29 августа. И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!

29 августа 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Евангелие от Матфея, глава 20, стихи 29–34

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в субботу, Святая Церковь вспоминает событие переноса из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа. Этому событию посвящается отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 9, 51–56; 10, 22– 24). А также за богослужением читается рядовое Евангелие от Матфея (Мф. 20, 29–34).

20.29. И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа.

20.30. И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!

20.31. Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!

20.32. Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня?

20.33. Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши.

20.34. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним.

(Мф. 20, 29–34)

Когда Господь с учениками выходили из Иерихона, за Ним следовало множество народа (Мф. 20, 29) по случаю путешествия в Иерусалим на праздник пасхи. Выдающегося раввина или учителя в таком путешествии обычно сопровождала толпа народа и учеников, слушавших его рассуждения.

По иудейскому закону каждый мужчина-иудей старше двенадцати лет, живший не дальше двадцати пяти километров от Иерусалима, должен был прийти на праздник пасхи в Иерусалим. Те же, кто не могли пойти в Иерусалим, выстраивались вдоль улиц городов и деревень, через которые проходили паломники, чтобы пожелать им счастливого пути. И потому в тот момент вдоль улиц Иерихона стояло множество людей.

И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! (Мф. 20, 30). Такое наименование считалось в Израиле величайшей почестью. Царь Давид был образцом для всех израильских царей, и всякий праведный властитель назывался сыном Давидовым. А Христос был Царем, хотя и не по Своему положению в человеческом обществе, но по подлинной власти и силе.

Множество проходивших людей заставляло слепцов молчать, возможно, чтобы они не беспокоили Господа. Вероятно, Спаситель в это время произносил какое-то поучение. Также возможно, что, по мнению этих людей, слепые нарушали общественную тишину, и их крик не согласовался с тогдашними правилами общественного приличия. Но желавшие исцелиться еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! (Мф. 20, 31).

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «И Христос не запрещал заграждать им уста, чтобы через это еще более обнаружилось их усердие, и чтобы ты знал, что они достойны были получить исцеление… Сам крик и усердное желание подойти к Нему уже очень ясно показывали всем их веру».

И так как слепые не могли следовать за Ним, то Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? (Мф. 20, 32). Господь останавливается и подзывает к Себе слепых, чтобы их не удерживала толпа. Спрашивает же, чтобы, с одной стороны, из ответа их слепота стала вполне очевидной, и, с другой стороны, чтобы через это исцеление была узнана Его сила.

Блаженный Феофилакт поясняет: «Слепые… уверовали, что Иисус, происшедший от семени Давидова по плоти, может исцелить их. Имея такую пламенную веру, они не молчали, а когда их заставляли умолкнуть, еще громче кричали. Посему Господь и не спрашивает их, имеют ли они веру в Него, но спрашивает только, чего они хотят, чтобы кто-либо не подумал, что слепцы хотели одного, а Он дал им другое».

В ответ на вопрос Спасителя слепые сказали: Господи! чтобы открылись глаза наши (Мф. 20, 33). Затем, когда они высказали свое желание, Он, умилосердившись над ними, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним (Мф. 20, 34).

В контексте события, о котором повествует евангелист Матфей, эти двое слепых предстают перед нами как напоминание о том, чего Спаситель ожидает от людей: осознания своей человеческой немощи и веры во Иисуса Христа как в Господа, Исцелителя и Спасителя.

Борис Ильич Гладков замечает: «Многих слепых исцелил Христос, но каждый раз повеление Свое сопровождал прикосновением к глазам их, а из этого следует заключить, что такое прикосновение было необходимо для того, чтобы слепые, не видевшие Иисуса, могли лучше уразуметь, что исцелил их именно Он, так как зрение возвращалось к ним в то самое мгновение, которое совпадало с прикосновением к ним Иисуса».

Вникая в смысл события, описанного в сегодняшнем евангельском чтении, нам, дорогие братья и сестры, необходимо задуматься о том, кем мы являемся на дороге жизни: следующими в Небесный Иерусалим по пути духовного развития или сидящими при дороге в состоянии духовной слепоты? И если мы чувствуем, что не продвигаемся вперед, то, подобно двум слепым, исцеленным Господом, должны вознести свой глас к Богу, испрашивая Его помощи в стремлении к духовному прозрению.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать