Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Евангелие от Луки, глава 4, стихи 16–22
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в четверг, за богослужением читается Евангелие от Луки (Лк. 4, 16–22).
16. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
17. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
18. Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
19. проповедывать лето Господне благоприятное.
20. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
21. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
22. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
(Лк. 4, 16 – 22)
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о том, как Господь наш Иисус Христос, придя в Свой родной город Назарет, по обычаю в субботний день вошел в синагогу.
Синагогальное богослужение времен Христа состояло из трех основных частей: предначинательных молитв, субботнего чтения из Торы (такой отрывок имел название «парашийот», он положил начало привычным нам библейским, евангельским и апостольским зачалам) и отрывка из Танаха – пророческих книг. В настоящем случае чтение и толкование Афтара (отрывка из пророческих книг) поручили Спасителю. Ему подали книгу, а точнее свиток, представлявший собой склеенные по порядку листы, начиная с первого до последнего, которые обворачивались вокруг двух палок-держателей и завязывались шнуром. Писали в то время только на одной стороне листа. Такие свитки ставились в особый ящик, причем головки палок-держателей были все наверху, и на одной из них было написано название священной книги, так что их легко было находить при надобности.
Слова, которые прочитал Господь, относятся к первым двум стихам 61-й главы Книги пророка Исаии и звучат так: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих (Ис. 61, 1–2).
Для каждого иудея было ясно, что в этих словах пророк Исаия говорит не о себе, а пророчествует от Бога о грядущем Мессии – Христе. И по вдохновению свыше Господь читает именно эти строки.
Как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Вот чем началась проповедь Господня в Назарете: удостоверением о Своей личности, что Он обещанный Мессия, – удостоверением не собственным, но пророческим, что гораздо важнее в деле свидетельства: Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно – говорил Сам Спаситель»
Ранее, на реке Иордан, Иоанну Крестителю было откровение о Сыне Божием, теперь другой пророк устами Самого Христа свидетельствует: Дух Господень на Мне (Лк. 4, 18). Иными словами, вся полнота Божества со Христом, и благоволение Бога Отца, и благодать Святого Духа, только ради одной цели – спасения человеческого рода, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим (Лк. 4, 18).
Евфимий Зигабен поясняет: «Послал – очевидно, Отец. А нищими евангелист называет язычников, не обладающих богатством благочестия и лишенных всякого блага. Или также иудеев, которые были нищими по добродетели, так что всем им в то же время благовествовалось благочестие и добродетельное жительство посредством Евангелия».
Далее Господь продолжает чтение пророка, говоря, что Он послан исцелять сокрушенных сердцем (Лк. 4, 18), то есть даровать прощение скорбящим о своих грехах. Проповедовать пленным освобождение (Лк. 4, 18) – призывая к покаянию, изменению своего образа жизни, избавляя людей от рабства диаволу и греху. Даровать слепым прозрение (Лк. 4, 18) – слепым телесно и слепым духовно, то есть не знающим веры и закона. И отпустить измученных на свободу (Лк. 4, 18) – ведь Он пришел в мир, чтобы открыть людям двери рая, некогда затворенные от нас после грехопадения. И после Своего преславного Воскресения все праведники и помилованные Богом, томившиеся все это время в ожидании исполнения пророчества о пришествии в мир Христа, вошли в Его Царство, обретя подлинную свободу.
Господь окончил чтение отрывка из книги пророка на словах проповедывать лето Господне благоприятное (Лк. 4, 19). И в этом мы с вами видим глубину любви нашего Спасителя, Который готов принести каждому слушающему Его благоприятное лето, то есть удобное, хорошее время для нашего спасения.
Святитель Феофан Затворник пишет: «Господь не возвестить только пришел о лете приятном, но и принес его. Где же оно? В душах верующих. Земля никогда не будет превращена в рай, пока будет существовать настоящий порядок вещей; но она есть и будет поприщем приготовления к райской жизни. Начатки ее полагаются в душе; возможность сему в благодати Божией; благодать же принес Господь наш Иисус Христос – принес, следовательно, для душ лето приятное».
Господь пришел в мир, чтобы принести радость от общения с Богом и мирное состояние духа, освободить людей от тяжести греха, благовествовать о победе над врагом рода человеческого и о наступлении вечного Царствия Божия. Но только тот, кто слушает Господа и исполняет все заповеданное Им, получает благодать благоприятного лета Господня. И это, дорогие братья и сестры, совершается во всех искренно верующих и действующих по вере.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!