16 марта. О зачатии Иоанна Крестителя

16 марта 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

Евангелие от Луки, глава 1, стихи 5–25

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Мы с вами продолжаем изучение Священной евангельской истории. Одним из ярчайших образов, которые описывают евангелисты, является Иоанн Креститель. И сегодня мы поговорим о его зачатии, о котором повествует евангелист Лука (Лк. 1, 5–25).

Вначале Евангелист дает описание родителей пророка Иоанна:

1.5. Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.

1.6. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.

1.7. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.

(Лк. 1, 5–7)

Третье по порядку Евангелие начинается с пролога, в котором указывается повод и методика написания текста, а также указывается адресат (кому данный текст предназначен). После пролога апостол Лука начинает свое торжественное и величественное повествование об исполнении Божественного замысла о спасении человеческого рода. И начинает свой рассказ с упоминания иудейского царя Ирода Великого.

В первую очередь это необходимо, чтобы дать читателю представление о времени описываемых событий.

Итак, Ирод Великий правил страной с 37 по 4 год до н. э. Пусть вас не смущает, что правление датировано временем до н. э. (то есть до привычной нам даты Рождества Христова), так как и определение года Рождества тоже имеет свои нюансы, о которых мы обязательно поговорим в следующих программах.

И вот в дни правления Ирода был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета (Лк. 1, 5). В Иерусалимском храме жрецами (или священниками) могли быть только потомки Аарона из племени Левия. Любой мужчина из этого рода, не имевший физических недостатков, имел право служить в храме. Главной обязанностью священников было совершение жертвоприношений, а также других церемониальных действий храмового богослужения.

Поскольку священников было очень много (некоторые источники указывают на цифру 20 тысяч), то все они были разделены на череды, или, как бы мы сейчас сказали, смены. Череда Авия была восьмой из 24 в списке смен храма.

Жена Захарии – Елисавета – тоже принадлежала к священническому роду Аарона и, как мы узнаем позже, была родственницей Девы Марии.

И Захария, и Елисавета, по замечанию Луки, были праведны пред Богом (Лк. 1, 6), но оставались бездетны. В еврейской традиции бездетность считалась величайшим несчастьем и очень часто даже Божиим наказанием за какой-то тайный грех. Виновной всегда считалась женщина, так как в древности люди не знали о мужском бесплодии.

И вот далее евангелист Лука начинает описание поистине чудесных событий:

1.8. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,

1.9. по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,

1.10. а все множество народа молилось вне во время каждения, –

1.11. тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.

1.12. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.

1.13. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;

(Лк. 1, 8–13)

Поскольку священников было очень много, то такое великое событие, как воскурение благовоний на жертвеннике храма, могло произойти только раз в жизни. Выбор священника совершался по жребию. Жертвенник, о котором идет речь, располагался в помещении, закрытом для простых людей и называемом «Святая», куда мог входить только священник. Еще один жертвенник находился в месте под названием «Святая Святых», но туда мог входить только первосвященник – и только в день искупления.

Именно там, в святом месте, и произошло чудесное явление ангела священнику. Для Захарии это был самый великий момент его жизни: он вошел во Святая, чтобы совершить каждение и вознести свою молитву о самом важном для него и его жены: даровании сына. И, как свидетельствует ангел, молитва его была услышана.

Евангелист не делает из Захарии героя веры, чтобы приукрасить свой рассказ. Напротив, он описывает состояние смущения и недоверия. Захария требует от ангела нечто наподобие знака, чтобы он мог поверить:

1.18. И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.

1.19. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;

1.20. и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.

1.21. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.

1.22. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.

(Лк. 1, 18–22)

Как мы видим, знак Захарии дается, но в нем присутствует и элемент наказания. Греческое слово «кофос» обычно значит «глухой», но так раньше говорили и о немоте. Следовательно, Захария стал глухонемым. Но далее евангелист Лука описывает поистине трагикомедию: старый священник выходит к народу и с помощью знаков и жестов пытается объяснить случившееся. Вы, наверное, спросите: «Почему трагикомедию?» А как бы вы с помощью жестов описали увиденного вами ангела?

Далее евангелист Лука повествует:

1.23. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.

1.24. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:

1.25. так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

(Лк. 1, 23–25)

Священническое служение череды длилось неделю. Лука не сообщает, где находился дом Захарии, понятно только, что он жил не в Иерусалиме, а в горной Иудее.

Обещание Ангела исполнилось: Елисавета забеременела. Но почему она скрывалась в течение пяти месяцев? Причина может быть самой обычной (например, Елисавета хотела удостовериться в своей беременности, которая через пять месяцев становится заметной). Но в этом сокрытии присутствует и Божественное смотрение, так как благодаря молчанию Елисаветы ее родственница Мария ничего не знала о ее состоянии.

А почему это так важно, мы поговорим с вами завтра.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать