Вызов современности православным христианам

– Каким образом мы можем оценить современность? О событиях в мире мы можем узнавать только из средств массовой информации, в лучшем случае если кто-то из знакомых расскажет, что где-то что-то происходит. Новости, которые мы получаем из разных источников, почему-то везде одинаковые.

– Недавно Святейший Патриарх сказал: «Церковь никогда не согласится на участь статиста в чужой режиссуре». Не только Церковь, но и каждый из нас, православных христиан, не хотел бы быть участником кем-то срежиссированного спектакля.

Меня также интересует вопрос, в какой мере я, молящийся человек, живущий на русской земле, нахожусь в зависимости от чуждых мне концепций и замыслов. Мне кажется, что, помимо новостей, у нас есть еще важный источник информации, о котором мы не должны забывать.

Апостол Иоанн Богослов, рассуждая о временах антихриста, его духе, действующем в обществе, говорит: «…впрочем, я не имею нужды учить вас чему-либо словом, ибо у вас есть помазание, которое учит вас всему» – помазание Духом Святым в таинстве Миропомазания. Старец Силуан не любил читать газет и говорил, что чтение периодических изданий омрачает. Как и святые подвижники, каждый христианин имеет  возможность молиться, читать Священное Писание и рассматривать современность в проекции вечности.

Книга Апокалипсис говорит нам о двух тайнах как о двух потенциалах в этом мире: тайна благочестия и тайна беззакония. Тайна благочестия – это Христос воскресший и Его Церковь, постоянно привлекающая в свои недра спасаемых. Тайна беззакония – это стремление лукавого отвратить род человеческий от Христа, собрать его в империю зла, каждого из нас уподобить падшему духу. Поэтому нельзя недооценивать сейчас дарованного нам Господом Богом таланта, молясь, размышлять о мире, наблюдать происходящее, расценивать явления на весах Божественной правды и любви.

Святой Кирилл Иерусалимский, обращаясь к своей пастве в начале IV века говорил: «Вот ты замечаешь признаки грядущего в мир антихриста. Размышляй над ними и то, что дознал верно, умей передать и людям». Беседуя о вызове современности, мы не можем не видеть два стана. С одной стороны, это единство сынов света,людей, верных Богу, и тех, кто стремится примкнуть к ним. С другой, царство тьмы – их «тьмы и тьмы, и тьмы» – те, кто противопоставляют свои замыслы и деятельность замыслу Божию о человеке. Это те, кто хотел бы соделать весь род человеческий недумающим, послушным быдлом, заразить его страстями, заставить служить своим низменным целям. Думается, что все, происходящее в политике, культурной и социальной жизни вписывается в это противостояние. Причем не политическое, а мистическое.

Водораздел между светом и тьмой, добром и злом проходит буквально в сердце каждого человека. Каждый призван не просто позиционировать себя христианином, но на деле примкнуть либо к источнику добра и света – Христу, либо к духу антихриста, который вихрями веет над нами, особенно над нашей молодежью. Уйти от битвы за собственную душу не удается никому.

– Мне кажется, что эти процессы давно перестали быть политическими и перешли на уровень духовных, проблема дошла до самого человека, независимо от того, к какому обществу он принадлежит. Достаточно посмотреть на то, что происходит в культуре.

– Безусловно, и культура, и школа – зеркало того, что происходит в семьях, во внутреннем мире человеческой личности. Все-таки мы живем на особой земле, я имею в виду Святую Русь, почва которой увлажнена слезами и потом преподобных, омыта кровью мучеников. Если мы отвечаем Божиему замыслу о себе, то являемся осуществлением совершенно особого замысла – соборного противостояния силам тьмы. Святая Русь – это прежде всего освященная государственность, когда  верховный правитель России, нося на бедре меч, осознает себя слугой Божиим, ответственным за судьбы своего народа в вечности.

Совсем недавно мы вспоминали день восшествия на престол природного русского царя – Михаила Федоровича Романова. Святейший Патриарх в своем замечательно глубоком слове, произнесенном по этому поводу в Успенском соборе, сказал о том, как Божиим Промыслом из недр России, откуда-то из костромских лесов явился лик Михаила Федоровича, поддержанного монашеством, казачеством. Как не вспомнить сегодня слова одного из подвижников начала XX столетия, что в период всеобщего упадка и растления восстанут из народной среды немногие и восставят попранное.

В связи с чем очень интересен вопрос о соотношении в истории личности и массы. Бог никогда в истории не опирался на большинство – всегда выдвигались личности, например Минин и Пожарский, которые, соотнося свою волю с волей Божией, становились магнитами, притягивали и преображали мысли и сердца многих пассивных людей.

Не надо пассивно ждать, что из людей, выбранных и собранных где-то по какому-либо принципу, вдруг явятся светлые идеи. Каждый из нас – обладатель бессмертной души с возжженной в нас искрой божией, поэтому каждый, в результате личного покаянного подвига высвобождаясь из власти дьявола, аккумулирует определенный нравственный потенциал. Благодаря этому потенциалу,  без транспарантов и психологического воздействия, мы служим своим ближним и стране.

 

протоиерей Артемий Владимиров

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы