Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Поселок Висимо-Уткинск расположен недалеко от города Нижний Тагил Свердловской области. На карте России он появился во времена Акинфия Демидова − основателя горнозаводской промышленности на Урале и в Сибири. Река Межевая Утка, просторы Урала, богатые леса − предприниматели Демидовы знали наверняка, где приживется новое село. Жители Висимо-Уткинска и окрестных деревень внесли весомый вклад в развитие промышленности на Урале. В благодарность им и в честь своего рода наследники Акинфия Демидова в конце XVIII века возвели здесь Иакинфиевскую церковь – во имя христианского мученика Иакинфия Римского.
Когда-то многолюдный Висимо-Уткинск насчитывает сейчас (вместе с дачниками) около 600 человек. Приход же храма насчитывает семь человек – семь «я», так что он практически в прямом смысле слова является семьей. А у нее, как и положено, есть батюшка и матушка – настоятель иерей Сергий Земзюлин и его жена матушка Надежда.
Отец Сергий принял священство 10 лет назад, когда уже полвека жизни было пройдено. Его жена стала матушкой в том же «золотом» возрасте. Перед этим долго молилась, чтобы муж пришел к Богу. Сейчас, признается, у них так: утром правило преподобного Серафима Саровского – и за работу.
Матушка Надежда:
– Думаю, Господь рядышком: направит или поправит, «стукнет», если надо. Поэтому, если где-то прижало, сначала начинаешь роптать, а потом все равно благодаришь Бога.
Ее малая родина – удмуртское село Дебёсы. Несмотря на двусмысленное с христианской точки зрения название, жители его православной веры: и удмурты, и русские. У папы удмурта и русской мамы родилось четверо детей: два сына и две дочери, младшей из которых дали доброе имя – Надежда.
Матушка Надежда:
– У нас тоже был храм. В 60-х годах, перед моим рождением, его разрушили – в хрущевские времена разрушали храмы. Построили на его месте сельсовет. Мой старший брат говорит, что, когда раскопки делали, крестики там находили.
На месте разрушенной Свято-Троицкой церкви со временем вырос новый, восстановленный по всем православным канонам храм. Но пока советский строй отвергал православную веру, без церкви выросло не одно поколение.
Матушка Надежда:
– Мама была верующей, имела иконки. Но об этом никогда никому не рассказывала. Я помню, когда к нам приезжала бабушка, то всегда молилась перед едой. Это было необычно: мы с сестрой все время из-за шторки выглядывали, смотрели, как она молится. Было непривычно, потому что нас не приучали к молитве. Я долгое время была некрещеной. Мне мама все время говорила: «Покрестись», а я не обращала внимания. Только в 33 года крестилась.
Надежда была типичным представителем своего атеистического поколения: октябренок, пионерка, комсомолка, спортсменка-бегунья. Думала, что легкая атлетика – ее стезя. После школы, за компанию, поступила на вечернее отделение Московского технологического института. В Москве училась и выступала за спортивный клуб «Динамо» в соревнованиях по бегу. И так два года. А потом в столицу на сборы приехал тренер из Нижнего Тагила. Увидел подающую надежды Надежду, позвал тренироваться в свою команду. Она согласилась, попрощалась с Москвой и уехала на Средний Урал.
В той же команде, у того же тренера занимался Сергей Земзюлин. Они вместе выступали за спортивный клуб «Динамо», дружили в одной компании, постепенно узнавая друг друга.
Матушка Надежда:
– Он всегда уступал, помогал, относился ко мне благоговейно.
Пока она училась в Уральском политехническом институте и развивала свои спортивные навыки, в их команде образовалось несколько семей.
Матушка Надежда:
– Они говорили: «Мы уже все вступили в брак, одни вы остались. Пора вам тоже пожениться».
Они поженились и начали строить свою семейную жизнь. Это было непросто. «Это непросто и сейчас», – говорит матушка Надежда. Хотя была и есть любовь, дети. В семье Земзюлиных три дочери и три сына. Но большой, почти в 36 лет семейный стаж, по словам нашей героини, все еще – период притирки.
Иерей Сергий:
– Я считаю, что мужчина, батюшка, должен быть главным, верховодить в семье. Может быть, ей это не по нутру: она не всегда любит смиряться, из-за этого выходят конфликты.
Матушка Надежда:
– В семейной жизни всякое бывает: мне может не нравиться, что муж что-то не по-моему делает.
Но семейная жизнь, как лакмусовая бумажка, проявляет все, что прячется в глубине души не только от посторонних глаз, но от своих собственных. Может недолюбленность в детстве или резкий нрав, что воспитывался в дворовых пацанских играх, в спорте, девиз которого: вижу цель, не вижу препятствий? А может, в общей картине поколения: отсутствие духовного воспитания и навязывание равноправия мужчин и женщин? Но ведь искала же ее душа выхода из этого лабиринта полярных эмоций, потому Надежда и пришла в Церковь.
Матушка Надежда:
– Когда моя мама умерла, я почувствовала что-то необычное. Но, видимо, только к 30 годам приходит осмысление необходимости поиска смысла жизни.
Надежда работала оператором газовой котельной, воспитывала детей. В храм брала их с собой. Общая молитва, причастие – все это приводило в порядок мысли и чувства, успокаивало, дарило благость. Но − до первой сильной эмоции, которая выплескивалась на самых близких.
Иерей Сергий:
– Мы уже поняли, что изменить человека невозможно, только направить к какому-то доброму началу.
Тем не менее путь к священству самого отца Сергия начался только благодаря его эмоциональной и прямолинейной жене. Он работал учителем физкультуры в школе и, уступая ее настойчивым просьбам, тоже стал периодически приходить на литургию.
Для Надежды же принятие православия проходило трудно, но необратимо.
Матушка Надежда:
– Каждый раз, как приходила в храм, мне казалось, что одно и то же поют. Никак понять не могла, что там происходит. А потом мне захотелось самой петь. Я попросилась, мне разрешили. Стала ходить на клирос, когда успевала с работы. Тогда начала потихоньку изучать литургию: там такая глубина! Но наше каменное сердце пока не хочет ее слышать.
Иерей Сергий:
– В духовном плане Надежда была на порядок выше меня. Поэтому, понимая, что быть священником – очень большая ответственность, потихоньку, даже неосознанно, подталкивала меня к этому.
Матушка Надежда:
– Я помню чудо, когда я приехала к Симеону Верхотурскому. Я хотела, чтобы Сергий стал священником, за его доброту. Он сам к этому не шел, а я его подталкивала: «Давай попробуем». Он даже в храм со мной не ходил. Приехали к праведному Симеону. Я подошла к мощам: такой аромат от них исходил, такая благодать − я была в трепете.
На принятие сана отца Сергия благословили не сразу. Владыка Викентий, в то время правящий архиерей Екатеринбургской епархии, в их первую встречу отказал в прошении и посоветовал больше читать духовной литературы. Учителю физкультуры оставалось только вести миссионерскую работу. Он последовал совету владыки: в нижнетагильском храме святых Царственных страстотерпцев продолжал помогать настоятелю, протоиерею Димитрию Подколзину. Когда же отец Димитрий сказал, что ему нужен в храме второй священник, Сергий вновь поехал за благословением к владыке Викентию.
Иерей Сергий:
– Сначала было обучение в Екатеринбурге дьяконскому служению. Отслужил дьяконский сорокоуст и сразу же начал священнический.
Дьяконом отец Сергий практически не служил, не было за его плечами и семинарии. Свои духовные университеты он начал проходить, когда принял сан. И стало приходить понимание всей ответственности священнического предстояния перед Богом: и во время литургии, и во время таинств, и во время общения с приходом, и, конечно, в семейной жизни.
Матушка Надежда:
– Сначала сама все решу, придумаю, а получается неправильно. Потом говорю: «Давайте у отца Сергия спросим». А как он скажет, так и получается – он выбирает самое правильное решение. Часто, когда на свой ум надеюсь, забываю отца Сергия спросить, обязательно ерунда выходит.
Иерей Сергий:
– Матушки бывают разные: тихие, спокойные, а кто-то руководит приходом и все держит в своих руках. Это нормально.
С сердечной болью матушка Надежда признается: не смиренная она, чересчур прямолинейная, хотя и не любит конфликтовать. Может, тонкости не хватает, мудрости.
Матушка Надежда:
– У Бога все время прошу: «Господи, дай мудрости!» Иногда тяжело мне бывает.
Господь слышит и, как любящий Отец, немедленно начинает посылать испытания. Хочешь быть мудрой – воспитывай себя.
Матушка Надежда:
– Нужно говорить человеку так, чтобы он не обиделся. А у меня не получается: ляпну что-нибудь. Почему так делаю? Мне потом говорят: «Зачем так резко? Сказала бы по-другому, можно было бы обойти этот острый угол». Просто разрушительные действия от этого происходят. Иногда хочется в храме замечание сделать, но думаю: скажу, а человек потом будет обижаться. Пусть лучше неправильно поет или что-то другое неправильно делает, а я потом с отцом Сергием переговорю, найдем компромисс.
Вовремя замолчать, вовремя вспомнить молитву, посмотреть в бездонные глаза и почувствовать, насколько мы все любимы: и вспыльчивые, и эмоциональные, и по-детски наивные, и очень ранимые. Как же это бывает трудно! Господи, помоги! Только на Тебя надежда у нашей матушки Надежды.
Матушка Надежда:
– Я помню, что в спорте тогда были результаты, когда начинала тренироваться, заставлять себя. Понимаю, что в духовной жизни точно так же.
Все шестеро детей отца Сергия и матушки Надежды идут к Господу каждый своей дорогой, со своими нестроениями, резкими поворотами, весьма непростыми поисками истины. Но главное – они понимают, что любое испытание – от Бога. И дано оно для того, чтобы сделать их духовно сильными.
Матушка Надежда:
– Я до сих пор, наверное, немножко ненормальная: мне нравится экстрим. Любовь моя – сплав по речке. Говорю: «Давайте катамаран купим» − два года назад купили.
Иерей Сергий:
– Господь промышляет о каждом человеке, и наша встреча не состоялась бы, если бы Богу не было это угодно. Он сводит тех людей, которые не похожи друг на друга. «Плюс» и «минус» сходятся. Значит, это нужно Господу. Здесь и сейчас мы служим Богу.
Недавно Земзюлины завели небольшое хозяйство − на селе без него трудно. Планируют его расширить: возможно, завести кур. Двадцать пять соток тоже требуют ухода. Пока тепло, надо все убрать, перекопать, подготовить землю к новой весне. А новая Божья весна – это и новые всходы, и новые надежды.
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!