В студии епископ Каскеленский Геннадий.
– В ноябре 1867 года умирает митрополит Московский Филарет (Дроздов), выдающийся деятель Православной Церкви, почти полвека руководивший церковной жизнью Первопрестольной. А через несколько дней на Дальнем Востоке архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский Иннокентий внезапно получает телеграмму с извещением о том, что он избран возглавить Московскую кафедру. Владыка поражен! «Мне ли быть на том месте, где был великий Филарет? Но да будет воля Божия!»
Семидесятилетний старец трогательно прощается со своей любимой паствой, среди которой десятки тысяч людей приобщились к православной вере исключительно благодаря его апостольской проповеди, и отправляется в Москву. Господь подарит ему еще 12 лет жизни, наполненной трудами, главная цель которых – вывести на новый, поистине всенародный уровень дело миссионерского служения, которому он посвятил всю свою жизнь.
Шестого октября – день памяти святителя Иннокентия (Вениаминова), прославленного миссионера, одного из самых ярких и светлых представителей российского общества XIX столетия. Апостол северных народов, святитель Иннокентий (в миру Иоанн) родился в 1797 году в глухом селе Иркутской губернии, в семье простого пономаря местного храма. Детство его складывалось трагически. Когда Ивану было 6 лет, семья лишилась кормильца, и мальчика взял на воспитание дядя, по профессии – часовой механик. Способности у Ивана были поразительные, его можно назвать новым Кулибиным, механиком-изобретателем из народа. Дядя устроил его учиться в духовную семинарию за казенный счет, где юноша в свободное время подрабатывал тем, что чинил часы и музыкальные инструменты. Однажды он собственноручно изготовил водяные часы с боем, которые установили в семинарии.
Кроме инженерных способностей, у него открылись способности к изучению языков. А также он отличался железной волей и трудолюбием. Родные вспоминали, как, едва достигнув семилетнего возраста, он громко и ясно прочитывал в переполненном храме сложный славянский текст из Апостола в праздник Рождества Христова. Сокурсники по семинарии отзывались о нем как о человеке нелюдимом, почти что замкнутом. Ходил он всегда в простой толстой казенной рубахе, не любил пустых занятий, развлечений, избегал похвалы. На лице его всегда отражались какие-то особые думы, размышления.
Верхом желаний матери было, чтобы Иван выучился и остался пономарем в родной деревне. Но Бог уготовил ему совсем другой путь. Иоанн вступил в брак, был посвящен в священники Благовещенской церкви Иркутска. В 1824 году в его жизни внезапно произошла решительная перемена. Как она случилась, святитель и сам не мог толком объяснить. В 1823 году из Святейшего Синода иркутскому епископу пришло распоряжение послать одного священника для служения на остров Уналашка, на котором базировалась российско-американская компания, занимающаяся освоением Аляски и других земель Северной Америки. Желающих долго не было. Первоначально отказывался от этого послушания и сам отец Иоанн. В первом рапорте на имя архиерея он написал: «Не желаю, потому что слишком далеко».
Настроение отца Иоанна переменилось внезапно и быстро. В начале 1824 года он сам пришел к епископу и попросился в Америку. Еще несколько дней назад он был совершенно равнодушным к этому предложению, а тут вдруг изменился так, что стал мучиться нетерпением скорее поехать. «Считаю себя обязанным рассказывать всем и всегда, – напишет владыка Иннокентий впоследствии, – что желание ехать в Америку было совершенно не мое. Господь дал мне его». Ни слезы жены и детей, ни сетования родных, ни недоумения знакомых, ни трудности и лишения будущей службы уже не могли поколебать его твердости. В душе загорелся настоящий огонь, питаемый твердым осознанием своего предназначения, своей жизненной задачи.
В июле 1824 года отец Иоанн совершил первую литургию на Уналашке, начались будни миссионера. В нашей короткой передаче невозможно описать многогранную деятельность святителя Иннокентия на миссионерском поприще. Он сам свободно говорил на шести местных наречиях, создавал грамматику, переводил Евангелие для алеутов, колюжей, кадьяков, якутов, тунгусов, других народностей; построил десятки храмов. Сам учил местные племена пользоваться инструментами, обучал различным ремеслам: плотницкому, столярному, кузнечному, учил строить дома. Заботился, чтобы все местные жители получили прививку от оспы.
Написанная им книжка «Указание пути в Царство Небесное» стала первым наставлением в православной вере не только для жителей Дальнего Востока, но и для простого народа по всей России. Миссионеры трудились вдохновенно, самоотверженно, жертвенно, их слово падало на благодатную почву. Они не уставали удивляться, с какой радостью местные жители откликаются на проповедь, успех придавал им силы. Владыка напишет: «Ничто так не утешало и не радовало меня, как усердие алеутов к слышанию слова Божия. Скорее ослабеет и утомится самый неутомимый проповедник, чем их внимание и усердие к слышанию проповеди».
Работая с алеутами, миссионеры получили научно-социологическое подтверждение благотворного влияния Евангелия. После того как все алеуты крестились и воцерковились, в племени полностью прекратились преступления и даже ссоры (а жителей там было более двух тысяч человек). Многое Иннокентий и сам перенял от местного населения. Прежде всего умение терпеливо переносить все трудности и спокойно встречать смертельную опасность. Однажды он был поражен примером мужества одного из алеутов, который насквозь промок под ледяным дождем, работая в лодке, а потом, пристав к берегу, не жалуясь, трудился наравне со всеми, разбивая палатки, не показывая, как ему трудно.
Отец Иоанн удивлялся, как жители островов работали: не быстро, но упорно, без отдыха, целый день, пока не выбьются из сил. И сам миссионер совершал долгие ледяные походы с большим грузом на плечах, голодал, если из-за непогоды приходилось надолго оставаться в одном месте. Видели, как во время жестокой бури, казалось, в безнадежной ситуации, он спокойно читал отходную молитву, готовя сам себя к смерти. Но Бог хранил миссионера. После 15 лет трудов на американских островах отец Иоанн отправился в Петербург. Ему было необходимо отчитаться об успехах миссии, заручиться поддержкой Церкви, императора, промышленников, предпринимателей.
Поездка оказалась судьбоносной. Можно только удивляться, как над ним вновь свершилась воля Божия. Окончив кругосветное плавание, отец Иоанн прибыл в Петербург в 1839 году, и там он узнал о смерти своей супруги. И на Дальний Восток он возвратился уже в сане епископа. Самое близкое, теплое участие в его судьбе принял московский святитель Филарет, который даже поселил священника в своей резиденции. Филарет постриг отца Иоанна в монашество, дав ему имя Иннокентий, добивался его архиерейской хиротонии, устроил его детей в учебные заведения столицы. Жезл, вручаемый архиерею при посвящении, стал для владыки Иннокентия жезлом путешественника, путника. Он отправился в дальний путь, возглавив самую большую епархию Русской Православной Церкви. Кроме Аляски, Камчатки, Чукотки, к ней присоединили Якутию и Приамурье. По предложению владыки основанный на границе с Китаем новый город был назван Благовещенском, в память о любимом храме в Иркутске, где он начинал свое служение.
Нельзя обойти вниманием еще один удивительный, беспрецедентный факт. Практически не имея образования (а он не учился в духовной академии), святитель Иннокентий вошел в историю отечественной науки. Даже в советское время, когда не принято было говорить о церковном сане святителя Иннокентия, в научных журналах неизменно отмечались колоссальные заслуги Вениаминова в области метеорологии, океанографии, вулканологии, этнографии, лингвистики, минералогии. Его именем назван главный вулкан на Аляске. Иван Александрович Гончаров, хорошо знавший святителя, называл его «величавым колоссальным патриотом». Последние годы, совершая богослужение в московских храмах, направляя деятельность Всероссийского миссионерского общества, владыка Иннокентий практически полностью ослеп. Богослужение он знал наизусть, поэтому о слепоте его многие даже не догадывались.
Его земная жизнь окончилась весной 1879 года. Похоронили святителя рядом с великим Филаретом, в Троице-Сергиевой лавре. В 1977 году причислили к лику святых. Двухсотлетие со дня рождения митрополита Вениамина праздновалось во всем мире. 1997 год был объявлен ЮНЕСКО годом святителя Иннокентия.
9 ноября 2025 г.
«Этот день в истории» (Екатеринбург)Этот день в истории. 9 ноября
9 ноября 2025 г.
«День ангела»День ангела. 9 ноября
9 ноября 2025 г.
«Церковный календарь» (Санкт-Петербург)Церковный календарь 9 ноября. Преподобный Нестор Летописец
9 ноября 2025 г.
«Читаем Евангелие вместе с Церковью»Евангелие 9 ноября. Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог
9 ноября 2025 г.
«Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)Читаем Апостол. 9 ноября 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!