13 августа. Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его

13 августа 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Евангелие от Матфея, глава 21, стихи 43–46

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в четверг, за богослужением читаются два евангельских зачала. Одно за пятницу – это отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 22, 23–33), и рядовое чтение того же евангелиста (Мф. 21, 43–46).

21.43. Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;

21.44. и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

21.45. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит,

21.46. и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

(Мф. 21, 43–46)

Данным словам Спасителя предшествовал рассказ притчи о злых виноградарях, под которыми подразумевались иудейские народные начальники. Завершив рассказ притчи, Спаситель добавил: Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мф. 21, 43).

Александр Павлович Лопухин пишет: «Мысль эта уже была разъяснена при помощи притчи, и слова Христа… есть сделанный из нее вывод. Они имели такое ясное отношение к иудейским начальникам, что последние не могли их не понять. Плодов не нашлось в иудейском народе, подпавшем под влияние злых виноградарей. Поэтому виноградник отнимется и у иудейских начальников, и у самого иудейского народа, и все это передано будет такому народу, который приносит плоды Царства Небесного».

Но слова эти произносятся Христом не как окончательный суд, а как призыв к покаянию. Иудеи знали, что с их праотцом Авраамом заключен завет: Бог обещал ему, что его потомки будут составлять особенный народ, среди которого явится Мессия. И конечно, иудеи привыкли считать себя особенными и непогрешимыми, а все остальные народы хуже себя. Спаситель хотел донести до них мысль о том, что такая самонадеянность является путем к погибели и разрушению.

Говоря же о том, как определяется участь людей, Господь замечает: и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит (Мф. 21, 44). И эти слова Спасителя следуют из произнесенных Им в заключение притчи слов о камне, который отвергли строители, то есть вожди иудейского народа, но который сделался главою угла, то есть стал краеугольным камнем величественного здания Новозаветной Церкви.

Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это – от Господа, и есть дивно в очах наших (Пс. 117, 22–23).

Это строки 117-го псалма пророка Давида. Сам Давид подразумевает здесь израильский народ, который все презирали и отвергали, ненавидели, но они стали слугами Божиими, богоизбранным народом. Господь же обращает эти слова к Самому Себе. Люди могут отвергать Христа, могут отказываться от Него, могут пытаться уничтожить память о Нем, но истину уничтожить невозможно. И поэтому рано или поздно люди убедятся, что Христос, Которого они отвергли, – стал самым важным основанием в Царстве Небесном, поскольку Им открывается вечный свет. Камень, который отвергли иудеи, – это Христос, распятый на Кресте и ставший Судьей и Царем всего мира. Об этом пророчествовал Исаия:

Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш! И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены (Ис. 8, 13–15).

Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится (Ис. 28, 16).

Неверие грешников уготовляет им погибель, ведь они противятся Христу и ни во что ставят этот Камень, невзирая на его возвышение. Они отталкивают его, и потому он упадет на их головы и сокрушит их. Царство Христово окажется неподъемным камнем для тех, кто пытается опрокинуть его или сдвинуть с места.

Блаженный Иероним Стридонский замечает: «Иное дело оскорбить Христа злыми делами, а иное дело отвергнуть Его. Тот, кто согрешает и, однако, верует в Него, правда, падает на камень и сокрушается, но не бывает в конец раздавлен, ибо через покаяние он соблюдается во спасение. Но тот, на которого Он упадет, то есть на кого обрушится самый камень и кто совершенно отречется от Христа, будет раздавлен так, что не останется и кусочка, из которого можно было бы собрать каплю влаги».

Таким образом, отношение ко Христу определяет все состояние человека и его участь в вечности: всякое сопротивление Господу разрушает самого человека, общество, народ. Спаситель является основополагающим Камнем, на Котором построено все, и краеугольным Камнем, Который связывает все вместе. Оказывать Ему открытое неповиновение – значит быть раздавленным и выброшенным из жизни.

Будем же помнить, дорогие братья и сестры, что Бог доверяет нам настолько, что предоставляет свободу строить нашу жизнь по нашему усмотрению, проявляя к нам долготерпение, но ожидая плодов от каждого из нас. Какие же это плоды? Апостол Павел учит: Плод Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22–23). Принося эти плоды добродетели, мы соединяемся со Спасителем уже в этой земной жизни, обретая внутренний мир, чтобы затем во всей полноте соединиться с Ним в вечности.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​