Вторая половина. Матушка Надежда Кармакулова

19 января 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Наш приход в жизнь земную и каждый шаг здесь, даже выбор пути, по которому мы идем, – все в руках Божиих, все промыслительно. Верим мы в это или не верим – для любящего Отца, наверно, не это важно. Важна сама любовь, которую Он являет бесконечно и безусловно и которая дает ростки в сердцах Его благодарных детей.

Село Утятское Курганской епархии – одно из тех мест православной России, которые верующие называют избранными. Народная память сберегла историю о том, как однажды жительница села пришла на берег здешней речки Серебрянки почистить рыбу и в воде вдруг увидела большую темную доску, а на доске (в этом не было сомнения) святой лик. Когда же мужчины-односельчане приняли его у реки, стало понятно: по воде к людям пришел образ святителя Николая Чудотворца. Чудо обретения произошло 22 мая 1749 года. Икону поместили в Богоявленском храме, куда в скором времени устремились тысячи паломников из разных уголков Урала и Сибири.

У данного образа святителя Николая Чудотворца, как у дорогого Божьего дара, своя судьба, свои пути и испытания. Сейчас в храме его список. Но сельчане вместе с настоятелем Богоявленского прихода иереем Александром Кармакуловым молятся и верят, что обретенный их предками святой лик со временем вернется в родные стены, а многочисленные паломники по молитвам любимого святого обретут здесь помощь и духовную радость.

Отец Александр принял Богоявленский приход несколько месяцев назад. Прежний настоятель, после многолетнего служения здесь, ушел на отдых. А для молодого иерея это святое место оказалось первым в его священническом служении.

Иерей Александр:

– Человека призывает Господь на определенное служение в храм – может быть, мирянином, священником, монахом. Господь призывает на этот путь. Примет ли этот зов человек – зависит от него самого.

Будущий священник почувствовал этот зов еще ребенком. Он вырос в дружной семье, которая пришла в Церковь в начале лихих 90-х и обрела там остров мира и света среди мутных вод разгулявшегося в обществе хаоса.

Иерей Александр:

– Мой отец подсказал мне много вещей духовного порядка: как устроен духовный мир. Есть мирские законы, есть духовные законы. Отец учил меня, как делать так, чтобы не нарушать духовные законы.

Его жена, матушка Надежда, из своих родных помнит только бабушку. Маму лишили родительских прав, папу она никогда не знала. Бабушка была заботливая, жалела маленькую внучку, но часто болела и не прожила долго.

Матушка Надежда:

– Я спала, просыпаюсь, а бабушка мертвая. Потом помню, что приходили какие-то бабушки, приносили цветы, потом были похороны... Я помню, что лежала в больнице, со мной нормально обращались, потом приезжала из приюта моя будущая крестная мама. Она привозила большие печенья. Потом меня забрала женщина – старший воспитатель приюта. Так я попала в приют.

На сиротство трехлетнюю малышку обрекла родная семья. Тогда девочка еще не знала, что, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства, у нее есть Отец. Не тот, который бросил, а другой – истинный, любящий, Он не предает и не покидает. И по Его высшему Промыслу маленькая Надя попала в приют для девочек во имя святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы, который располагался при Новотихвинском женском монастыре в Екатеринбурге.

Матушка Надежда:

– Мать не та, которая родила, а та, которая воспитала. Нас воспитывали в приюте воспитатели. Я их считаю мамами. Сколько воспитателей, столько и мам. Они и поругать могли. Говорили: «Ругаю, значит – люблю».

Отцовскую заботу,  а также защиту воспитанницы приюта нашли в лице своего духовника – протоиерея Фомы Абеля. Он служил старшим священником в приютской домовой церкви. Все, что происходило в детских жизнях и сердцах, девочки несли и вверяли ему.

Матушка Надежда:

– В храм ходили каждое воскресенье и субботу, по праздникам. Все как обычно в православных семьях. Исповедь, причастие – все было. У нас была, можно сказать, как большая семья.

Правда, рамки проживания в приюте при монастыре (домашнее обучение, одинаковая одежда, строгое послушание) для подрастающих девочек становились тесными. И тогда мудрый духовник благословил их посещать городскую школу и таким образом привыкать к жизни и общению вне приюта. Когда Надя окончила десять классов, отец Фома предложил ей продолжить обучение в медицинском колледже в городе Нерехта Костромской области – девушка согласилась. Духовник сам отвез ее к новому месту жительства в православный центр «Отрада».

Матушка Надежда:

– Летом там детские лагеря, а в остальное время живут и учатся студенты.

В этом центре и встретились двое молодых людей – Александр и Надежда. Она с Урала, он – с Севера, из Архангельска. Истинно говорится: «Пути Господни неисповедимы».

Иерей Александр:

– Я после школы сразу пошел в армию, чтобы решить, чем в дальнейшем заниматься. Я еще не понимал, как действовать, как выбирать. Сейчас могу ответить на вопрос, как выбрать дальнейший путь, – только через любовь. Все пути одинаковы. Можно быть фотографом от Бога, можно быть пекарем от Бога, можно быть музыкантом, иметь творческие профессии, математический склад ума – без разницы, кто ты, ты можешь делать все во славу Бога.

Но в этом-то и была загвоздка: в умении, а точнее – в неумении любить других людей. Именно в армии, во время службы в десанте, Александр Кармакулов увидел в себе этот грех.

Иерей Александр:

– Все мое дальнейшее развитие заключалось именно в этой мысли: мне нужно научиться любить других людей. Эталон любви – Иисус Христос. Он очень много об этом говорит. Господь даже не всегда говорит слово «любовь», но все Его действия завязаны на этом основополагающем моменте в жизни человека.

Но можно ли научиться любить людей? Можно, если следовать за Христом. Молодой человек это понял и уже в армии принял решение поступать в духовную семинарию. Готовился к поступлению целый год, но в Санкт-Петербургскую семинарию не поступил.

Иерей Александр:

– Владыка тогда сказал: «Ты с парашюта прыгал, а тропари двунадесятых праздников не знаешь». Я запомнил эти слова.

Ошибки исправил и поступил в Костромскую семинарию, а потом еще долго верил и не верил в это.

Иерей Александр:

– Мне отец сказал одну вещь, я всегда ей следую: «Всегда иди до конца. Начал – терпи до конца. Потом будет ясно – надо тебе это или не надо». В семинарии были моменты искушений, когда хотелось уйти, когда не понимал, зачем это делаю, зачем учусь. Казалось бы, как это происходит? Так и происходит. Человек не может вечно делать одно и то же, он меняется, а вокруг внешняя обстановка в семинарии не меняется. Из-за этого ты не можешь ее оценить по достоинству.

Между тем семинария, при видимой строгости, – живой организм, который непрерывно побуждает своих воспитанников к движению и переменам, и что особенно важно не внешним.

Иерей Александр:

– В семинарии абсолютно все меняются. Все внешнее, наносное, что в человеке превалирует, когда он приходит в храм (внешняя благостность), – исчезает, остается только искренний человек, какой он есть, со всеми его страстями, грехами. И вот в таком непотребном виде он предстает перед самим собой и задает вопрос: а почему так? Я думаю, что это Господь попускает всем людям, которые встают на этот путь.

Это очень болезненно – сдирание с души скорлупы эгоизма и гордыни. Человеку, сознательно выбирающему путь служения, наверное, во много раз больнее. Господь с него спрашивает строже. Надо многое пережить и прожить в себе, чтобы научиться понимать людей, самых разных; и сострадать им, и любить их.

Иерей Александр:

– Будучи молодым и горячим семинаристом, на втором курсе, просил меня отправить на амбразуру, хотел проповедовать Христа. Желание мое было услышано.

Горячего семинариста пригласили в православный центр «Отрада» как духовника детского летнего лагеря. Надежде, которая в то лето трудилась в трапезной, было семнадцать.

Матушка Надежда:

– Его привели, сказали: «Это будущий духовный наставник». Я улыбнулась, подумала: «Ладно». Сначала даже внимания не обратила, а в конце лагеря мы с ним стали переписываться, долго переписывались, а потом я пригласила его в гости. Воспитатели просили, в общежитии говорят: «Пригласи, пригласи».

Иерей Александр:

– Я увидел, что у нее есть способности по хозяйству, она трудолюбивая. Когда первый раз ее увидел, мы встретились в столовой, я подумал: «Вот такая матушка была бы хороша».

Матушка Надежда:

– Мы даже не обменивались телефонами. Просто я его нашла в соцсетях, и мы начали  переписываться, начали общаться.

Венчались в Костромской епархии, но пути Господни, как известно, неисповедимы, так что дьяконская хиротония, а затем иерейская  отца Александра состоялись в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана.

А после священнического сорокоуста – благословение владыки Даниила, митрополита Курганского и Белозерского, на служение настоятелем Богоявленского прихода в селе Утятском.

Матушка Надежда:

– Я хотела дом, собаку (у меня собака, две кошки), хотела им простора. В деревне намного лучше, чем в городе.

Свежий воздух, натуральные продукты. Для семьи с маленьким ребенком, в ожидании второго – здесь просто рай, хоть и в шалаше. У отца Александра и матушки Надежды, как они говорят, своя келья в церковном доме. Комната для трудников, трапезная, игровая – всё под одной крышей. Сейчас ей двадцать два года. Эта милая, нежная, совсем юная матушка, как теплый солнечный лучик посреди суровой зимы. Такой ее видят прихожане. С улыбкой, с желанием сделать все, чтобы батюшке хорошо служилось. Рукодельница. Рождественскую красоту сотворила своими руками и к оформлению вертепа подошла дизайнерски, альбомы с открытками выходят из ее рук оригинальные, неповторимые. И уют вокруг себя умеет создавать. Все получается, потому что живет она в любви.

Матушка Надежда:

– Я же выходила не за священника, а за человека, которого люблю, а священник – это его работа; даже не работа, а предназначение.

Иерей Александр:

– Можно сколько угодно говорить, что мы православные, но если нет у нас искренности, искреннего служения, искренней веры, то все остальное не имеет смысла. Что сейчас очень важно – быть честным перед самим собой и перед Богом, а уже потом перед людьми. Но первое – должен быть честным перед самим собой. Это в матушке есть.

У молодого настоятеля старинного храма забот, как говорится, выше головы. Здание требует ремонта – это факт. А там, где ремонт, бесконечное число хозяйственных проблем, которые кроме как с молитвой и упованием на помощь Господа и святителя Николая Чудотворца не решить. И тем не менее главная цель для отца Александра – организация большого дружного и активного прихода.

Иерей Александр:

– Это задача не одного года. На данный момент люди находятся в спящем состоянии. Они не проснулись, их надо разбудить, они еще не представляют, какое чудо совершил Христос, придя на землю. Им нужно все это донести, но самое главное – они должны все это прожить сами в себе. Когда они это проживут, то станут новыми людьми по Писанию.

Матушка Надежда:

– Очень много всего, что надо решать, решает он, а не я, потому что я не люблю решать какие-то вопросы, проблемы, а он все это делает с легкостью. Хотя ему трудно, я знаю, но для него это проще. Как говорится: женщина должна рожать и воспитывать детей, а мужчина всем остальным заниматься. Так у нас и получилось.

Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 18 мая: 09:30
  • Пятница, 21 мая: 13:15
  • Пятница, 21 мая: 23:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​