Чувашский Алатырь – город небольшой. Население немногим больше тридцати двух тысяч. У маленького города свои негласные правила. Когда над ним спускаются сумерки – улицы быстро пустеют, но зато свет в окнах ярче и теплее. Семьи собираются у своих домашних очагов. В доме клирика Алатырской Киево-Николаевской женской обители иерея Сергия Герасимова и его жены, матушки Анастасии, семейный очаг согревает десять человек.
Матушка Анастасия:
– Раз я помолилась после четверых детей. Я была в Петербурге у Ксении Блаженной. Какой-то внутренний голос сказал: «Проси девочку». Я написала записку: «Ксения, дай мне, пожалуйста, девочку – хорошую, здоровую». Приезжаю из Петербурга и узнаю, что беременна. Я рада, думаю: точно девочка. Оказалась замершая беременность. После этого еще четыре мальчика. Господь Сам знает, кого давать.
В юности она мечтала о большой семье, но полет ее фантазии останавливался на пятерых детях.
Матушка Анастасия:
– Когда мы сюда переехали, рукоположились, родился третий ребенок, духовник сказал: «Ну, давайте еще пятерых». Я сначала посмеялась: «Что Вы, батюшка, каких еще пятерых?» Сейчас у нас восемь детей, как он и благословил.
У Герасимовых восемь сыновей: Иван, Илья, Михаил, Кирилл, Иероним, Федор, Николай и Алексей. Старший – студент-медик. Младшему – третий месяц. А священник, о котором вспоминает матушка Анастасия, – иеромонах Иероним (Шурыгин), наместник Алатырского Свято-Троицкого мужского монастыря. Он сыграл определяющую роль в создании этой семьи и в ее служении Церкви. Анастасия – коренная москвичка. Детство ее и брата пришлось на 90-е годы. Родители, как и многие в то время, через качели духовных поисков пришли к православной вере. Первой начала ходить в монастырь мама.
Матушка Анастасия:
– Первый раз мы ездили причащаться в Данилов монастырь. Потом потихонечку она читала книги, давала папе читать какие-то отрывки, папа тоже пришел к вере, и мы всей семьей ходили в храм. Видимо, родители сильно молились за нас, потому что в 12–13 лет у меня возникало желание подойти к иконам помолиться. Я почему-то стеснялась этого желания – чтобы никто не видел, делала это украдкой.
Большая любительница истории, после школы Настя планировала поступать на исторический факультет МГУ. Однако священник, знавший ее и семью, не благословил, как она его ни уговаривала.
Матушка Анастасия:
– Я была очень послушной девочкой и пошла в Свято-Тихоновский институт на исторический факультет, потому что очень любила историю. Я очень благодарна институту, потому что там у меня было совмещение исторического образования и богословского. Очень много богословских предметов, история Церкви (история Русской Церкви, Поместных Церквей), догматическое богословие. Все это через ум привело меня к тому, что вера родителей стала моей верой.
Во время учебы паломнические пути привели ее в Алатырь, где состоялась судьбоносная встреча с отцом Иеронимом. После первой же беседы девушка поняла, что Бог ей подарил духовника.
Матушка Анастасия:
– Иметь духовника – это иметь человека, который направляет тебя, намечает тебе основные вехи жизни, и ты по ним двигаешься.
Ее будущий муж тоже после окончания школы приезжал за благословением к отцу Иерониму. Приезжал из родной Ульяновской области специально – послушал совета тети, духовной дочери этого священника.
Иерей Сергий:
– Мы с ним познакомились в 1998 году (как раз я окончил школу). Когда он меня увидел, сказал: «Пойдем в священники». У меня была оторопь. Я батюшке сказал: «Я готов пойти в семинарию, но только можно потом не буду священником?» Он мне сказал: «Не гневи Бога». Я ему ответил: «Батюшка, простите, но я люблю историю». Тогда он сказал: «Поступай тогда на исторический. Священники должны быть образованными».
Матушка Анастасия:
– С 19 лет я к утренним молитвам прибавляла молитву девицы о замужестве – даже сама четко не представляла, какой нужен муж. Когда попала к отцу Иерониму, он посмотрел на меня и сказал: «Молись о муже, чтобы ты для него была всем, как он для тебя».
Она молилась и ждала этой встречи. Периодически приезжала на послушание в монастырь и мечтала о красивом венчании в пасхальные дни. Однажды отец Иероним пригласил девушку к себе в келью и начал разговор, о котором она молилась: «Хочу выдать тебя замуж». И назвал имя: «Сергей».
Матушка Анастасия:
– У него к этому времени были две тети. Одна была келейницей у отца Иеронима – мать Исидора, другая была игуменьей в женском монастыре – настоятельницей. Мать Исидора меня увидела, чем-то я ей приглянулась. Она пошла к батюшке и сказала: «Батюшка, как же наш Сережа?»
Иерей Сергий:
– В один прекрасный момент, когда я окончил университет, мне звонок от мамы, которая находилась в Алатырском мужском монастыре, она сказала, что батюшка хочет меня увидеть. На следующий день я приехал в Алатырь.
Матушка Анастасия:
– Были святки. Мы с ним пообщались. Говорю: «Тебе сколько лет?» – «Двадцать два». – «И мне двадцать два». – «Ты кто по профессии?» – «Историк». – «И я историк». Батюшка сказал: «Все, после Пасхи вас венчаем». Была благодарность Богу и удивление, что Господь так управил: как мечталось, так и получилось. После свадьбы мы четыре года жили в Москве. Он, как мой папа, работал риэлтером по недвижимости, но это была не его работа, ему было на ней тяжело.
Иерей Сергий:
– При этом жизнь складывалась так, что опыт и разговор с отцом Иеронимом давали какой-то отпечаток.
Спустя четыре московских года вопрос о переезде в Алатырь и рукоположении мужа в священство перед молодой семьей встал ребром. Отец Иероним благословил, а обстоятельства жизни сложились в поддержку этого решения – трудного для всех.
Иерей Сергий:
– Брали альбомный лист и чертили плюсы и минусы. За Алатырь был один плюс, все остальные были минусы.
Матушка Анастасия:
– Доверились духовному отцу, веря в то, что он знает, как для нас лучше.
Тем не менее отъезд из Москвы и первый год жизни в Алатыре дался обоим очень трудно. Приехали уже с двумя детьми, жили на территории Киево-Николаевского женского монастыря.
Матушка Анастасия:
– Настоятельницей была тетя Сережи; соответственно, к нам было особо пристальное внимание в этом плане…
Иерей Сергий:
– Нас хорошо встретили, но внутренний, духовный мир еще не был готов, и это были мытарства, у меня были слезы, потому что это действительно сложный шаг.
В монастыре муж какое-то время служил пономарем, но всем было понятно, что это подготовка к важному шагу, повороту в жизни, ради которого семья и приехала в Алатырь.
Матушка Анастасия:
– Мне было очень плохо. Я не хотела. Мы сюда приехали, и вот я говорила: «Давай поедем обратно в Москву». Он сказал: «Нет, я буду рукополагаться».
Иерей Сергий:
– «Если ты хочешь со мной, то мы остаемся, если ты не готова – значит, я остаюсь. Ты решаешь сама».
Матушка Анастасия:
– Понятно, что бесы ополчаются на тех, кто стремится быть ближе к Богу. Первый год я шла по улице, и у меня было ощущение, что иду по краю пропасти, настолько было тяжело. Меня спасало только Причастие. На Пасху в первый год мне стало намного легче. Сейчас вижу, что муж на своем месте. В Москве он не был на своем месте – это четко было видно. Поскольку я его люблю, значит, это и мое место тоже. Так я себе говорю.
Сама же Анастасия в Москве сотрудничала с издательством «Атлас» – писала научно-популярные статьи по истории. Когда приехала сюда, преподавала в воскресной школе. Но семья неуклонно увеличивалась: рождались сыновья. Матушка Анастасия оставила преподавание и вновь взяла в руки перо. Правда, случилось это после той самой неудачной беременности, когда молодая женщина начала искать выход из депрессии.
Матушка Анастасия:
– Я изложила это на бумаге и почувствовала, что стало легче пережить свою боль. Наверное, это мое.
Потом из-под ее пера вышел исторический роман про императора Александра I. В его основе версия, что он не умер в Таганроге, а ушел старцем в Сибирь.
Матушка Анастасия:
– Поскольку эта тема освещалась в основном в научных изданиях, которые достаточно тяжело читать простому человеку, я хотела все доводы в пользу того, что старец Федор Кузьмич и Александр I – одно и то же лицо, донести до читателя в увлекательной форме.
Книга вышла в издательстве Московской Патриархии тиражом 5000 экземпляров. Ее и сейчас можно купить в Интернете, как и книгу для детей о преподобной Евфросинии Московской из серии «Сподвижники преподобного Сергия Радонежского».
Иерей Сергий:
– Она не только занимается писательством, но и любит читать – может книгу в несколько сотен страниц прочитать за два дня, будучи даже с детьми.
А еще вышивать, вязать, заниматься домашними делами – при восьми сыновьях находить время для самореализации.
Матушка Анастасия:
– С каждым по отдельности можно найти общий язык. Каждый по отдельности достаточно адекватный, понимающий ребенок, но когда они собираются все вместе – это, конечно, сложно.
В свое время ей, серьезной и ответственной жене и маме, опытные женщины дали совет, который так пригождается: «Старайся относиться ко всему, что бы ни происходило в семейной жизни, с юмором».
Матушка Анастасия:
– Называется «случай на кухне»: как-то вечером муж на службе, дети все дома, я жарю курицу, сама сижу на кухне, пью чай, рядом сидит пятилетний Иероним (мы назвали одного ребенка в честь батюшки), складывает по слогам буковки. Приходит маленький Коля, которому на то время было два года, пытается отнять у Иеронима книжку. Иероним не отдает, после этого Коля вцепляется в волосы Иеронима. Прибегает старший, пятиклассник, требуя немедленно проверить у него домашнюю работу, прибегает десятилетний Кирилл, который начинает оттаскивать Колю от Иеронима. Курица спокойно жарится на сковороде. Я сижу, пью чай.
Это только одна из историй, а сколько таких каждый день – смешных и не очень. Каждая из них вплетается в жизненное полотно этой семьи.
Матушка Анастасия:
– Сейчас я начала писать именно про свою семью, про детей. Даже уже придумала название для книжки: «Осторожно, мальчики! Или Секреты выживания от супермногодетной мамы».
У отца Сергия, как у многодетного папы, подход к воспитанию мужской – сыновьям необходимо привить дисциплину, обязательность, ответственность за свои слова и дела.
Матушка Анастасия:
– Я тоже командирша. Думаю, что восемь сыновей не зря у нас; может быть, для того, чтобы я поняла, что не тяну это одна без папы никак. Соответственно, чем больше прерогатив я ему отдаю, тем больше он себя чувствует главой семьи, тем больше он сам на себя берет.
Иерей Сергий:
– Без любви, уважения очень тяжело прожить, потому что любовь – это самопожертвование. Не просто поставили печать в паспорт, «мы любим друг друга», «ты мне должен» или «ты мне должна». Нет, мы все должны друг другу.
Матушка Анастасия:
– Я эмоциональная, иногда взрывная. Спасало Сережино абсолютное спокойствие. Я не помню за девятнадцать лет, чтобы он сказал какую-то грубость или еще что-то.
Когда не стало отца Иеронима, духовника семьи, они оба поняли, что теперь точно из Алатыря не уедут. Батюшка рядом незримо, молится за них у Престола Божьего. И матушка Анастасия это чувствует.
Матушка Анастасия:
– Обычно было: постоишь, поплачешь, и сразу идет умиротворение.
И вспоминаются пророческие слова отца Иеронима об их встрече с мужем: «Ты для него будешь всем, как и он для тебя».
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Ольга Рожнева. Тихая пристань
Божественная литургия 9 сентября 2024 года
Этот день в истории. 9 сентября
День ангела. 9 сентября
Церковный календарь 9 сентября. Священномученик Владимир Соколов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!