Вторая половина. Матушка Елена Королева

24 декабря 2024 г.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

Видя все, что в наших сердцах, понимая любые наши проблемы, болезни, переживания, Господь говорит: Придите ко Мне, все уставшие и обремененные, и Я успокою вас. Почувствовав эти слова, начинаешь понимать, что все трудности и искушения – это лишь попытки лукавого сбить нас с истинного пути, ведь если идешь по жизни с Богом, то все становится на свои места.

Поселок Новоселово в Калининградской области – небольшой по площади, малочисленный по населению, с прошлым здесь прощаются осторожно, так же осторожно принимают новое. Между тем есть в нем та самая милая сердцу неброская красота, которая если уж притянет, то не отпустит.

Матушка Елена:

– Нет у нас транспорта, но, с другой стороны, я бы отсюда никуда не хотела уезжать – это наш дом. Десять лет мы здесь – совсем никуда не хочется.

Десять с небольшим лет назад настоятелем Борисоглебского прихода в поселке Новоселово был назначен иерей Владимир Королев. Он приехал сюда с женой матушкой Еленой и сыном Алексеем. Матушка сразу встала на клирос, первые службы пела 13 и 14 октября – на Покров, а 17 октября родила второго сына – Константина.

Матушка Елена:

– Он у нас церковный ребенок, потому что я не ждала, пока пройдет сорок дней, мне надо было петь, хора не было: приходила с люлькой, отдавала ее прихожанке и пела.

Когда Королевы приехали сюда, храм уже стоял. Со временем, уже под началом отца Владимира, рядом выросла воскресная школа, где мы встречаемся с матушкой Еленой. Воскресная школа для небольшого поселка – это и духовно-образовательное учреждение, и культурно-досуговое. Здесь, к примеру, выставляет свои удивительные картины член Союзов художников России Борис Павлович Булгаков – житель Новоселово. Его работы можно увидеть и в художественном музее Калининграда, и в крупных картинных галереях, но к землякам отношение особое.

Матушка Елена:

– У нас в поселке нет транспорта, не все люди могут позволить себе посетить музей, а здесь живет уникальнейший человек, художник, который может людям показать свое творчество – глубокое, христианское. У нас не все люди в храм ходят, но приходят и восхищаются его работами. Он основатель, строитель, благоукраситель нашего храма, все труды, все иконы, что на иконостасе находятся, его рук дело.

Иерей Владимир:

– Хотелось бы, чтобы люди, которые не совсем знакомы с Писанием, житиями святых, увидели центр христианской жизни, значение Пришествия Спасителя в этот мир.

Слева от алтаря – картины крестных страданий Спасителя, справа – жизнеописание святых, во имя которых освящен храм, Бориса и Глеба.

Иерей Владимир:

– Любое мученичество христианского святого пересекается со словами Спасителя, Который говорит: возьмите крест, который Я несу.

В синодальном переводе Библии на русский язык над словом «крест» стоит пометка, а в сноске указано, что под крестом подразумевается жизнь человеческая, то есть выражение «нести свой крест» можно заменить фразой: нести свою жизнь. Жизнь матушки Елены началась в городе Светлом Калининградской области. Мама служила в армии, папа трудился слесарем, Елена и ее сестренка росли рядом с верующей бабушкой.

Матушка Елена:

– Бабушка всегда молилась. Мы подглядывали за ней, нам было интересно. Я даже не знала, что такое храм и что Бог есть. Никто об этом не говорил, бабушка даже не говорила, она просто пришла со мной в храм.

Бабушка привела внучку в Благовещенский храм в городе Светлом – уютный, теплый, домашний, там мерцали свечи и рядом было много добрых людей.

Матушка Елена:

– Люди разные бывают, но там, когда я пришла туда девочкой, меня люди сразили своей добротой: относились ласково, с любовью, никогда не ругали, не проявляли агрессию. Меня это поразило, захотелось туда ходить. Это основание моей веры, потому что без любви ничего невозможно, тем более в храме. Где любовь найдешь, как не в храме?

Семья, конечно, ее тоже любила, но не понимала так внезапно возникшей любви к храму.

Матушка Елена:

– Я молилась день и ночь, с ребятами не общалась, у меня было детство неофита, родители начали говорить: «Да ты что, в монастырь собралась?»

И в школе у Елены были проблемы. Когда голосистая девочка, по благословению настоятеля храма отца Тихона Кушнира, стала петь на клиросе – посыпались насмешки не только со стороны одноклассников, но и некоторых учителей.

Матушка Елена:

– С другой стороны, чем больше я находилась в храме, тем меньше меня трогало отношение моих одноклассников.

Девушка настолько любила Господа и доверяла Ему, что просто отдала свою жизнь в Его любящие руки. Она не знала, куда поступать после школы и надо ли куда-то поступать, с этим она пришла к отцу Тихону.

Матушка Елена:

– После исповеди он меня спросил: «Куда дальше?» Я говорю: «Не знаю». Одиннадцать лет в школе проучилась, но так и не определилась. Он говорит: «Белгород или Смоленск?» А родители даже не знают, что я задумала, я даже сама не знаю, что будет дальше. Я спрашиваю: «Батюшка, а что ближе территориально к Калининграду?» Он ответил: «Конечно, ближе Смоленск». Так и решили: Смоленск.

Родителей Елены несколько раз ходила уговаривать келейница отца Тихона, матушка Анна. Они ни за что не хотели отпускать от себя дочь, но в конце концов сдались.

Матушка Елена:

– Прощались со слезами, папа меня провожал – рыдал, я была домашней, даже в Калининград не выезжала со Светлого ни одна, ни с друзьями, ни с родителями, все время жили только в своем городе, а тут вдруг Смоленск.

Елена поступила в Смоленское духовное училище, от регентского отделения отказалась сразу – не знала нот, не умела играть на фортепиано, выбрала богословское.

Матушка Елена:

– Я пришла на экзамен, было прослушивание всех независимо от того, куда поступаешь. Меня прослушали и определили на регентское. Сидит перед тобой митрополит (патриарх Кирилл) и выносит вердикт: регентское. Я же не буду ему возражать.

Утирая слезы, преодолевая трудности, девушка прошла три сложных, но прекрасных года в училище, выпустилась дипломированным регентом и вернулась в родной город Светлый. Там пела в храме и ездила в Калининград. Она получила распределение: петь в хоре Свято-Никольского мужского монастыря.

Именно этот монастырь дал путевку в жизнь калининградцу Владимиру Королеву. Его приход в храм, как он говорит, проходил в несколько этапов. В детстве начал приходить в церковь с мамой; в подростковом возрасте, вполне логично, отстранился от нее. В Свято-Никольском монастыре проходила послушание его сестра, она позвала Владимира провести там каникулы перед 11-м классом. То, что подросток поехал и задержался там, был Божий Промысл.

Иерей Владимир:

– Я учился еще в школе и параллельно стал по выходным ездить в монастырь, который находился в Калининграде, а я жил не в Калининграде, надо было часа три добираться туда и обратно. Окончив школу и получив аттестат, я переехал в монастырь, стал там алтарничать.

Жил в монастыре, учился в колледже рядом, получал специальность электрика.

Матушка Елена:

– Мы стали общаться: одна компания, молодежь. Когда сдружились, я узнала, что это родной брат моей сокурсницы, которая жила со мной в общежитии в одной комнате, с ней мы вместе поступали.

На момент встречи они оба уже прошли этап непростого выбора между миром и Церковью. Елену этот этап застал во время учебы в Смоленске.

Матушка Елена:

– В Светлом у меня была компания во время учебы в училище, которая к Церкви никак не относилась, и, может быть, под этим влиянием я немного отошла от Церкви.

Девочка, выросшая в тепличных условиях, благодаря этой компании увидела другую сторону жизни: с искушениями, сомнительными удовольствиями. Поначалу эта сторона привлекла, Елена продолжала петь в храме, чувствуя внутреннее охлаждение к нему. Пока не произошел разрыв с той компанией.

Матушка Елена:

– Они отвернулись от меня, потому что видели, что я все равно хожу на службу, пою. У меня был выбор. И я все-таки решила, что не мое это, тем более родители у меня очень строгие; хоть и в храм не ходили, но в строгости воспитывали. И я перешла на ту сторону, на которой я сейчас.

Владимир и Елена начали встречаться в июле, а в октябре уже было венчание.

Иерей Владимир:

– Любовь не подчиняется какой-то логике, бесполезно выводить какие-то формулы и прочее.

Первое время супруги жили в Светлом. Владимир поступил в Смоленскую семинарию, его духовная дорога плавно привела к рукоположению в священство. Диаконом служил в Светлом, а первое иерейское служение совершил здесь – в Борисоглебском храме маленького поселка.

Иерей Владимир:

– Служить везде хорошо, поэтому количество прихожан, если мы говорим в процентном соотношении, всегда одинаковое: что в большом соборе, что здесь. К общему количеству процент тот же.

Матушка Елена, помимо служения в храме, видит свою миссию в привлечении людей в храм.

Матушка Елена:

– Во-первых, появляюсь везде, где есть люди. В Доме культуры все знают, что я там пою. Люди боятся чего-то нового, кто-то мне говорит: «Я не верю так в Бога, чтобы прийти и петь Ему в храме». С другой стороны, за это время я смирилась и поняла, что если человеку нужно, то он придет, а если не нужно, то, что ни говори, ничего не убедит. Я успокоилась и поняла, что каждый отвечает за себя в первую очередь. Взаимоотношения с Богом выстраиваешь ты. Я вот не могу регентовать, мне нравится петь под чьим-то управлением, мне нравится, когда мной руководят. К нам пришла Наталья – она профессионал. Я очень рада, что в один прекрасный момент сказала: «Ну все, Наташа, ты наш регент». У меня гора с плеч, и я очень рада, что у нас есть такой замечательный учитель.

Матушка Елена теперь с радостью просто поет: и в церковном хоре, и в поселковом ансамбле. Занимается украшением храма к праздникам и помогает в организации церковно-светских мероприятий, таких, к примеру, как фестиваль, посвященный Дню семьи, любви и верности.

Иерей Владимир:

– У нас тематический фестиваль. Мы провели два фестиваля. На первом наш маленький поселок посетило около 600 гостей, в прошлом году было больше тысячи. Я даже не в курсе всех ее дел в соцсетях: проводит конкурсы, организовывает обмен посылками. Если она может в этом реализовываться, то, конечно, это очень хорошо.

Алексею исполнилось пятнадцать, Косте – десять, братья по характеру совершенно разные, но есть у них и много общего.

Матушка Елена:

– У меня спокойные дети. В школе учителя говорят: «Ваши дети отличаются, они неконфликтные, не бегают на перемене, не кричат. Как из другого мира». Я говорю: «И дома дети такие же, спокойные». Наверное, в мужа, потому что я по своему темпераменту другой человек.

Иерей Владимир:

– Многие дела нас сплачивают, сближают, без этого никак. Даже спевки хора, репертуар.

Матушка Елена:

– Любовь в первую очередь, для меня это столп. Без любви вообще ничего не может быть. Бог есть любовь, и для меня это истина.

Ее любимая святая – Ксения Блаженная. Еще девочкой она передала прихожанке, которая отправлялась в паломничество в Санкт-Петербург, записку для святой Ксении.

Матушка Елена:

– Я написала в тринадцать лет: «Я хочу быть регентом хора и выйти замуж за священника». Находясь уже в Новоселово, я вспомнила, что когда-то была такая ситуация.

Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.

 

Автор и ведущая Елена Саенко

                                                                                                            Записала Людмила Кедысь

 

 

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 11 февраля: 09:30
  • Пятница, 14 февраля: 13:15
  • Пятница, 14 февраля: 23:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X