Поселок Монетное совсем рядом с Екатеринбургом, по прямой – не больше 30 километров. Небольшой храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы долгое время был здесь единственным. Его открыли двадцать с небольшим лет назад, а потом долго искали для него постоянное место жительства. Так, он находился в здании клуба, потом на втором этаже местной больницы. Сейчас он находится в помещении бывшего родильного дома. Еще пару лет назад приход был малолюдным. Так бывает тогда, когда верующие нечасто видят священника. Ситуация начала меняться с приездом нового настоятеля – иерея Антония Дмитриева. Семья молодого батюшки поселилась в Монетном, и только это уже вызвало доверие прихожан – они снова потянулись в храм.
Настоятель Покровского храма, иерей Антоний Дмитриев, и его жена, матушка Екатерина, по словам местных жителей, расшевелили приходскую жизнь, внесли в нее свежие творческие идеи. Спустя два с половиной года после нашей первой встречи молодая священническая семья продолжает жить и служить в Монетном. Правда, настрой несколько изменил тональность.
Матушка Екатерина:
– Сейчас происходят не самые радужные события. Мы приобретаем опыт, как вставать и идти, несмотря на лужи. При поддержке администрации нам выделили землю под строительство храма, чтобы из нынешнего здания храм переехал в другое, но некоторые жители поселка взбунтовались. До сих пор мы не можем ни начать строительство, ни отказаться от предложения администрации, ни что-либо поменять.
Вся эта неприятная история в маленьком Монетном случилась вслед за большим противостоянием против храмостроительства в Екатеринбурге.
Иерей Антоний:
– Камень бросили, а круги по воде пошли. Сейчас это везде…
С одной стороны, признаются Дмитриевы, служить в такой обстановке достаточно сложно. А с другой – это новый опыт принятия свободного выбора других людей и собственного смирения перед Божьей волей. Ведь абсолютно за всем в этом мире стоит Господь.
Иерей Антоний:
– Сделать людей верующими и научить вере я не в состоянии, так как вера – это дар Божий. Возможность человеку верить дает Бог. Другое дело, как мы сами на этот дар потом реагируем: решаемся идти вслед за Христом или убираем это от себя.
Матушка Екатерина:
– Мы просили прихожан ничего не подписывать и никаких действий не предпринимать – просили молиться. Молитва – это наиболее существенная помощь. Потому что если начать собирать подписи или агитировать людей – будет неспокойно на душе, будет все бесполезно.
А молитва под сводами ветшающего храма в сердцах прихожан творится каждый день. Хотя строительство пока стоит на месте, помощь Божия – рядом.
Матушка Екатерина:
– Регулярно что-нибудь случается. Может прорвать трубу, может засориться канализация. Ни людей нет, чтобы попросить помощи, ни денег. Отец Антоний молится, прихожане молятся, и потом вдруг находится весьма крупная сумма, и все получается.
Иерей Антоний:
– Мы просто живем, пытаемся что-то делать.
Матушка Екатерина:
– Его задача – вывести храм из разваливающегося здания. Другие задачи – воскресная школа для детей, воскресные беседы для взрослых, служение в храме при Первой областной больнице. Там он служит примерно сутки с небольшим, потом возвращается. Бывает так, что на неделе даже нет выходных.
Время, которое сейчас проживает семья Дмитриевых, можно назвать благодатным и спасительным. Многое анализируется, открывается новый взгляд. К примеру, на неофитское желание большинства молодых священнических семей соответствовать кем-то выведенной формуле их поведения. Отец Антоний и матушка Екатерина этого тоже не избежали.
Матушка Екатерина:
– Если, например, раньше я ходила в кафе каждую неделю, то теперь так не могу – надо поменьше таких развлечений, так как муж – священник. Поначалу, может быть, и нужно себя немного ограничивать. Но с течением времени людям становится плохо. Я сужу, например, по своей семье. В погоне за соответствием какой-то планке мы потеряли себя.
Если раньше муж был увлечен фотографией, спортом и литературой, что давало радость и энергию, то со временем этот канал жизненных сил заметно обмелел.
Матушка Екатерина:
– Он мне недавно сказал: «Я понимаю, что мне плохо, но не понимаю – от чего». Но я вижу, что он что-то делает в режиме нон-стоп уже второй или третий день, и говорю: «Останься дома, отдохни». Он через сопротивление: «Да, останусь». Потом говорит: «Ты знаешь, я действительно устал».
Сейчас мы учимся снова быть собой. Гуляем с детьми на улице, ездим на озеро, начали ездить на велосипедах, он начал ходить на лыжах. У меня – вышивка, рассказы, он снова начал фотографировать как раньше. Бич священнических семей – проблемы с отпуском и с регулярным отдыхом.
Иерей Антоний:
– Вернулся к тому, чем занимался многие годы в детстве, – к собиранию моделей. Пока пытаешься что-то склеить, покрасить, заняться тем, что тебе нравится, есть возможность привести голову в порядок.
Матушка Екатерина:
– Доверие появляется тогда, когда люди видят, что священник не небожитель, а такой же человек, как и все: ходит в магазин, водит в садик ребенка. Люди-то идут к священнику не как к иерархическому лицу, а как к человеку. Доверие формируется именно к человеку.
Есть, говорит матушка Екатерина, такая поговорка: «Хочешь быть женой митрофорного протоиерея, выйди замуж за семинариста». Значит, пройди с ним все трудности его становления, привыкания к не всегда гладкому течению семейной жизни, о которых мало кто из девушек задумывается в самом начале.
Матушка Екатерина:
– Когда навалилось много проблем, начала понимать, что надо было бы заранее кое-где подстелить соломку. Например, заочно выучиться на какую-то светскую профессию либо заранее научиться водить машину. Сейчас этого очень не хватает.
Я поступила на бюджет в Свердловский колледж культуры и искусства, в данный момент учусь на втором курсе и пытаюсь сдать сессию. Я хотела проводить мероприятия не внутри храма, а так, чтобы проходящие мимо люди нас видели и могли присоединиться. Тематику мы берем не внутрицерковную, а светскую, показывая ее с точки зрения Православной Церкви.
Иерей Антоний:
– При этом воспитательный момент может дать православие, может дать та культура, которая выросла из православной веры. Это не только зодчество, но и музыка, живопись, поэзия, просто русский язык, который, в принципе, является дальнейшим развитием церковнославянского. Это все может очень хорошо воспитывать культурного человека, пусть и неверующего, но способного адекватно воспринимать другую точку зрения без агрессии и говорить с людьми других взглядов.
За то время, пока мы не виделись, отец Антоний и матушка Екатерина вернулись еще к одному общему увлечению – литературе, но на новом его витке: начали писать рассказы.
Матушка Екатерина:
– В один момент увидела в Интернете какой-то марафон: предлагали тему рассказа, нужно было написать. Я заинтересовалась!
Пока все так же для Екатерины место ее служения – дом и семья. Старшая Серафима теперь школьница. Первый класс – это очень серьезно. Средний Миша еще в детском саду, а младшая Анечка туда собирается. Вся семья творческая. Сима, например, занимается в музыкальной школе и в театральной студии. Аня творит кукольный дом, сочиняя при этом истории всех обитателей. А мама в свободное время продолжает вышивать. И как вышивать!
Матушка Екатерина:
– Дети у нас очень эмоциональные и чувствительные. Поход в магазин без покупки сладкого или летающая по дому муха – это кошмар. Появился лисенок Федя, который обладает теми же проблемами – он не хочет ходить в садик, боится уколов, не хочет пить лекарства, ему скучно дома, он не знает, чем заняться. Как проживать эти ситуации? Я им подсказываю через сказки.
Обретая новый жизненный и духовный опыт, отец Антоний и матушка Екатерина с молитвой проходят период, когда надо пересмотреть свои взгляды, чтобы обрести внутреннюю полноту и расширить собственное пространство радости и любви, тем самым шагнув на новую ступень служения Господу.
Храм во имя святых Космы и Дамиана в Екатеринбурге, где на неделе служит отец Антоний, когда-то был первым в его священническом служении. И сейчас в его стенах батюшка, как в родном доме, получает поддержку, силы и надежду на будущее.
Матушка Екатерина:
– Я не знаю, как Богу угодно: нужно ли, чтобы мы переехали в новое здание... Возможно, должно произойти что-то другое. Если просить в молитве о чем-то конкретном, то это не будет соответствовать замыслу Бога.
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 21 апреля
День ангела. 21 апреля
Читаем Апостол. 21 апреля 2024
Церковный календарь 21 апреля. Неделя 5-я Великого поста. Преподобная Мария Египетская
Евангелие 21 апреля. А кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет вам слугою
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!