12 октября. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него

12 октября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

Евангелие от Луки, глава 5, стихи 12–16

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, во вторник, за богослужением читается Евангелие от Луки (Лк. 5, 12–16).

5.12. Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

5.13. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.

5.14. И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им.

5.15. Но тем более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.

5.16. Но Он уходил в пустынные места и молился.

(Лк. 5, 12–16)

Евангелист Лука вновь погружает нас с вами, дорогие братья и сестры, в событие чудесных деяний нашего Спасителя. На этот раз – исцеления прокаженного человека: когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе (Лк. 5, 12).

Как замечает архимандрит Ианнуарий (Ивлиев): «Буквальный перевод [данного отрывка] несколько более эмоциональный: "И случилось Ему быть в одном из городов (Иудеи), и смотри! – некий человек, полный проказы". Это "смотри!", пропущенное в Синодальном переводе, вообще очень важное в Новом Завете слово. Оно обычно переводится как "се" или "вот". Но в греческом тексте это – "смотри!", и всегда сигнализирует нечто экстраординарное: Божественное откровение или особенное чудо».

В чем же была особенность данного чуда? В древности проказа была самой тяжелой болезнью. Как только устанавливали, что человек заболел проказой, его окончательно изгоняли из человеческого общества. Книга Левит дает такое установление: Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его (Лев. 13, 46) 

К тому же проказа усугублялась тем, что, по словам древнего историка Иосифа Флавия, с прокаженными обращались так, «как будто они были уже совсем мертвыми». А потому исцеление от проказы приравнивалось к воскрешению мертвого.

В Синодальном тексте мы читаем: пришел человек весь в проказе (Лк. 5, 12), и это не совсем точный перевод. В греческом тексте стоит слово πλήρης (плирис), которое переводится как «полный», то есть: «Пришел человек, полный проказы». Евангелист Лука специально подбирает это слово, которое должно было на контрасте подчеркнуть две противоположности: прокаженного, полного проказы, иными словами – полного нечистоты, нечистого духа, и Иисуса Христа – полного благодати Духа Святого.

 

Книга Левит предписывала прокаженным ходить в рваной одежде и, увидев издали людей, кричать: Нечист! Нечист! (Лев. 13, 45), предупреждая тем самым, что к ним нельзя даже приближаться, а не то что говорить с ними или тем более прикасаться к ним.

Но в описанной Лукой истории мы становимся свидетелями чего-то необычного. Не только прокаженный, пренебрегая законом, приближается к Спасителю, но и Сам Христос, пренебрегая законом, прикасается к неприкасаемому нечистому человеку.

Архиепископ Аверкий (Таушев) указывает: «Исцеляя, Господь коснулся его, показывая этим, что Он не связан законом, запрещающим прикосновение к прокаженному, что для Чистого нет ничего нечистого, и выражая этим жестом чувство глубокого сострадания несчастному. Сказанное Им: Хощу, очистися! указывает на Его Божественную власть».

Удивительно и обращение прокаженного ко Христу: Господи! если хочешь, можешь меня очистить (Лк. 5, 12). Данные слова являются дословным переводом с греческого языка, которые можно понимать так: «Господи! Ты ведь можешь меня очистить, стоит Тебе только захотеть». В этих словах мы видим, что прокаженный человек не только исповедует Иисуса Христа Господом, но и признает Его власть делать все, что Он захочет. И Господь исцеляет прокаженного через прикосновение с повелением: никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им (Лк. 5, 14).

Александр Павлович Лопухин, пишет: «Исцеленный должен был пойти показаться священникам и принести установленный дар, чтобы получить формальное свидетельство о своем очищении».

В Священном Писании исцеления от проказы встречаются крайне редко, точнее – в Ветхом Завете приведено их только два. Поэтому обряд освидетельствования священником исцеленного от проказы если и совершался, то крайне редко, а потому более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих (Лк. 5, 15).

Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, вновь научает нас даже в самых трудных жизненных ситуациях не отчаиваться, но с доверием к Богу и со смиренным сердцем просить чудесного участия Его в нашей жизни. Ведь чудо не может совершиться само по себе, оно есть соединение усилия воли человека, преисполненного веры, с беспредельной благодатью Божьей.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​