Но Господь сказал мне: не говори: “Я только юноша”, ибо ко всем, к кому Я пошлю тебя, ты пойдешь, и все, что Я повелю тебе, ты будешь говорить” (Иер. 1, 7). Так один из пророков Ветхого Завета, Иеремия, вспоминал слова Господа, обращенные к нему. Суть этих слов не утрачена со временем, ведь Сам Господь говорит, что молодость не являлась и не является препятствием для исполнения Божьего призвания – служить людям.
Монастырь святой великомученицы Екатерины в поселке Родники, недалеко от Калининграда, словно застывшее в камне время, отражающее переплетение эпох. Классическая европейская готика в объятиях исконно русской культуры.
Иерей Илия:
– Это была лютеранская кирха, поэтому все, что у нас в Калининградской области осталось от тех времен, старательно сохранялось, особенно в 90-е, когда не было возможности строить что-то новое. Все это передавали Русской Православной Церкви. Храмы восстанавливались, переделывались из лютеранских кирх в православные церкви. Это одна из кирх, которая более-менее осталась целой.
В ноябре 2010 года областные власти передали храм в собственность Калининградской епархии, а спустя девять лет в поселке с символичным названием Родники открыли женский монастырь во имя святой великомученицы Екатерины. В русские традиции храмовой архитектуры мягко вписались греческие стасидии, паникадила со свечами. Это один из любимых храмов правящего архиерея, митрополита Балтийского и Святогорского Серафима.
Иерей Илия:
– Он любит молиться в темноте. У нас зачастую на богослужениях владыка молится, приезжает на всенощные бдения и на литургии в будние дни. У нас часто все службы совершаются при свечах, в некоем монашеском образе. Когда стоишь у престола, молишься, при этом соответствующее пение в византийском стиле, плюс темнота, одни свечи, это прибавляет молитвенного настроя.
Отец Илия в священническом сане второй год. На момент иерейской хиротонии ему было всего 22 года, как и его жене, матушке Марии.
Матушка Мария:
– У нас с супругом разница сорок дней. В день, когда он родился, меня крестили. День его рождения – мой день ангела.
Родина матушки Марии – уютный городок Тейково в Ивановской области. Жителей – около сорока тысяч. Большинство – или знакомые, или родня. Многие – прихожане кафедрального собора святителя Николая Чудотворца.
Матушка Мария:
– Я выросла в верующей семье. Мои родители водили меня в храм, эта атмосфера впиталась в меня. Бабушка, очень верующая, меня водила в храм. Теплые воспоминания о всем, что она мне дала.
Детские воспоминания о храме – это вкус эклеров, которыми после службы угощала бабушка, ее мягкость и любовь, на которые маленькая внучка тоже отвечала любовью и шла, ведомая бабушкой, дорогой воцерковления.
Матушка Мария:
– Мы всегда по воскресеньям ходили в храм – это было неотъемлемой частью жизни. Я чувствовала себя там тепло, комфортно, как дома.
В семье сложилась еще одна традиция: после воскресной литургии все отправлялись на обед к другой бабушке – папиной маме. В сердце девочки, росшей в любви семьи, и Бог вошел как любящий, милосердный, бесконечно добрый.
Матушка Мария:
– Я сама это чувствовала. Детская вера, праздники, традиции – это все создает теплое ощущение.
Теплые ощущения детства неизбежно должны были пройти испытания подростковым возрастом. Юная Мария продолжала приходить в храм, но внутренне начала понемногу отстраняться от церковной жизни в пользу мирской.
Матушка Мария:
– Моя бабушка хотела, чтобы я начала ходить в молодежный клуб при храме. Я прислушалась к бабушке, чаще начала ходить на архиерейские богослужения.
На одном из таких богослужений и произошла встреча, которая изменила всю ее жизнь.
Отец Илия родился в белорусском городе Молодечно, но когда был ребенком, мама увезла его и его старшего брата на свою родину – в город Балтийск Калининградской области. Так сложились семейные обстоятельства.
Иерей Илия:
– Мы переехали сюда, когда я был в пятом классе. Дедушка и бабушка меня сразу определили в секции, еще куда-то. У меня были репетиторы, занимался плаванием в спортивной школе. Гулял я даже не на выходных, а только на каникулах, потому что в выходные – суббота, воскресенье – был храм (вечером всенощное бдение, утром – литургия). Поэтому выходные, когда, казалось, было свободное время, я проводил в храме.
Дедушка – потомственный военный, бабушка – жена потомственного военного. Внуки ее шутливо называли «бабушка-генерал». Именно они привели внука в Церковь, к крещению, первому причастию.
Иерей Илия:
– Начал активно ходить в воскресную школу, участвовать в разных мероприятиях, проектах воскресной школы. Так меня и в алтарь позвали. Как в алтарь позвали, так все свои выходные в алтаре я и проводил.
Храм его детства – патриаршее подворье во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Настоятель храма, иерей Константин Киосев, стал духовником юного Ильи Бондаренко и примером служения, которому хотелось следовать. По будням Илья занимался спортом. Даже, к удивлению учителей, водил знакомство с сомнительной компанией, но от серьезных ошибок его спасали исповедь, причастие, храм, алтарь, богослужение. Все это оставалось неизменным.
Иерей Илия:
– Без уважительной причины я не пропустил ни одной службы. Помню, был такой момент, когда в субботу вечером у нас в Балтийске, в Доме культуры, была дискотека для подростков. Меня все одноклассники уговаривали: «Пойдем, пойдем». Я говорю: «Не могу пойти, у меня всенощное бдение в субботу вечером». Ни на одной дискотеке в субботу вечером я так и не побывал.
Впрочем, сожалений по этому поводу у него не было, ведь в храме он обрел большее – цель жизни.
Иерей Илия:
– Я с девятого класса уехал в Ивановскую область, в православную школу-интернат, потому что в восьмом классе я начал задумываться, какая моя дальнейшая судьба, с чем связать свою жизнь, и уже понимал, что хочу быть священником.
Школа, куда поступил Илья, находилась в городе Шуя, при Николо-Шартомском мужском монастыре. Три года обучения, домой приезжал только на месяц, летом.
Иерей Илия:
– Когда я туда поступил, начал учиться, через какое-то время меня взяли в штат иподьяконов.
Вместе с правящим архиереем юный иподьякон часто служил и в Тейково, в кафедральном соборе, прихожанкой которого была Мария.
Иерей Илия:
– Машу я заметил, она мне понравилась с первой службы, я обратил на нее внимание. Второй раз приехали – подошел и познакомился: взял большую архиерейскую просфору (она стояла в конце храма после причастия, а я расстилал на выход владыке дорожку), подошел, подарил просфору.
Матушка Мария:
– Были чувства – не передать словами. Я не сказала тогда ни слова, приняла просфору, которую он подарил. Я не ожидала, что наше общение может продолжиться, что он найдет меня через социальные сети. Он тогда не знал, из какого я города. Он не знал, как меня зовут. Через знакомых нашел меня в социальных сетях. Мы познакомились в переписке и после продолжили общение по телефону.
Когда они познакомились, им было по 15 лет. Первое время просто общались, дружили, но к окончанию школы оба поняли, что это не просто дружба. Марии оставался еще одиннадцатый класс, когда Илья уехал в Сергиев Посад, поступил в Московскую духовную семинарию. Каждые выходные девушка спешила на поезд до столицы, чтобы встретиться с любимым.
Матушка Мария:
– В Илье меня очень зацепило его желание служить Богу, я поняла, что хочу быть его помощницей, спутницей и пройти с ним этот путь.
После школы она поступила в Московский Свято-Тихоновский православный университет, чтобы быть практически рядом с Ильей и чаще с ним видеться.
Матушка Мария:
– Было важно выбрать такую сферу, когда я могла бы быть полезной для супруга.
Правда, их прошение о венчании по разным причинам владыка ректор отклонял дважды. После первого отказа, признается, было уныние. Второй приняли легче, ничуть не сомневаясь друг в друге. Подали прошение в третий раз. Когда владыка благословил, благодарности их не было предела. Немедленно выбрали дату венчания и начали подготовку к свадьбе. Испытание чувств осталось позади.
Матушка Мария:
– Спустя время понимаешь, что этот путь ты должен был пройти.
Венчал их отец Константин Киосев – он специально прилетел в Сергиев Посад из Балтийска.
Матушка Мария:
– Мне было очень трепетно, радостно осознавать, что мы одно целое, что впереди у нас огромный путь и нам предстоит очень многое пройти вместе.
После свадьбы молодые супруги поселились в Сергиевом Посаде. Сняли жилье и были счастливы, что вместе. Они поженились, когда Илья учился на третьем курсе семинарии. В тот же год в семье появилась на свет Евфросиния.
Матушка Мария:
– У нас с супругом были партнерские роды. В тот момент я почувствовала, насколько мы близки. Мне казалось, что ближе уже некуда, между нами такая связь... Не описать словами, что я испытывала в этот момент. Сейчас, спустя время, я понимаю, что у нас вся жизнь впереди. Каждый раз я открываю для себя что-то новое в нем, влюбляюсь.
В Сергиевом Посаде было очень хорошо, но пришло время возвращаться в родную для выпускника семинарии Калининградскую область и определяться с дальнейшим служением.
Иерей Илия:
– Семинария у преподобного – это такая сильная духовная школа, что оттуда выходишь максимально полностью подготовленным к тому, чтобы рукополагаться и служить.
Дьяконская хиротония отца Илии состоялась в Калининграде, а иерейская, через месяц, в Балтийске, в родном храме. И там к Марии впервые обратились: матушка.
Матушка Мария:
– Матушка должна быть приветливая, добрая, отзывчивая, всем улыбаться, каждого встретить. Думаю, что каждый человек, который заходит в храм, должен чувствовать себя комфортно, ему должно быть тепло в храме. От того, как его встретят, очень многое зависит.
После рождения Евфросинии матушка Мария взяла академический отпуск, а после переезда в Калининград сменила вуз. Сейчас она учится заочно в Российском государственном социальном университете.
Матушка Мария:
– Также после переезда в Калининград я начала вести блог, в котором делюсь какими-то моментами о Церкви. Для меня это как цель – показать Церковь красивой, какая она и есть.
Ее Telegram-канал называется: «Эстетство Марии». Число подписчиков уже превысило 1 200 человек из разных уголков России. Название же блога говорит само за себя.
Матушка Мария:
– Я люблю красиво одеваться, сочетать вещи. Для меня это тоже задача – показать, что в храм ходят ухоженные, красивые девушки. Быть примером.
Их семейный стаж – около трех лет. Второй год они в церкви. «Такой молодой батюшка, – порой сокрушаются прихожане, – ну какой совет он может дать?»
Иерей Илия:
– Часто люди спрашивают: «Батюшка, а как?» Я говорю: «Не знаю». Но выслушать, как говорится, это двадцать-тридцать процентов помощи. Я выслушал, может быть, направил куда-то, к другому священнику. Переживая все моменты, проблемы людей, набираешься опыта.
Несколько тысячелетий назад Господь сказал Своему пророку Иеремии: Не говори: “Я только юноша”, ибо ко всем, к кому Я пошлю тебя, ты пойдешь, и все, что Я повелю тебе, ты будешь говорить”. Суть этих слов не утрачена с течением времени, ведь молодость не являлась и не является препятствием для исполнения призвания служить людям, и тут помогает Сам Господь.
Матушка Мария:
– Каждый раз, когда он стоит на амвоне, я вспоминаю нашу первую встречу и вижу того же Ильюшеньку, который так же прислуживал архиерею, но только сейчас на нем еще больше ответственности.
Иерей Илия:
– То, что ты стоишь и молишься у престола, не передать словами. Утром сложно встать, тяжело, разбитый, но когда отслужил Божественную литургию, такое чувство благодати переполняет тебя, что это не описать.
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Кедысь
У книжной полки. Разработки Отдела образования и катехизации
Этот день в истории. 10 февраля
День ангела. 10 февраля
Церковный календарь 10 февраля. Преподобный Исаак Сирин
Евангелие 10 февраля. И будете ненавидимы всеми за имя Мое
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!