущая популярность Иисуса Христа в самой столице Иудеи. И конечно, без их явного недовольства не могло остаться событие изгнания торгующих из храма.

Стоит заметить, что в храме была четкая иерархия. Первосвященники, священники, левиты, стражники составляли незыблемую вертикаль власти. Ничего не делалось в храме без ведома стражника, который получал благословение на что-либо по иерархической лестнице от самого Первосвященника. Но кто разрешил бродячему проповеднику из Галилеи разгонять приносящих прибыль священству торговцев и менял? Именно в этом состоял заданный Христу вопрос: какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию? (Лк. 20, 2).

Как замечает архиепископ Аверкий (Таушев): «Ясно, что это не вопрос людей, желающих знать истину, а лукавые вопросы злобных врагов для уловления Господа в слове».

Понимая умысел вопрошавших Его, Господь задает Свой вопрос: крещение Иоанново с небес было, или от человеков? (Лк. 20, 4). На первый взгляд вопрос Христа может показаться неуместным. Как мы уже говорили ранее, Иоанн не имел прямого отношения к храму. Но тем не менее никто не мог опротестовать вопрос Спасителя, понимая всю его глубину.

Иоанн Креститель, проповедуя покаяние на берегах Иордана, также свидетельствовал и о грядущем Мессии, прямо указывая на Него, а именно на Иисуса из Назарета. И если Иоанн был истинным пророком, то Иисус и впрямь был истинным Христом – Мессией народа Израиля, что давало Ему власть и над храмом. Но признать Иисуса Христом для служащих храма означало потерять реальную власть над людьми. А потому, посовещавшись, они дают ответ, исполненный отчаяния: не знаем откуда (Лк. 20, 7). 

Святитель Кирилл Александрийский пишет: «Обратите внимание на великую злобу фарисеев: они бегут от истины; они отказываются от света; они не испытывают ужаса перед грехом. И они действительно боялись сказать правду, даже когда слышат: почему же вы не поверили ему? но они не будут обвинять Предтечу, и не из-за страха перед Богом, а перед народом. Так, они скрывают истину и говорят: "не знаем"».

Мы с вами, дорогие братья и сестры, являясь частью Христовой Церкви, вполне можем дать четкий ответ на вопрос, какой властью совершал те или иные действия Иисус из Назарета в дни Его земного служения. Но признавать Господа Иисуса Христа Сыном Божиим на страницах Евангелия – не то же самое, что признавать Его своим Богом в повседневности.

Давайте поразмыслим: всегда ли мы готовы принять те изменения в нашей жизни, которые могут причинить нам финансовый ущерб, поколебать комфортный устрой нашей жизни, ущемить наши права или нанести урон нашей репутации? А если все это будет угодно нашему Богу? А если это потребуется для нашего спасения? Сможем ли мы принять все это со смирением? Не будет ли и из наших уст вопроса: а кто дал Тебе право так поступать?

Пусть же сегодняшний евангельский отрывок заставит нас задуматься над тем,  как мы поступим в такой ситуации. Готовы ли мы быть на деле ревнителями правды Божией или, как служители храма, ответим, что не знаем, скрывая Истину?

Будем просить Бога о крепости нашего духа, о мудрости и честности, не страшась никаких испытаний.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​