Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Евангелие от Луки, глава 13, стихи 10–17
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в воскресенье, в день памяти апостола Андрея Первозванного, за богослужением читаются два Евангелия: отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин. 1, 35–51), посвященный святому, и воскресное зачало от Луки (Лк. 13, 10–17).
13.10. В одной из синагог учил Он в субботу.
13.11. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
13.12. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.
13.13. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
13.14. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний.
13.15. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
13.16. сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
13.17. И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.
(Лк. 13, 10–17)
Во время Своего пребывания в Галилее Господь учил в одной из синагог в субботний день. Это был последний случай Его пребывания в синагоге. Очевидно, что в это время первосвященники следили за каждым действием Спасителя и выжидали удобного момента, чтобы схватить Его. И вот Господь совершает чудо исцеления женщины, которая восемнадцать лет была скорчена и не могла выпрямиться.
Присутствовавшие при этом фарисеи молчали, но начальник синагоги вознегодовал на то, что исцеление было совершено в субботу, когда по закону ничего нельзя было делать, и, обращаясь к народу, сказал: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний (Лк. 13, 14).
Видя, что начальник синагоги и подобные ему ставили свою систему правил выше дел милосердия и что их больше заботило соблюдение мелких установлений, нежели оказание помощи людям, Спаситель ответил своим противникам, ссылаясь на их же закон: не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? (Лк. 13, 15).
Дело в том, что равви осуждали жестокое обращение с безответными животными, и закон их не запрещал даже в субботу отвязывать животных от стойла и поить их. Из этого Господь делает следующий вывод: если для животных нарушается строгость закона о субботе, то уж женщину, происшедшую от великого Авраама, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? (Лк. 13, 16).
Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «Эти слова толкуются неодинаково: одни полагают, что болезнь этой женщины происходила от действия духа нечистого, которому Господь попустил скорчить эту женщину, как попустил, например, наслать проказу на праведного Иова; другие полагают, что болезнь этой женщины была результатом ее порочной жизни».
Несмотря на то, что женщина эта уже ни на что не надеялась и готова была до смерти нести иго своей немощи, ей важно было прийти туда, где возвещалось слово Господне. И ради ее верности заповеди Божией Господь совершил чудо: в одно мгновение она исцелилась, выпрямилась и вознесла хвалу Богу.
Поведение Спасителя и Его деяния показывают нам, что ни одно из дел милосердия, которое можно сделать сегодня, не полагается откладывать на завтра. Если бы Господь отложил исцеление этой женщины на другой день, никто не мог бы критиковать Его, но Он настаивал на том, что недопустимо продлевать ее страдания до следующего дня, если есть возможность помочь ей сегодня.
Преподобный Максим Исповедник отмечает: «Посредством скорченной женщины обозначается душа, тремя своими силами привязанная к чувственному. Ведь если число шесть – ибо за шесть дней был приведен к бытию чувственный мир – помножить на три, то получится восемнадцать. Если эта душа посредством покаяния придет к Слову и Богу, то сделается здоровой – не согбенной более к земному, а рассматривающей небесную красоту».
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, раскрывают нам чудо Божией любви и благодати, выпрямляющей все, что грех искривил в нашей жизни. Душа же склоняется к земле под тяжестью греха тогда, когда думает только о житейском, не помышляя ни о чем небесном.
Конечно, Господь не призывает нас отказаться от мирских забот, трудов и радостей, но предупреждает, что материальные ценности мимолетны и ограничены коротким земным существованием, поэтому мы не должны привязываться к ним. У нас есть ценность истинная и вечная. Ценность эта – слово Божие, восприняв которое мы получаем надежду на наследование Царствия Небесного.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Всероссийский старец. Архимандрит Кирилл (Павлов). Православный календарь 2025
У книжной полки. Петр Алеут, cвятой эскимос
Этот день в истории. 5 октября
День ангела. 5 октября
Церковный календарь 5 октября. Праведный Петр Африканский
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!