Вторая половина. Матушка Мария Кашина

22 ноября 2022 г.

Господь дал человеку право выбора: следовать за Ним или нет, дал ему умение творить, менять мир и себя в этом мире. Именно свободу святые отцы Церкви называют одним из важнейших проявлений образа Божия в человеке. Ощутить эту свободу невероятно сложно, путь к ней полон препятствий внешних и внутренних, а их преодоление чаще всего дается с болью, но и награда за духовный труд дорогого стоит.

И снова город Югорск Ханты-Мансийского автономного округа − холодный северный край с теплыми людьми, живущими здесь. Родной город для иерея Павла Кашина, штатного клирика храма в честь Вознесения Господня в городе Советский (это в нескольких километрах от Югорска), ставшем родным для его жены, матушки Марии. Они вместе четыре с половиной года − небольшой период, вместивший в себя массу преодолений, небольшой отрезок пути, ведущего к Богом данной свободе. Их семья пока состоит из двух человек.

Матушка Мария:

− С моей точки зрения, нужно сначала как-то притереться, хотя бы в быту, понять привычки друг друга, что устраивает, что не устраивает, с чем-то смириться, что-то, может быть, в себе поменять − это ответственность перед тем, кто родится.

Матушка Мария – дочь священника. Ее отец иерей Михаил Сафичук, настоятель Спасского кафедрального собора в городе Тара Омской области. В город семья переехала из сельской местности, где Мария, старшая из трех дочерей, перешла в восьмой класс. За два года учебы на новом месте, в Тарской православной школе, девочка-подросток смогла найти новых друзей, близкий круг общения, но вскоре со всем этим пришлось проститься.

Матушка Мария:

– По окончании девятого класс папа позвонил (я была в деревне у бабушки) и говорит: «Тут такое предложение к тебе есть, не хочешь ли десятый, одиннадцатый класс пожить в монастыре?» Я думаю, что согласилась, наверное, чтобы его не расстраивать. Таким образом, два года я прожила в Тюменском Ильинском женском монастыре и училась в православной гимназии.

Точнее Мария жила в детском приюте при Ильинском женском монастыре. Через год туда же приехала ее младшая сестра Ирина. Здесь в основном находили приют девочки из трудных семей и сироты.

Матушка Мария:

− Когда я говорила, что нет никакой великой проблемы в этом, просто родители предложили и я согласилась, мне обычно не верили. Одна из версий: чтобы оградить меня от внешнего мира, от каких-то плохих компаний... Не было ничего такого, чтобы нужно было прямо перевоспитывать.

Мария много читала, с удовольствием посещала занятия танцевальные и по изобразительному искусству. В гимназии участвовала в подготовке различных творческих мероприятий, концертов. Для ее личного духовного становления время в монастырском приюте стало непростым, но полезным. Христианские истины − полюбить обижающего тебя, презирать грех, а не грешника − изучала, как говорится, на практике.

Матушка Мария:

− Я с человеком перестаю общаться не потому, что он какой-то плохой, а потому, что просто мы с ним не сошлись.

Между тем приближалось время окончания гимназии и дальнейшего жизненного профессионального выбора.

Матушка Мария:

− В пятом или шестом классе я начала ездить в художественную школу. У нас в поселке ее не было, поэтому каждую субботу или воскресенье я ездила в райцентр. Потом мы побывали в Тобольске, и я решила поступать в иконописную школу.

Иерей Павел:

− У меня были две сферы, которые мне интересны: военная и духовная. С детства так получилось (и семейные обстоятельства так сложились), что мы с мамой постоянно находились в церкви. Я в Югорске пономарил, потом, с благословения отца Алексия Турова, поехал учиться в Тобольскую гимназию.

Но перед этим у отца Павла был свой трудный путь прихода в храм. Не только у него, а у всей семьи, которую Господь привел к Себе через скорбь. Маленький брат отца Павла трагически погиб. Мама тогда поседела в один миг.

Иерей Павел:

− С этого момента началось наше воцерковление. Нашу семью (маму, папу) к Богу привел именно брат, Виталик − он первым начал интересоваться Церковью, сам ходил в воскресную школу, когда она открылась. Родителям было хорошо, что он пристроен, а сами особо Церковью не интересовались. После этого люди знали уже о нем, о нашей семье, начали поддерживать, говорить: читайте Псалтирь, то-то... Когда еще папа через два года умер, то руки опустились, а община поддержала.

Нам не дано знать здесь, в земной жизни, почему попускаются скорби, с человеческой точки зрения непереносимые, и как в самом эпицентре боли сердце вдруг обнимает благодать, боль отпускает − и начинает приходить благодать и понимание, что жизнь не только то, что мы видим, слышим, осязаем. Это нечто, что за гранью видимого. Павел ощутил это в детстве, а правильность этого ощущения укрепила Тобольская духовная семинария.

Матушка Мария:

− В школу пришел заказ, заведующая распределяет, кому что писать. Первая икона была − свт. Иоанн Златоуст. Ее заказал мой отец для храма.

Прекрасный, непостижимый, укрытый молитвой Тобольск − это город, где соединяются сердца, где молодые люди часто находят свои половины и становятся семьями. Так же было и у Павла с Марией.

Матушка Мария:

− Молодой человек написал мне: «Давай пообщаемся». Это был первый курс. Я думаю: «Нет». Потом − фраза за фразой, мы начали переписываться, затем он позвал меня гулять.

Иерей Павел:

− Я ничего не знал о ней в тот момент, когда мы начали встречаться. Потом узнал, что она дочь священника. Когда я увидел этого священника, какой он большой, то подумал: «Да, если что-то пойдет не так − не поздоровится».

Матушка Мария:

− Приезжает папа, заходит в дом, а за ним Паша и говорит: «Хочу сказать пару слов». Я думаю: «Нет». Кажется, сейчас что-то будет. Павел обратился к родителям и говорит: «Спасибо вам за такую прекрасную дочь, что вы ее воспитали таким прекрасным человеком». Потом вывел меня из-за стола, сказал о том, как ему со мной хорошо, встал на колено и сделал мне предложение.

Они стали мужем и женой, когда Павел Кашин окончил семинарию, а Мария второй курс иконописной школы. Венчальную икону для их семейного торжества Мария написала сама. Потом начала икону Рождества Пресвятой Богородицы и остановилась − поняла, что не может продолжать.

Матушка Мария:

− Может, какая-то психологическая травма − я не знаю. Так произошло, что не смогла.

Это был уже не первый тревожный звоночек − предвестник психологического надлома. Мария сначала сама пыталась разобраться в себе, давала себе время для отдыха и перезагрузки, но состояние только усугублялось.

Матушка Мария:

− Я думаю, что это просто проблемы наложились друг на друга и дали такой эффект.

Иерей Павел:

− Это и семейные отношения − мы только притирались, и, может быть, это сказывалось; плюс обучение. Все это наложилось…

Матушка Мария:

− Ты − православный человек, а у тебя депрессия… Люди не совсем, наверное, понимают… Но у меня не было такого, что я разочаровалась в Церкви, в Бога не верю. Нет, я в Него верила всегда.

Она благодарила Бога, когда вскоре, после рукоположения в священство отца Павла, владыка Димитрий, митрополит Тобольский и Тюменский, предложил молодому диакону служение в его родном Югорске. Но переезд не принес избавления от тревожного состояния, в которое молодая матушка погружалась все глубже и глубже.

Матушка Мария:

− Нет ни сил, ни желания что-то делать. Когда-то ты видела мир в ярких красках, сейчас у тебя все серое, плохое, унылое. У меня были разные стадии − скачки настроения. Сейчас смеюсь, а через пять минут не могу ни с кем разговаривать, тяжело…

Иерей Павел:

− Я пытался как будто бы переделать Машу. Что-то мне не нравилось − высказывал. Но невозможно человека заставить принимать твою точку зрения...

Матушка Мария:

− Можно сказать, что я случайно у психотерапевта оказалась. Я пошла к терапевту со своими обычными проблемами, не связанными с головой, и сказала, что у меня тревожность. Он говорит: тебе нужно туда-то...

Разговор со специалистом оказался очень тяжелым, но он был необходим, потому что врага надо знать в лицо, чтобы с ним справляться. Таким врагом оказалась  депрессия как диагноз.

Матушка Мария:

− Я даже не знаю, как описать свои чувства, эмоции. Помню, что еле сдерживала слезы, потом вышла из кабинета и начал рыдать. Как будто бы я об этом догадывалась, но от того, что это подтвердили, было тяжело.

Для отца Павла диагноз любимой жены и ее процесс лечения тоже стали испытанием.

Иерей Павел:

− Я все-таки больше склоняюсь к религиозной сфере, и здесь много есть моментов, которые в Церкви нас тоже поддерживают, но этим нужно жить.

Матушка Мария:

− Бог создал врачей, нельзя их отрицать. Может, я не только буду молиться Богу, а еще к врачам пойду − и там помощь, и там.

Примерно год потребовался обоим, чтобы принять ситуацию как серьезный духовный урок, начать работать над собой, чтобы найти выход из кризиса. А Господь был рядом и дал почувствовать, что в конце тоннеля виден свет. Он появился, когда матушка Мария приняла, что ей не быть иконописицей. Отсекла социальные препятствия, мешавшие ее внутренней свободе в Боге. И отец Павел сделал то же самое − у себя в душе.

Матушка Мария:

− Я и рисовала, и много чем занималась. Сейчас, например, я работаю в лавке, где нужно в конце дня делать отчет. Эта работа мне больше нравится.

Иерей Павел:

− Господь и апостолы призывают к тому, чтобы поддерживать друг друга в духе кротости и смиренномудрия. Кротость не подразумевает отстаивания своей точки зрения. Смиренномудрие подразумевает смиренность и мудрость. А мудрость − это не крики, смиренность не подразумевает, что ты должен идти против чего-то. Поэтому здесь я руководствовался этими словами. Получается, что ценно? Ценно, когда у вас хорошие отношения и вы друг друга поддерживаете? Или же когда ты рад тому, что она делает то, что ты хочешь?

Матушка Мария:

− У нас сложились сейчас очень хорошие отношения.

Не так давно матушке Марии предложили вторую работу − в пресс-центре епархии. Нагрузка увеличилась. Выходной в неделю всего один, но ей это нравится. Творчество, от которого она бежала в иконописной школе, вернулось к ней в другом варианте. Она фотографирует, пишет статьи, дома разводит цветы, в планах − научиться шить для будущих детей. Проведя через шлифовку первыми годами семейной жизни, Господь подготовил их к сознательному родительству.

Матушка Мария:

− К ребенку нужно обязательно прислушиваться, но, когда он маленький, нужно давать ему ориентиры. Все равно бывают какие-то препятствия, сложности, которые нужно пройти, т.е. необходимо уметь различать, где сложность препятствия, а где просто не твое.

Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.

Автор и ведущая Елена Саенко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 26 апреля: 13:15
  • Пятница, 26 апреля: 23:30
  • Суббота, 27 апреля: 22:40

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать