Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Введенский кафедральный собор – самый древний православный храм в Чебоксарах. Первое упоминание о нем относится к середине XVI века, временам Ивана Грозного. Выстроенная по его указу деревянная церковь сгорела, а этот каменный собор возвели уже столетие спустя – в 1660-е годы. Не одно поколение чебоксарских священнослужителей духовно возросло в этих святых стенах и сегодня продолжает возрастать и нести слово Божие людям.
Иерей Николай:
– «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся». Задача Церкви – в первую очередь миротворчество, несение мира. Мы за каждой литургией, за каждым богослужением молимся именно о мире и за мир.
Отец Николай Корниенко в сане без малого двенадцать лет, и столько же по времени рядом с ним матушка Татьяна. Они оба родились и выросли в Украине, в Сумской области. Отец Николай – из верующей семьи, поэтому вопрос, куда пойти учиться после окончания школы, перед ним практически не стоял – Курская духовная семинария была совсем рядом, на расстоянии в сто восемьдесят один километр.
Иерей Николай:
– Когда я первый раз проехал границу и попал на территорию Курской области, хотел видеть дома из сруба и березы. Потом я понял, что здесь, в России, такие же дома, как и на Украине, и берез ненамного больше. Но именно такой мне представлялась Россия.
Через пять лет он встретился с другой Россией – увидел и полюбил строгую красоту северной столицы. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, защитил кандидатскую диссертацию и вернулся на свою родину кандидатом богословия, чтобы ждать дальнейшего назначения.
Иерей Николай:
– Когда после окончания академии я приехал в отпуск домой, к родителям, в сердцах подумал: «То ли я не такой, то ли девчонки не такие». Как только я успокоился, сразу Бог послал невесту, которая впоследствии стала моей женой.
Матушка Татьяна:
– Батюшка пришел к моей тете, которая была заместителем директора по научной и воспитательной работе в колледже, за помощью. Он окончил Санкт-Петербургскую академию, был иподиаконом у владыки, и ему нужна была помощь с переводом текстов на украинский язык. Под таким предлогом мы и познакомились.
Было это в городе Глухове, на севере Сумской области, на границе с Россией. Этот небольшой городок, прославленный в классической литературе Пушкиным и Гоголем, – родина Татьяны.
Матушка Татьяна:
– Там есть университет четвертого уровня аккредитации, имеющий статус национального, где профессорско-преподавательский состав – один из лучших в Украине. Университет образовался в 1874 году. Когда встал вопрос выбора между университетом, больницей и железной дорогой, выбрали университет и больницу. И все сожалели: «Вот если бы у нас была железнодорожная развязка, как в Конотопе (про Конотоп слышали за счет железнодорожной развязки), тогда город был бы еще больше».
Родители Тани преподавали: папа Евгений Иванович – в университете; мама Людмила Николаевна – в колледже университета.
Матушка Татьяна:
– Наверное, все христианские качества, которые могут быть у человека, есть у моей мамы. Мама всем помогает, все делает для людей, не знает отдыха ради других, никого не обсуждает, спокойная, папу слушает... Она является для всех примером. Но я всегда и везде была с папой. Когда его избирали главой экзаменационной комиссии (это конец весны, июнь), папа всегда брал меня с собой, и я с ним ездила по всей Украине.
То, что Татьяна после школы продолжит обучение в университете, даже не обсуждалось, вопрос стоял только о специализации. Сама девушка мечтала о факультете физики и трудового обучения, но согласилась с решением семейного совета и поступила на факультет украинского языка и литературы.
Матушка Татьяна:
– Те, кому нравится математика и физика, наверное, всё могут освоить. Я окончила этот факультет, чтобы легче было найти работу.
Татьяна готовилась к научной деятельности, сдала кандидатский минимум, но тут в жизнь вошла любовь и все в корне поменяла.
Иерей Николай:
– Мне по факсу пришло направление, где было написано: «направляетесь в Улан-Удэ для прохождения церковноприходской практики». Когда я пришел на очередное свидание, показал Татьяне эту бумагу и спросил: «Поедешь?» Она ответила: «Поеду». На колени я не становился, розы и кольцо не дарил, просто показал эту бумагу, которая сыграла решающую роль в перерастании нашей дружбы в полноценную семью.
Венчание прошло на Украине, и вскоре молодая семья отправилась по месту направления мужа в Улан-Удэнскую и Бурятскую митрополию. В то время ее возглавлял владыка Савватий.
Матушка Татьяна:
– Семь дней мы ехали на поезде в Бурятию. Мы не знали, что есть быстрые поезда. Посмотрели всю Россию, и я прошла короткий курс семинарского образования, можно сказать.
Долгая дорога в Бурятию выпала на ноябрь, когда в природе, после пышного увядания, остаются преимущественно серые тона. Радости это не добавляло, но тепло и гостеприимство местных жителей сразу всё компенсировали. Для молодой семьи такой радушный прием был очень важен.
Матушка Татьяна:
– В Бурятии два абсолютно чужих, незнакомых человека должны были не просто ужиться, а ужиться хорошо. Поэтому каждый четверг мы читали акафист Ксении Петербургской. Мы – чужие люди, приехавшие в другую страну, где у нас совсем никого нет. Нам нужно было очень полюбить друг друга.
С первых дней самостоятельной жизни в Улан-Удэ у молодой семьи начались физические и духовные испытания, проверки на выносливость и веру.
Матушка Татьяна:
– Отопления в квартире не было, у нас был только «ветродуйчик» тепловой. Потом, слава Богу, мы переехали в квартиру с отоплением, водой, где не отключался свет.
Родители даже не догадывались, с какими бытовыми условиями на первых порах пришлось столкнуться их «тепличным» детям. А дети не рассказывали, чтобы не расстраивать родителей.
Матушка Татьяна:
– Купили матрац, подушки – и радовались. Слава Богу, владыка загрузил работой, поэтому некогда было отвлекаться на все остальное.
В Бурятии владыка Савватий рукоположил отца Николая сначала в диаконы, а через двенадцать дней – в иереи. Торжественное событие свершилось через месяц после венчания.
Матушка Татьяна:
– Там я стала матушкой, у нас появились дети. Приход принял нас замечательно. Такого радушия, принятия нигде раньше не чувствовалось: все будто были мне мамами.
Молодая священническая семья прижилась в Улан-Удэ, активно включилась в жизнь Свято-Одигитриевского прихода. Отец Николай продолжал образование в Бурятском госуниверситете и Бурятском научном центре. Со временем защитил кандидатскую диссертацию по истории, написал монографию «Русская Православная Церковь в Монголии: история и современность». Также возглавил епархиальный отдел по работе с молодежью, редакцию газеты «Православная Бурятия», молодежный клуб «Одигитрия». Около года проходило привыкание друг к другу, к новым условиям жизни, даже к тому, что пока семья оставалась бездетной.
Матушка Татьяна:
– Летом мы приехали в отпуск на Украину. Был праздник Петра и Февронии. У этих святых не было детей, но они явили своей жизнью пример служения людям, друг другу. Я подумала, что если нам Господь не дает детей, значит, на то Его воля и надо принять волю Божию. Но оказалось, что через месяц я забеременела.
В Улан-Удэ отец Николай и матушка Татьяна оставались десять светлых лет. Когда в августе 2020 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви владыка Савватий был назначен митрополитом Чебоксарским и Чувашским, они, по его приглашению, последовали за ним. Отец Николай вошел в клир Введенского кафедрального собора, матушка Татьяна возглавила канцелярию Чебоксарско-Чувашской епархии. На новом месте служения дочери Аня и Катя ходят в школу и детский сад, занимаются музыкой, плаванием, рисованием. Матушка Татьяна тоже нашла для себя увлечение – берет уроки вокала и каллиграфии.
Матушка Татьяна:
– Нужно сосредоточиться, все внимательно делать, знать, где нажать, где отпустить. Может быть, это как-то помогает и в жизни... Ну и результат красивый.
Иерей Николай:
– Она старается мудро зайти с фланга и подвести к тому, чтобы именно от меня прозвучало, что нужно что-то купить, сделать, принять какое-то решение. И все встает на свои места. Я как мужчина принимаю решение, но это решение в первую очередь ею продиктовано. Она получила то, что хотела, а я остался главой семьи, за которым последнее слово.
Матушка Татьяна:
– Захожу с другого фланга. Сейчас у нас момент по поводу домашнего животного. У меня была кошка, это был мой друг. Сейчас девочки очень хотят завести кота. Я понимаю, что за питомцем нужен уход, уборка – это еще один член семьи. Батюшка уже спрашивает, какого бы лучше иметь кота...
В трудное время, которое мы все сейчас переживаем, семье отца Николая и матушки Татьяны особенно тяжело – их родные сейчас на Украине. Спасает только молитва, совместное обращение к Богу.
Иерей Николай:
– Каждый человек стремится, по слову Серафима Саровского, стяжать в себе дух мирен и делиться им, или, говоря современным языком, транслировать этот мир среди своих ближних.
Матушка Татьяна:
– У меня было, наверное, два момента в жизни, когда я почувствовала, что Господь рядом, будто обнимает.
Иерей Николай:
– Люди через страдания приходят в Церковь. Так было всегда; к сожалению, это историческая правда. В момент прихода к Богу человек чувствует, что только Бог может ситуацию разрулить, что только Он на это способен. Дай Бог, чтобы это чувство осталось у людей на всю жизнь.
Матушка Татьяна:
– Самое главное – любовь. Даже если она наработанная, она может спасти.
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Вопросы веры. 25 апреля 2024. Новости Пензенской митрополии
У книжной полки. Простые чудеса
«Православный на всю голову!». Письма к Богу
Библейские крылатые выражения. Ищите и обрящете
Благая часть. 25 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!