Воскресные беседы. Святитель Василий Великий

19 января 2025 г.

В студии епископ Каскеленский Геннадий.

− 14 января (1 января по старому стилю) в Православной Церкви отмечают память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Имя, данное Василию церковной традицией, говорит само за себя. Он был одним из самых выдающихся богословов в истории. Во многом он является создателем системы православного богословия. Кроме того, он − выдающийся организатор церковной жизни. Просто поразительным является факт, что прожил Василий всего-навсего 49 лет. Сегодня принято считать, что в таком возрасте священнослужители лишь достигают настоящей духовной зрелости, приобретают рассудительность, жизненный и духовный опыт.

Василий умер в 379 году. Прекрасное слово на его погребении сказал друг Василия святой Григорий Богослов. Эта надгробная речь Григория стала образцовой, хрестоматийной с точки зрения христианской риторики. Григорий трогательно вспоминает об их совместной пятилетней учебе в Афинах, в лучшей тогда философской школе. Он свидетельствует: «У других бывают иные прозвания, или отцовские, или свои, по роду собственных занятий, но у нас было одно великое дело и имя – быть и именоваться христианами».

Из личных качеств Василия Григорий отметит стремление безраздельно служить Христу, глубокую преданность Церкви Христовой и выдающуюся образованность. «Нам известны были две дороги: одна – это первая и превосходнейшая – вела к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая − <…> вела к наставникам наук внешних».

Именно благодаря блестящему владению всеми доступными в то время науками: философией, риторикой, геометрией, астрономией, даже медициной, − Василий приобрел колоссальный авторитет среди друзей и недругов. Для одних он − твердая стена и оплот, для других − молот, разбивающий скалу.

Уже в первые годы своей церковной деятельности Василий стал пользоваться у христиан непререкаемым авторитетом. Григорий пишет: «Он покорял тем, что все уступали его разуму, признавали добродетель его для себя недосягаемою; и в одном видели свое спасение – быть с ним и под его начальством, а также одно находили опасным – быть против него; и отступление от него почитали отчуждением от Бога».

Проповедь Григория у гроба Василия стала непревзойденным христианским гимном в честь науки и учености. Сегодня иногда поражаешься высказываниям некоторых христиан, унижающих научные знания. Дескать, церковному человеку нужно много молиться, работать, а глубокое образование совсем ни к чему. Таким людям можно смело отвечать, что они, пожалуй, не совсем знакомы с творениями святых отцов Православной Церкви, и рекомендовать им к прочтению труды Василия Великого, Григория Богослова. Более того, можно уверенно сказать, что только блестящая светская образованность, знания Оригена, Плотина, Аристотеля позволили Василию Великому и его единомышленникам создать единое для всех христиан безупречное, точное учение, богословие Святой Троицы, которое всех примирило, объединило и стало прочным фундаментом для дальнейшего церковного строительства. Не будь это учение создано, единая Церковь еще в IV веке разделилась бы на массу противоборствующих групп, сектантских движений, произошло бы то, что мы видим в современном протестантизме.

В 362 году Василий был посвящен в сан пресвитера у себя на родине, в Кесарии Каппадокийской, это центральный район современной Турции. Первые годы служения сопровождались искушением. Местный епископ Евсевий был человеком благочестивым, но не ученым, и блестящий ум Василия стал затмевать его епископское положение. Чтобы избежать разгоревшейся ревности, Василий был вынужден уйти из города, удалиться в свое родовое имение, где были созданы все условия для аскетической, монашеской жизни. Но через два года Василия пригласили вернуться в Кесарию. Это возвращение было напрямую связано с обострившейся полемикой Церкви с еретиками-арианами, поддержанными новым римским императором Валентом. Никто, кроме Василия, не мог противопоставить лжеучителям столь ясную и четкую философскую аргументацию в защиту православной веры.

В тот момент Евсевий остался управлять народом, а Василий управлял управляющим − так напишет Григорий Богослов о сложившейся в Кесарии ситуации.

В июне 370 года Евсевий Кесарийский умирает на руках пресвитера Василия. Выборы нового епископа проходили в условиях борьбы за чистоту православной веры, встретили зависть, открытое противление со стороны некоторых прихожан и духовенства. Однако поддержанный такими столпами православной веры, как Афанасий Александрийский, в том же году Василий был все-таки избран епископом Кесарии Каппадокийской.

Ему пришлось бороться не только с уклонившимися в арианскую ересь представителями духовенства, но и с чиновниками императора Валента. И в этой  борьбе он стал лидером для всего христианского мира. Напомню, что арианство в нескольких его направлениях унижало Второе Лицо Святой Троицы − Бога Сына − по отношению к Богу Отцу и тем самым разрушало учение о Святой Троице.

Могущественный чиновник, возглавляющий восточные провинции империи, Домиций Модест, напрямую потребовал у Василия покориться императору и признать арианское лжеучение. Василий отвечал твердо, дерзновенно: «Христианство определяется не достоинством лиц, а верой». Привычные средства принуждения: конфискация имущества, изгнание, пытки, смерть, − оказались совершенно бесполезными. Все свои немалые средства святитель раздал на благотворительность. А своим имуществом он считал старую одежду, практически рубище, да несколько книг. Обладая слабым здоровьем, Василий совсем не дорожил своей земной жизнью. И Модест отступился от мужественного святителя.

Богословский подвиг Василия Великого состоял прежде всего в создании богословия Святой Троицы, в точном определении и закреплении таких богословских понятий, как сущность (узия) и ипостась (ипостасис). В Священном Писании говорится о трех Божественных Лицах – Отце, Сыне и Святом Духе. Но это не три Бога, а один Бог. В то же время нельзя сказать, что один-единственный Бог как бы меняет маски и выступает попеременно то как Отец, то как Сын, то как Святой Дух. То есть каждое из трех Лиц Божества существует в реальности, однако Божественные свойства всех трех Лиц абсолютно тождественны. Эта вера, хранимая Церковью, требовала своего точного выражения.

Создавая богословие Святой Троицы, Василий прежде всего исходил из церковного предания, из своего живого духовного созерцания, духовного опыта, а еще он смело использовал логические средства философии Аристотеля, наполнив взятые из античного словаря термины иным христианским содержанием.

Василий Великий перековал античные слова, переплавил античные понятия − так подводит итог его трудам ученый прошлого века протоиерей Георгий Флоровский. Плоды этой мысленной работы святого Василия сегодня мы усваиваем уже с первых шагов в церковной жизни, когда только знакомимся с Символом веры, с текстами молитв, читаемых за Божественной литургией.

Мы исповедуем веру в Бога − Святую Троицу, единого по существу (одна узия) и в трех Лицах, трех Ипостасях. Каждая из трех Ипостасей в отдельности − это Тот же Единый Бог Троица.

Василий Великий умер в первый день 379 года, успев посвятить в священный сан всех своих близких учеников, произнеся перед ними свое прощальное слово. Его последними словами были строки из 30-го псалма царя Давида, которые сегодня вошли в наше вечернее молитвенное правило: В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой.

Имя святителя Василия в крещении получит равноапостольный князь Владимир. Храмы в его честь будут воздвигаться в Русской Православной Церкви с первых лет ее существования. Во многих из них сегодня можно видеть частицы мощей этого прославленного подвижника, одного из тех, кого мы по заслугам называем столпами Православной Церкви.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 16 февраля: 06:15
  • Воскресенье, 16 февраля: 15:15
  • Воскресенье, 23 февраля: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X