И снова город Югорск Ханты-Мансийского автономного округа − холодный северный край с теплыми людьми, живущими здесь. Родной город для иерея Павла Кашина, штатного клирика храма в честь Вознесения Господня в городе Советский (это в нескольких километрах от Югорска), ставшем родным для его жены, матушки Марии. Они вместе четыре с половиной года − небольшой период, вместивший в себя массу преодолений, небольшой отрезок пути, ведущего к Богом данной свободе. Их семья пока состоит из двух человек.
Матушка Мария:
− С моей точки зрения, нужно сначала как-то притереться, хотя бы в быту, понять привычки друг друга, что устраивает, что не устраивает, с чем-то смириться, что-то, может быть, в себе поменять − это ответственность перед тем, кто родится.
Матушка Мария – дочь священника. Ее отец − иерей Михаил Сафичук, настоятель Спасского кафедрального собора в городе Тара Омской области. В город семья переехала из сельской местности, где Мария, старшая из трех дочерей, перешла в восьмой класс. За два года учебы на новом месте, в Тарской православной школе, девочка-подросток смогла найти новых друзей, близкий круг общения, но вскоре со всем этим пришлось проститься.
Матушка Мария:
– По окончании девятого класс папа позвонил (я была в деревне у бабушки) и говорит: «Тут такое предложение к тебе есть, не хочешь ли десятый, одиннадцатый класс пожить в монастыре?» Я думаю, что согласилась, наверное, чтобы его не расстраивать. Таким образом, два года я прожила в Тюменском Ильинском женском монастыре и училась в православной гимназии.
Точнее Мария жила в детском приюте при Ильинском женском монастыре. Через год туда же приехала ее младшая сестра Ирина. Здесь в основном находили приют девочки из трудных семей и сироты.
Матушка Мария:
− Когда я говорила, что нет никакой великой проблемы в этом, просто родители предложили и я согласилась, мне обычно не верили. Одна из версий: чтобы оградить меня от внешнего мира, от каких-то плохих компаний... Не было ничего такого, чтобы нужно было прямо перевоспитывать.
Мария много читала, с удовольствием посещала занятия танцевальные и по изобразительному искусству. В гимназии участвовала в подготовке различных творческих мероприятий, концертов. Для ее личного духовного становления время в монастырском приюте стало непростым, но полезным. Христианские истины − полюбить обижающего тебя, презирать грех, а не грешника − изучала, как говорится, на практике.
Матушка Мария:
− Я с человеком перестаю общаться не потому, что он какой-то плохой, а потому, что просто мы с ним не сошлись.
Между тем приближалось время окончания гимназии и дальнейшего жизненного профессионального выбора.
Матушка Мария:
− В пятом или шестом классе я начала ездить в художественную школу. У нас в поселке ее не было, поэтому каждую субботу или воскресенье я ездила в райцентр. Потом мы побывали в Тобольске, и я решила поступать в иконописную школу.
Иерей Павел:
− У меня были две сферы, которые мне интересны: военная и духовная. С детства так получилось (и семейные обстоятельства так сложились), что мы с мамой постоянно находились в церкви. Я в Югорске пономарил, потом, с благословения отца Алексия Турова, поехал учиться в Тобольскую гимназию.
Но перед этим у отца Павла был свой трудный путь прихода в храм. Не только у него, а у всей семьи, которую Господь привел к Себе через скорбь. Маленький брат отца Павла трагически погиб. Мама тогда поседела в один миг.
Иерей Павел:
− С этого момента началось наше воцерковление. Нашу семью (маму, папу) к Богу привел именно брат, Виталик − он первым начал интересоваться Церковью, сам ходил в воскресную школу, когда она открылась. Родителям было хорошо, что он пристроен, а сами особо Церковью не интересовались. После этого люди знали уже о нем, о нашей семье, начали поддерживать, говорить: читайте Псалтирь, то-то... Когда еще папа через два года умер, то руки опустились, а община поддержала.
Нам не дано знать здесь, в земной жизни, почему попускаются скорби, с человеческой точки зрения непереносимые, и как в самом эпицентре боли сердце вдруг обнимает благодать, боль отпускает − и начинает приходить благодать и понимание, что жизнь не только то, что мы видим, слышим, осязаем. Это нечто, что за гранью видимого. Павел ощутил это в детстве, а правильность этого ощущения укрепила Тобольская духовная семинария.
Матушка Мария:
− В школу пришел заказ, заведующая распределяет, кому что писать. Первая икона была − свт. Иоанн Златоуст. Ее заказал мой отец для храма.
Прекрасный, непостижимый, укрытый молитвой Тобольск − это город, где соединяются сердца, где молодые люди часто находят свои половины и становятся семьями. Так же было и у Павла с Марией.
Матушка Мария:
− Молодой человек написал мне: «Давай пообщаемся». Это был первый курс. Я думаю: «Нет». Потом − фраза за фразой, мы начали переписываться, затем он позвал меня гулять.
Иерей Павел:
− Я ничего не знал о ней в тот момент, когда мы начали встречаться. Потом узнал, что она дочь священника. Когда я увидел этого священника, какой он большой, то подумал: «Да, если что-то пойдет не так − не поздоровится».
Матушка Мария:
− Приезжает папа, заходит в дом, а за ним Паша и говорит: «Хочу сказать пару слов». Я думаю: «Нет». Кажется, сейчас что-то будет. Павел обратился к родителям и говорит: «Спасибо вам за такую прекрасную дочь, что вы ее воспитали таким прекрасным человеком». Потом вывел меня из-за стола, сказал о том, как ему со мной хорошо, встал на колено и сделал мне предложение.
Они стали мужем и женой, когда Павел Кашин окончил семинарию, а Мария второй курс иконописной школы. Венчальную икону для их семейного торжества Мария написала сама. Потом начала икону Рождества Пресвятой Богородицы и остановилась − поняла, что не может продолжать.
Матушка Мария:
− Может, какая-то психологическая травма − я не знаю. Так произошло, что не смогла.
Это был уже не первый тревожный звоночек − предвестник психологического надлома. Мария сначала сама пыталась разобраться в себе, давала себе время для отдыха и перезагрузки, но состояние только усугублялось.
Матушка Мария:
− Я думаю, что это просто проблемы наложились друг на друга и дали такой эффект.
Иерей Павел:
− Это и семейные отношения − мы только притирались, и, может быть, это сказывалось; плюс обучение. Все это наложилось…
Матушка Мария:
− Ты − православный человек, а у тебя депрессия… Люди не совсем, наверное, понимают… Но у меня не было такого, что я разочаровалась в Церкви, в Бога не верю. Нет, я в Него верила всегда.
Она благодарила Бога, когда вскоре, после рукоположения в священство отца Павла, владыка Димитрий, митрополит Тобольский и Тюменский, предложил молодому диакону служение в его родном Югорске. Но переезд не принес избавления от тревожного состояния, в которое молодая матушка погружалась все глубже и глубже.
Матушка Мария:
− Нет ни сил, ни желания что-то делать. Когда-то ты видела мир в ярких красках, сейчас у тебя все серое, плохое, унылое. У меня были разные стадии − скачки настроения. Сейчас смеюсь, а через пять минут не могу ни с кем разговаривать, тяжело…
Иерей Павел:
− Я пытался как будто бы переделать Машу. Что-то мне не нравилось − высказывал. Но невозможно человека заставить принимать твою точку зрения...
Матушка Мария:
− Можно сказать, что я случайно у психотерапевта оказалась. Я пошла к терапевту со своими обычными проблемами, не связанными с головой, и сказала, что у меня тревожность. Он говорит: тебе нужно туда-то...
Разговор со специалистом оказался очень тяжелым, но он был необходим, потому что врага надо знать в лицо, чтобы с ним справляться. Таким врагом оказалась депрессия как диагноз.
Матушка Мария:
− Я даже не знаю, как описать свои чувства, эмоции. Помню, что еле сдерживала слезы, потом вышла из кабинета и начал рыдать. Как будто бы я об этом догадывалась, но от того, что это подтвердили, было тяжело.
Для отца Павла диагноз любимой жены и ее процесс лечения тоже стали испытанием.
Иерей Павел:
− Я все-таки больше склоняюсь к религиозной сфере, и здесь много есть моментов, которые в Церкви нас тоже поддерживают, но этим нужно жить.
Матушка Мария:
− Бог создал врачей, нельзя их отрицать. Может, я не только буду молиться Богу, а еще к врачам пойду − и там помощь, и там.
Примерно год потребовался обоим, чтобы принять ситуацию как серьезный духовный урок, начать работать над собой, чтобы найти выход из кризиса. А Господь был рядом и дал почувствовать, что в конце тоннеля виден свет. Он появился, когда матушка Мария приняла, что ей не быть иконописицей. Отсекла социальные препятствия, мешавшие ее внутренней свободе в Боге. И отец Павел сделал то же самое − у себя в душе.
Матушка Мария:
− Я и рисовала, и много чем занималась. Сейчас, например, я работаю в лавке, где нужно в конце дня делать отчет. Эта работа мне больше нравится.
Иерей Павел:
− Господь и апостолы призывают к тому, чтобы поддерживать друг друга в духе кротости и смиренномудрия. Кротость не подразумевает отстаивания своей точки зрения. Смиренномудрие подразумевает смиренность и мудрость. А мудрость − это не крики, смиренность не подразумевает, что ты должен идти против чего-то. Поэтому здесь я руководствовался этими словами. Получается, что ценно? Ценно, когда у вас хорошие отношения и вы друг друга поддерживаете? Или же когда ты рад тому, что она делает то, что ты хочешь?
Матушка Мария:
− У нас сложились сейчас очень хорошие отношения.
Не так давно матушке Марии предложили вторую работу − в пресс-центре епархии. Нагрузка увеличилась. Выходной в неделю всего один, но ей это нравится. Творчество, от которого она бежала в иконописной школе, вернулось к ней в другом варианте. Она фотографирует, пишет статьи, дома разводит цветы, в планах − научиться шить для будущих детей. Проведя через шлифовку первыми годами семейной жизни, Господь подготовил их к сознательному родительству.
Матушка Мария:
− К ребенку нужно обязательно прислушиваться, но, когда он маленький, нужно давать ему ориентиры. Все равно бывают какие-то препятствия, сложности, которые нужно пройти, т.е. необходимо уметь различать, где сложность препятствия, а где просто не твое.
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 26 апреля 2024
Богослужение 25 апреля 2024 года
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!