Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Время движется к обеду, пора приниматься за его приготовление. Семья большая, маме надо помочь, младшая Вивея берется за это охотно и, главное, умело, несмотря на свои четыре года. Впрочем, дел-то – картошку почистить! Малышка с трех лет блины печет – мама научила. Дом, заботы по хозяйству, дети, рукоделие – это маленький мир мамы. Домоседка – так можно сказать о матушке Екатерине, жене иерея Алексея Лебедева, настоятеля Свято-Троицкого храма села Черноусово Свердловской области.
Матушка Екатерина:
– Мне хорошо, когда тихо, спокойно, но гостей я тоже люблю. Самой в гости мне собраться тяжело.
Матушка Екатерина говорит, что с детства такая, а детство ее прошло в удмуртском селе Завьялове недалеко от Ижевска. Игры с друзьями, подружками, горка зимой, речка летом – все это было, но было и желание уединения.
– Домашняя, тихая, не любила с подружками куда-то ходить. Была, по-моему, один раз на дискотеке – не понравилось. Надо мной смеялись, что в храм ходила.
Крестили Екатерину в детстве, но в храм пришла, когда училась в старших классах школы. К тому времени в их селе вновь открыли Никольскую церковь, пострадавшую в советское время.
– Мы, прихожане, ее восстанавливали, кирпичи носили на колокольню, как блаженная Ксения: цепочкой выстраивались и с улицы поднимали наверх.
Мама работала в трапезной. Трое детей забегали к ней и незаметно привыкали быть при храме. Здесь, под его куполом, рядом с мироточивым образом святителя Николая, было хорошо и спокойно.
– Такое язычество в Удмуртии, вера в приметы! До сих пор сильно чувствуется. Из-за этого тяжело было.
Тем не менее в Завьялове она выросла, получила образование, начала работать и однажды увидела объявление о большом крестном ходе, организованном протоиереем Александром Петропавловским, священником Пермской епархии.
– Из Екатеринбурга в Дивеево, несколько тысяч километров. Потом был крестный ход из Екатеринбурга в Верхотурье и из Екатеринбурга на Куликово поле.
В Ижевске Екатерина присоединилась к крестоходцам, которые держали путь в Дивеево. Этот крестный ход продолжался полтора месяца. Были дни, когда проходили по шестьдесят километров, с Иисусовой молитвой это оказывалось по силам.
– Увидели разные храмы, где-то разрушенные, где-то восстановленные, посмотрели Россию, какая она. Идешь, любуешься природой. Дороги бывают такие, что месишь грязь или в пыли через поля идешь. По асфальту тяжелее идти, хорошо – когда дождь. Я ни о чем не просила в первый крестный ход, просто шла и молилась.
Иерей Алексей:
– Мы познакомились в первый крестный ход, пообщались и только на третий год увиделись.
Отец Алексей родом из Свердловской области, в Церкви с раннего детства. Мамина мама (бабушка Надежда) – семейная молитвенница – брала его на богослужения.
– В храме она меня пустила только до дверей: «Ты некрещеный, тебе нельзя, потому что там служба идет. Можешь здесь бродить, но в храм не заходи».
Ему очень хотелось зайти в храм, но крестился только после армии в память об ушедшей бабушке. Алексей тогда был в поисках истины, которую в 1990-е годы искали многие. В мутной волне псевдосвободы захлебнуться было легко, но именно в этот критический момент в руки молодому человеку попала православная литература. Это был переворот в сознании: кто я? куда иду? – такие вопросы он мысленно задал Господу.
– Самый главный момент, который мне Господь тогда открыл, – будто на весах вижу: добрых дел у меня – пробка от бутылки подсолнечного масла, а грехов – тайга. Обыкновенный молодой человек, никого не убил, ничего такого вроде не сделал. Но двадцать пять лет прожиты впустую: хороший человек, а толку нет. Первый раз к Богу обратился от всей души: «Господи! Делай со мной то, что Тебе нужно, потому что я не могу много суток не спать». Заснул, а наутро было состояние непередаваемое, как апостол Павел говорил: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. От радости просто разрывало на части, в солнечном сплетении как будто солнце горит, только не свет, а радость.
Радость вскоре растворилась, как обычно бывает, и в храм молодой человек пришел еще спустя шесть лет. В Екатеринбурге безуспешно искал работу, пока не помолился святой великомученице Екатерине, а дальше Господь взял за руку и повел. Алексей познакомился со священником, стал помогать ему и остался при храме. В первый, Дивеевский, крестный ход пошел, чтобы разобраться в себе и понять, как жить дальше. Девушку из Ижевска заметил сразу, но любовь в его планы тогда не входила. Спустя два года они встретились на крестном ходе по маршруту Екатеринбург – Куликово поле.
Матушка Екатерина:
– Тут уже начал: где-то цветочек подарит, где-то книжку. Там больше парни и девчонки дружили. Пока идем – молимся, на привале – сидим, общаемся, потом дальше идем.
После этого крестного хода они периодически созванивались, а через пару месяцев Алексей приехал со своим духовным наставником свататься.
Иерей Алексей:
– Сердце легло, захотел – поехал.
Матушка Екатерина:
– Крестный ход – и в ноябре, через три месяца, мы венчались. В сентябре они к нам приехали, 4 октября я – сюда, и в следующем месяце поженились.
С замужеством исполнилась давняя мечта Екатерины – переехать в Екатеринбург. Молодой муж трудился в то время в Свято-Троицком храме на окраине города.
– Он там и сторожем был, и истопником, и чтецом – помощником незаменимым у батюшки. А там к храму пристроена воскресная школа, дальше – крестильня, трапезная и еще два помещения – кочегарка и комната сторожа. Там мы жили, холодильник поместился, диван. Когда Серафим родился, диван пришлось сложить, кроватку маленькую поставить.
Вскоре после рождения Серафима отец Алексей был рукоположен в священники. Таинство прошло в 2007 году на Светлой седмице в храме Рождества Христова. Осенью состоялась иерейская хиротония, и новопоставленный священник с семьей отправился к месту служения в город Талицу за двести километров от Екатеринбурга.
– Мне там нравится храм, приходишь – и на душе легко, хорошо становится. В Талице, пока на съемной квартире жили, родились Илюша, Настя, потом мы купили дом, и Александра родилась. Уже чувствовалось свое жилье, спокойно было.
Младшая Вивея появилась на свет, когда семья переехала в Черноусово. Своим необычным именем девочка обязана маме.
– Я предыдущих девчонок по-другому хотела назвать, но батюшка сказал: «Нет». Настя в животе кувыркалась, такая живая была, неспокойная. Какая, говорит, там может быть Соня, если это Настя?! Она родилась в день рождения царской дочери Анастасии – и назвали Настя. Александру хотела Ариной назвать. Батюшка – ни в какую. Долго думали, месяц не называли, потом уже надо документы получать, торопят. Я говорю: «Ладно, нехорошо, наверное, если два имени будет у ребенка». Арина ведь не православное имя. Раз уже с царских мучеников начали, пусть будет Александра. А Вивея – захотелось чего-то интересного, необычного.
Их дом в прямом смысле – семь-я. Каждый день – круговерть забот, такая знакомая всем многодетным мамам. Выходя замуж, Екатерина была к ним готова физически: мама научила шить, вязать, готовить, работать на земле. Но уже начало семейной жизни показало, что этого мало.
– Трудно было, потому что нужно себя заставлять слушаться. Не очень получается. Мы оба вспыльчивые. Он быстро отходит, я нет. Мне надо подуться, обдумать это все. Хочется, чтобы по-моему было.
Иерей Алексей:
– Лукавый все равно найдет лазейку. Господь не зря говорил: …враги человеку – домашние его. Я раньше не понимал, а потом понял простую истину: лукавый действует через человека, который рядом с тобой.
Но ведь и ближнему тоже непросто: усталость, раздражительность, матушки ведь живые люди. Важно, как семья справляется с такими моментами.
Матушка Екатерина:
– Я жития святых читала в детстве, там прописано, что другое качество должно быть у женщины.
Иерей Алексей:
– Научить человека нельзя – можно научиться. Если есть желание что-то изменить, тогда имеет смысл прикладывать усилия: где-то промолчать, где-то выслушать, иначе человек может уйти в себя, и вопрос вообще не решится.
Матушка Екатерина:
– Бывает трудно, у любой семьи бывают проблемы, зато при храме спокойно.
Часто проблема уже и не кажется таковой, когда обращаешься к Богу. Только Ему матушка Екатерина может рассказать все, открыть сердце, а ответом станет тишина и мир в душе. Рукоделие для нее – и отдых, и творчество, и воспитание. В храме она ведет воскресную школу, которая несколько отличается от традиционной.
– Надо было подготовиться к празднику, потом – к следующему. Подарочки прихожанам делали, поделки на ярмарки. И все у нас потихоньку превратилось в творчество – вся воскресная школа.
Дети отца Алексея и матушки Екатерины тоже творческие. Мальчики лепят, конструируют, девочки вяжут, шьют, танцуют.
– У меня все дети хотят хорошо рисовать. На Серафима смотрят: почему у него получается, а у них нет? Все любят рисовать. У нас целые стопки рисунков. Рисуют часто, дарят маме и всем.
Дети растут при храме, знают силу молитвы – главного чуда Божьего в повседневности.
– Батюшка едет домой в сильный снегопад, в пробке стоит, просит: «Пускай дети помолятся». Встаем, молимся – звонит: «Все хорошо, метель кончилась, еду». Батюшка просит помолиться, я детям каждый раз говорю: «Детская молитва к Богу быстрее доходит, давайте за папу молиться». Когда папа уезжает, они сразу за него молятся.
И за маму тоже молятся. Она для них – центр жизни, они – для нее. Цыплята – любимчики всей семьи, особенно Вивеи. Их завел отец Алексей для своей хозяйственной жены. Теперь у матушки не пятеро детей.
– С ними как с ляльками: шесть раз в день накормить, убрать за ними, встаешь в шесть часов. Сегодня даже в три часа разбудили, есть захотели. Не думала, что с ними так сложно.
Но сложности тоже нужны и важны. В жизни матушки Екатерины их хватает: семь операций под общим наркозом, что порой сказывается на самочувствии, переходный возраст старших детей не за горами, проблемы со здоровьем у младшей дочери.
– Чтобы не расслабиться совсем и не было все гладко. Царство Небесное трудом берется.
Ей бывает сложно сказать о своей любви, справиться с собой, быть нежной, но мы все разные, хотя дети одного Отца, а значит, в каждом из нас по-своему проявляется Его безусловная любовь, бесконечная, как Он Сам.
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство со священниками и их вторыми половинами. До встречи! Мир вашему дому!
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 26 апреля 2024
КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ: Агния Совостенкова — участница крестного хода СВЯТАЯ РУСЬ. 1 часть
ЧЕТВЕРТЬ ЧАСА. Вифания: воскрешение Лазаря и Русская школа
Вопросы веры. 25 апреля 2024. Новости Пензенской митрополии
У книжной полки. Простые чудеса
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!