Вторая половина. Матушка Надежда Мишечкина

25 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
То поколение, которое духовно крепло после возвращения в общество православной веры, пожалуй, тоже можно назвать первопроходцами. Да, двери храмов распахнулись, под их сводами открыто зазвучала спасительная молитва, но дети советской эпохи невольно передавали своим детям устои семьи с пресловутым гендерным равенством. Когда приходит понимание губительности этих устоев, когда видишь их изнанку, хочется уберечь от ошибок в семейной жизни своих детей. Но как?

Село Вагай в Тюменской области. Каменная церковь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова была заложена здесь в конце ХVIII века. В годы богоборчества она пострадала: здесь размещали и общественную баню, и гараж, и электростанцию. Несмотря ни на что, храм все же выстоял и возродился усилиями местных жителей. В 2007 году его настоятелем был назначен отец Андрей Мишечкин.

Матушка Надежда:

– Стены стояли, в храме все было, даже облачения: батюшка, который был до нас, сделал достаточно. Но многие иконы стояли на стульчиках.

Когда Мишечкины переезжали из Тобольска сюда, их провожали словами: «В Вагай, Бог помогай». Вспомнили об этом, когда увидели храм. Стены и купол – в копоти, попробуй отмой, вместо огороженного двора – какие-то постройки. Но люди, прихожане, встретили священническую семью с такой любовью, с таким желанием помочь, что все оказалось по силам. С матушкой Надеждой скучать никому не приходилось: или начнет интерьер в классах менять, или сложные песнопения разучивать.

Матушка Надежда:

– В первую очередь, для меня важно узнавать что-то новое. Я люблю учиться. У меня это с детства – желание обучаться чему-то новому, необязательно глобально, хотя и глобально тоже.

Матушка Надежда такая с детства. Ее родное село Аксеновка сейчас Северо-Казахстанской, а тогда Кокчетавской области. Ее предки по линии матери – этнические немцы, жившие в России еще с екатерининских времен. В советский период, согласно программе партии, были депортированы в Казахстан.

Матушка Надежда:

– У нас село было изначально немецкое. Казахов первое время – одна-две семьи, потом стали съезжаться.

Поселившись на новом месте, депортированные немцы долго сохраняли свой уклад и язык. Прабабушка Надежды так и не выучила русский, но ее внуки и правнуки родной язык со временем утрачивали, создавали интернациональные семьи. Этнически родной язык Надя изучала в школе как иностранный. Семья Надежды была неверующей, о Боге не говорили, но с ранних лет девочка чувствовала то, что взрослые называли «голосом совести».

Матушка Надежда:

– Я чувствовала, что если совершаю грех (не слушаюсь родителей, не спрашиваю разрешения), – мне от этого плохо. Угрызения совести.

Было ощущение присутствия Кого-то невидимого, но большого и доброго. К Нему девочка бессознательно обращалась, когда было страшно. Отчетливо помнит: ночь, гроза, и она одна в огромной комнате…

Матушка Надежда:

– Я проснулась от грома, на улице была гроза, сверкали молнии, сильно грохотал гром. Я напугалась настолько, что боялась даже встать, чтобы убежать к родителям. В этот момент почувствовала, что мне нужна помощь.

Даже в этом страхе она чувствовала, что непонятный Кто-то ее видит и слышит, к Нему она и обратилась всей своей детской душой: «Помоги!»

Матушка Надежда:

– Тогда я почувствовала, что Господь мне помогает, и мне стало очень спокойно и тихо, как это бывает, когда человека посещает благодать, – такое спокойствие, что мне уже не хотелось убегать к родителям, я успокоилась и уснула.

Снаружи гром продолжался, но внутри наступили покой и тишина. А потом в жизнь девочки по крупицам начали приходить духовные знания: через принятие крещения, через книги, общение с верующими людьми (оказалось, что их много рядом). Сын одной из соседок учился в Тобольской духовной семинарии.

Матушка Надежда:

– Когда он приезжал на каникулы,  рассказывал мне, как учится, как там интересно. Однажды он предложил и мне туда поступить. Мне нужно было выбирать. Последний год после крещения я понимала, что никуда не хочу. Училась хорошо. Когда я сказала учителям, что собираюсь поступать в семинарию, они сильно удивились – для школы это был шок.

Со стороны импульсивной Надежды это был риск. Обладая красивым голосом, она не знала ни музыкальной грамоты, ни азов церковного пения.

Матушка Надежда:

– Я знала только молитвы. Когда познакомилась с матушкой, она мне что-то напела, показала, дала послушать какие-то песнопения – это все.

Иерей Андрей:

– Первое богослужение, которое произвело на меня огромное впечатление, – Рождество Христово. Обычно всегда, когда молодые люди приходят в храм, первое, с чем они сталкиваются, – тяжело стоять на богослужении. А когда я пришел на Рождество, я после праздника испытал такую радость, что у меня ничего не болело.

Андрею Мишечкину было четырнадцать лет, когда во Введенском храме села Володарское Кокчетавской области он испытал эту радость. Молодой настоятель заметил его в группе подростков и стал его первым духовным наставником. Андрей принял крещение, начал посещать богослужения, помогать по мере возможности священнику.

Иерей Андрей:

– Как раз начался Великий пост, батюшка пригласил меня в алтарь, сказал: «Пойдем, будешь пономарить, помогать». С того момента, как он пригласил меня в алтарь пономарить, я почувствовал, что нужен.

Духовник благословил молодого человека поступать в Алма-Атинское духовное училище, а владыка Чимкентский и Акмолинский Елевферий направил на дальнейшее обучение в Тобольскую духовную семинарию.

Отец Надежды был категоричен: никакой духовной семинарии! Но девушка была его дочерью, поэтому столь же категорично, получив-таки его согласие, она помчалась к поезду, который возил рабочих от их села до райцентра. Смогла уговорить проводницу взять ее.

Матушка Надежда:

– Она в последний момент согласилась, и я на ходу (поезд тронулся) забралась в поезд. Приезжаю в районный центр, в храм, батюшка встречает.

Иерей Андрей:

– Я испытывал какое-то внутреннее спокойствие, никакого волнения не было, думал: «Может быть, Господь показывает, что это моя избранница, открывает мне путь семейной жизни».

С первого раза Надежда в семинарию не поступила, но уезжала с твердым намерением вернуться. Андрея взяли сразу на второй курс. Провожая домой свою новую знакомую, он спросил, можно ли ей написать письмо.

Матушка Надежда:

– «Можно». Я согласилась, потом часто писал, два года мы общались в письмах и на каникулах. Это не было бурное чувство – был мир и покой. Я чувствовала, что рядом с ним надежно, спокойно.

Андрея рукоположили в священство в год их венчания. Он перешел на четвертый курс семинарии, когда молодая матушка Надежда, с благословения владыки Дмитрия, поступила-таки в первый класс регентской школы.

Матушка Надежда:

– Было трудно учиться, потому что я без музыкального образования. В свое время не проявила в школе усидчивости, стремления к цели, а бросила на полпути.

Нагрузка оказалась колоссальной: учеба, индивидуальные занятия, послушания. Но на другой чаше весов был сам Тобольск с его храмами, святынями, с его людьми, которые окружали и поддерживали. Тем не менее через полтора года матушка Надежда написала прошение об отчислении – поняла для себя, что надо выбирать: или учеба, или семья.

Матушка Надежда:

– Любовь должна расти не только между двумя: с появлением детей она должна увеличиваться все больше. Это определенный жизненный, духовный опыт (с детьми). Конечно, этого хотелось изначально.

Хотелось, но не получалось долгие четыре года, пока усердными молитвами не смогла справиться с неуправляемыми страхами и переживаниями, пока не осознала материнскую ответственность перед Богом за вверяемую ей душу. Правда, когда она впервые почувствовала в себе новую жизнь, это осознание еще не пришло.

Матушка Надежда:

– Сначала это была просто радость, я не осознавала до конца, что это. А когда прошло время, родился второй ребенок, третий… С появлением каждого нового ребенка переосмысляется, что такое дети в семье.

Маша, Кирилл, Захар, Лиза. С каждым ребенком в семье приумножалась любовь и росла ответственность перед Богом.

Иерей Андрей:

– Сейчас трудное время, чтобы правильно воспитать детей в вере, научить их всему, чтобы они могли в жизни определиться.

Матушка Надежда:

– Изначально человека тянет ко греху, грех над ним довлеет. Как ребенку это передать, научить его, чтобы он все осознавал, боролся с этим?

Как передать детям опыт осознания, умение видеть свой грех, смелость признать его? Только собственным примером. Матушка Надежда бывает беспощадна к себе за то, что не всегда получается принимать с миром разные незапланированные стрессовые моменты, которые случаются чуть ли не ежедневно.

Матушка Надежда:

– На детей влияют взаимоотношения с людьми, в семье. Чтобы они выросли христианами, в них нужно вложиться…

Что вложить – казалось бы, понятно, но как? Если сама подчас излишне переживает, излишне проявляет эмоции, а дети это перенимают. Да и семья священника под постоянным прицелом невидимых врагов – попробуй угадай, когда они нападут.

Матушка Надежда:

– Я ощутила, что стало больше искушений перед службой, когда муж служит. Это я почувствовала сразу. Перед тем как ему служить литургию (даже когда он был дьяконом), я чувствовала, что начинаются какие-то нападки извне, чтобы внести раздор в отношения, дискомфорт. Литургия проходила – все успокаивалось.

Строительство домашней церкви – огромный труд, невидимый для посторонних. Он чреват ошибками, которые спустя время жгут сердце и совесть. Единственное спасение – принести их на исповедь.

Матушка Надежда:

– Поменялось отношение к таинствам – Исповеди, Причастию. Насколько это серьезно и насколько к этому надо готовиться... Это  может положить начало изменению человека как семя. Главное, чтобы это семя дало росток, проросло.

А потом пропалывать его постоянно, поливая слезами покаяния. Мы живые люди, и ждать, чтобы этот росток напитал душу радостью раз и навсегда, большое заблуждение. В таинстве Крещения Бог дает крылья, но слабее или крепче они становятся только по нашей свободной воле, поэтому так важны таинства и подготовка к ним.

Матушка Надежда:

– Переосмысливать все, что ты делаешь, заново. Переосмыслить каждый свой поступок и положить основание тому, чтобы что-то изменить. Без человека Бог не может нас поменять.

Матушка Надежда – неутомимая духовная труженица и для своих детей, и для воспитанников воскресной школы. Она преподает «Закон Божий», основы нравственности, а также декоративно-прикладное искусство и, конечно, пение. Коллектив «Забава» матушка организовала вскоре после переезда в Вагай. Его хорошо знают в селе, в районе, выступления украшают различные праздники, а некоторые участницы, с легкой руки матушки Надежды, и на клирос встали.

Иерей Андрей:

– Господь женщине дал любящее сердце. Женщина любит больше, не через разум, а через сердце. Что такое семья? Это прежде всего школа любви.

Матушка Надежда:

– Самое главное, что нас объединяет, – это вера. Должно быть что-то настолько общее, за что можно держаться всю жизнь, чтобы семья не развалилась. Это наша вера, наше стремление к Богу – оно нас объединяет.

Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. Мир вашему дому.

Автор и ведущая Елена Саенко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 01 июля: 13:15
  • Пятница, 01 июля: 23:30
  • Воскресенье, 03 июля: 15:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​