22 сентября. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого

22 сентября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Евангелие от Марка, глава 7, стихи 5–16

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, во вторник, в день памяти святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, за богослужением Святая Церковь предлагает для нашего назидания отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 8, 16–21), а также рядовое евангельское чтение от Марка (Мк. 7, 5–16).

5. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?

6. Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: «люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,

7. но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».

8. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.

9. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?

10. Ибо Моисей сказал: «почитай отца своего и мать свою»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрет».

11. А вы говорите: «кто скажет отцу или матери: корван (то есть: «дар Богу») то́, чем бы ты от меня пользовался»,

12. тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей,

13. устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое, сему подобное.

14. И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте:

15. ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.

16. Если кто имеет уши слышать, да слышит!

(Мк. 7, 5–16)

Ко времени описываемых в данном отрывке событий Христос стал известным проповедником и целителем не только в родной Галилее, но и широко за ее пределами. Весть о новом учителе достигла и пределов столицы Иудеи – Иерусалима. Именно оттуда и пришли знатоки Священного Писания – книжники и ревнители Закона – фарисеи.

Цель пришедших была вполне ясна – дать оценку учению Иисуса Христа и Его личности. Их беспокоило многое в поведении Спасителя и Его учеников. Поэтому книжники и фарисеи начинают с Ним беседу, а точнее – дискуссию.

зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? (Мк. 7, 5). По современным меркам данный вопрос кажется вполне уместным, если слова «по преданию старцев» заменить словами «по требованию санитарно-эпидемиологической службы».  Но в данном вопросе речь не шла о правилах гигиены – на востоке, где вода была на вес золота, о тщательном мытье рук говорить не приходилось. Все дело в ритуале, и не умывании рук, а скорее в омовении.

Как пишет архимандрит Ианнуарий (Ивлиев): «Иисус не придавал большого значения тому, что Его ученики не придерживаются того обычая, который был важен для большинства законопослушных иудеев, так как напоминал им о том, что Бог принял их в Свое общение, и они должны соответствовать этому дару».

О каком же предании старцев идет речь в Евангелии? Первоначально Закон означал для иудеев, во-первых, Декалог, то есть десять заповедей Моисея, и, во-вторых, Тору, то есть пять первых книг Священного Писания.

Долгое время евреи довольствовались теми нравственными нормами и правилами, которые содержатся в Пятикнижии. Но в V-IV веках до Рождества Христова возник особый класс законников, те самые книжники, которые стремились расшифровать и уточнить каждую заповедь из Писания. Так появилось предание – тысячи правил, которые регулировали весь быт, каждый шаг верующего иудея.

Святитель Иоанн Златоуст, справедливо замечает: «Не говорят: почему ученики Твои преступают закон Моисеев, но – почему нарушают предание старцев? Отсюда видно, что священники много вводили нового, хотя Моисей под страхом великого наказания и со многими угрозами запрещал им что-либо прилагать к закону или отнимать от него, говоря: "не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую" (Втор. 4, 2). И тем не менее они вводили новые постановления, каково было и то, что не должно есть неумытыми руками».

Омовение рук – это одна из разновидностей ритуальных омовений иудеев. Омовение всегда являлось символом очищения перед единением с Богом посредством молитвы. Существовали различные формы: перед принесением жертвы, перед входом в храм или синагогу, омывали ноги даже приходя в свой дом. Но особенно – перед приемом пищи, когда произносилась молитва благословения, и даже перед сменой блюд правоверный иудей обязан был омыть руки.

К этому приучали с детства, так, чтобы ритуалы омовения становились машинальными. Пренебрегать правилами было категорически запрещено. Человека, не омывшего руки, считали бесноватым.

Уильям Баркли, шотландский исследователь Нового Завета, как-то заметил, что одного раввина, забывшего однажды омыть руки, похоронили как отлученного от синагоги. Другой раввин, посаженный в тюрьму римлянами, употреблял полагавшуюся ему питьевую воду для омовения рук и, в конце концов, едва не умер от жажды, потому что решил лучше соблюсти правила обрядовой чистоты, чем утолять жажду. Вот это и было религией в глазах фарисеев и книжников. Такие ритуалы, обряды и правила считали они сущностью богослужения. Нравственная суть религии была похоронена под массой запретов и правил.

Для Иисуса Христа главным было вернуть людей на путь богообщения, побудить в первую очередь соблюдать фундаментальный Закон Божий, а не подменять его человеческими установлениями.

Будем же, дорогие братья и сестры, стремиться к благоразумию в нашей жизни, читая и вникая в евангельские слова Спасителя, сверяя с ними любые предания и традиции, чтобы отделять человеческое от божественного.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать