Воскресные беседы. Уверение Фомы

30 апреля 2023 г.

– Первый воскресный день пасхального периода в православном календаре называется Неделей о Фоме. В храмах читается 20-я глава Евангелия от Иоанна, рассказ об уверении апостола Фомы. Можно заметить: священнослужителям приходится проповедовать в этот праздник ежегодно, много лет подряд, пересказывать один и тот же эпизод Нового Завета. Казалось бы, неизбежны повторения, на ум должны приходить одни и те же мысли, тезисы. Но ничего подобного.

Эта удивительная история о том, как апостол Фома встретил живого, воскресшего во плоти Иисуса Христа, был допущен Господом реально осязать раны от гвоздей на Его теле, при внимательном прочтении оказывается глубокой, поистине неисчерпаемой. И обращается к нам все новыми гранями, так что повторяться в проповедях в этот день просто невозможно.

В эпизоде уверения Фомы речь идет о таких глубоких, неисчерпаемых явлениях в сфере человеческого духа, как вера, неверие, сомнение, доверие. Обо всем этом можно рассуждать бесконечно.

В дневнике Антона Павловича Чехова за февраль 1897 года мы читаем такие слова: «Между "есть Бог" и "нет Бога" лежит целое громадное поле, которое проходит с большим трудом истинный мудрец». Под мудрецом Чехов, конечно, подразумевает самого себя.

У точного, ответственного мемуариста Ивана Алексеевича Бунина встречаем такое свидетельство: «Чехов много раз старательно-твердо говорил, что бессмертие, жизнь после смерти в какой бы то ни было форме – сущий вздор ... Но потом несколько раз еще тверже говорил прямо противоположное. Ни в коем случае не можем мы исчезнуть после смерти. Бессмертие – факт».

Чехов не одинок в своих религиозных сомнениях, метаниях. Случай уверения Фомы помогает нам разобраться в том, какова психологическая природа религиозной веры.

Давайте же вспомним нынешнее евангельское повествование. Первоначально воскресший Христос явился Марии Магдалине и другим женщинам, принесшим к Нему на гроб благовония. Потом явился двум ученикам по пути в пригород Иерусалима – город Эммаус. Далее явился всем ученикам, собранным вместе, исключая Фому. Фомы с ними не было, и Фома усомнился. То есть, конечно, он не сомневался в том, что дух Иисуса Христа жив, что, возможно, Господь Духом Своим невидимо присутствует рядом с учениками, и очень даже может быть, что ученики стали свидетелями необычного явления Духа Христа, пришедшего к ним из потустороннего мира. Современники Фомы и апостолов вряд ли сомневались в бессмертном бытии души. Но предстать перед учениками во плоти, в воскресшем теле – это неслыханно. Фома дерзновенно заявляет: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. Читаем евангельский текст: После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. (Ин. 20, 26–29)

Прежде всего отметим одно очень важное обстоятельство в этом тексте Священного Писания. В 28-м стихе 20-й главы Евангелия от Иоанна Иисус Христос прямо назван Богом. Устами апостола Фомы произносится это исповедание веры, свойственное самой первой христианской общине: «Господь мой и Бог мой!» Свидетельство настолько ясное и очевидное, что те религии, которые отвергают учение о Божестве Иисуса Христа, например общество свидетелей Иеговы, вынуждены либо отречься о представлении о богодухновенности Священного Писания Нового Завета, либо просто грубо исказить смысл Писания.

Итак, Фома не верит, это первоначальное неверие Фомы отцы Церкви, толкователи Евангелия называют добрым, промыслительным, сокрытой жаждой веры. Фома обнаруживает прямое, искреннее и решительное желание самым точным образом удостовериться в воскресении. Своим друзьям он не может не доверять, он не сомневается в их честности, он сомневается, потому что в его голове не может вместиться учение о воскресении во плоти.

И вот Господь нисходит до желания апостола Фомы. Стал бы Фома апостолом, если бы Христос не исполнил его желания дотронуться до кровоточащих ран? Нашел бы он в себе силы вступить на героический путь проповеди? Помысел неверия чуть было не умертвил Фому, а прикосновение к пречистому телу Господа воскресило его в жизнь веры – так образно скажет один из православных проповедников.

Одна из лучших картин западноевропейской живописи, посвященная сюжету о Фоме, принадлежит кисти итальянского живописца Караваджо. Она выставлена в галерее немецкого города Потсдам. Картина предельно реалистична, можно сказать – натуралистична. Зритель видит и буквально на себе ощущает, как в отверстую рану Христа на груди грубо проникает длинный палец Фомы, виден даже грязный ноготь у апостола. Мы помним, что рана была нанесена Спасителю копьем. Сотник по имени Лонгин пронзил ребра. Рана была достаточно глубокой, из нее вытекла, по свидетельству евангелиста, кровь и вода. По всей видимости, речь идет о перикардиальной жидкости, которая скапливается в околосердечной сумке. Взгляд Фомы на картине Караваджо удивленно недоверчивый. Взоры двух других апостолов выражают пристальное внимание. Они тоже нуждаются в подтверждении чуда воскресения. Получается, что Христос вновь явился не только для Фомы, но и для остальных апостолов, укрепляя их в вере перед тем, как послать на проповедь. На картине представлен контраст света и глубокой тьмы, Караваджо в этом мастер. Создается впечатление, что фигуры апостолов отражают свет, изливающийся из Самого воскресшего Христа.

Итак, апостол Фома убедился в воскресении самым непосредственным образом. Он увидел – и уверовал. А что же означают слова Господа: Блаженны невидевшие и уверовавшие? Веровать не видя, то есть не будучи свидетелем сверхъестественных событий, знамений и чудес, есть особое достоинство веры. Такая вера привлекает особую радость и блаженство. Слово «блаженство», по-гречески «макариотита», часто встречается в Священном Писании. Блаженство на языке Библии – это высшая степень счастья, состояние, которое свойственно Богу. Не видишь, но веруешь – эти слова раскрывают таинственный путь обретения человеком религиозной веры. Вера приходит изнутри, первоначально она проникает в сердце, далее охватывает человека целиком. Бывает так, и часто, что религиозная вера приходит сама собой вопреки воспитанию, влиянию окружающих. Вспомним еще и такие слова Спасителя: Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня.

Подлинная, глубокая вера, та самая, которая не от видения, – это всегда дар Божий. Тот, кто удостоился такой веры, поистине счастливый и блаженный. Вера, как солнце, освещает изнутри человека. О своей вере тяжело рассказать другому. Один из замечательных проповедников высказался: кто видит солнце, тот это явление понимает без всякого изъяснения, но слепому изъяснять видение солнца – тщетное усилие.

Выдающийся ученый, академик еще Академии наук СССР, Сергей Сергеевич Аверинцев в 1982 году, в условиях тоталитарного безбожного режима, написал проникновенное стихотворение от лица святого апостола Фомы, в котором рассказал о своем духовном пути:

Глубину Твоих ран открой мне,

покажи пронзенные руки,

сквозные раны ладоней,

просветы любви и боли.

Я поверю до пролития крови,

но Ты утверди мою слабость;

блаженны, кто верует, не видев,

но меня Ты должен приготовить.

 

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 06:15
  • Воскресенье, 28 апреля: 15:15
  • Воскресенье, 05 мая: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать