– 24 декабря в Русской Православной Церкви отмечают память священномученика Феофана, епископа Пермского. Освоение Пермского края, раскинувшегося по берегам рек Камы и Чусовой, началось в XIV веке. Особым почитанием здесь пользуется имя первого христианского просветителя пермяков святителя Стефана. В Пермском краеведческом музее до сих пор хранится святыня – архиерейский посох Стефана.
В XVI веке в Пермском крае был построен Спасо-Преображенский мужской монастырь, ставший центром духовного просвещения, многочисленных ремесел, культуры и искусства. В городах развивалась промышленность. Здесь были устроены солеварни, в которых производили соль практически для всей страны.
В 1721 году на территории нынешней Перми было начато строительство большого медеплавильного завода. С этой даты ведет отсчет своей истории город Пермь.
В 1799 году в Пермском крае была основана самостоятельная епархия. Суровый Пермский край неизменно притягивал людей смелых, решительных, с цельным характером, способных принести себя в жертву за свои высокие убеждения, пострадать за веру. Поэтому неудивительно, что уже в первый год после установления в Перми советской власти здесь были замучены до смерти два архиерея, последовательно руководившие Пермской епархией.
В июне 1918 года большевики казнили архиепископа Андроника (Никольского), а 24 декабря того же года – его верного сподвижника и преемника епископа Феофана (Ильменского).
Владыка Андроник был одним из тех немногих иерархов Церкви, который с первых дней революции, еще с февраля 1917 года, прозорливо усмотрел ее антихристианскую сущность и решительно, последовательно выступил против большевиков. Он отличался неутомимой энергией.
Во время работы Поместного Собора Русской Православной Церкви, осенью 1917 года, владыка Андроник столь активно трудился в составе издательского отдела, что собратья его называли «огнь пылающий».
После возвращения в Пермь архипастырь обратился к пастве с пламенным призывом встать на защиту гонимой Церкви. Увещевал священников быть настоящими руководителями совести народной, противиться беззакониям большевиков. После декрета большевиков от февраля 1918 года об отделении Церкви от государства остановить репрессии было уже невозможно. А последнее, что удалось совершить владыке Андронику в Перми, – в мае, в день памяти небесного покровителя края святителя Стефана, провести многотысячный крестный ход. Тогда же он писал в доверительном письме патриарху Тихону: «Я пока на свободе, но, вероятно, скоро буду арестован».
Действительно, 14 июня власти приказали Андронику явиться в юридический отдел исполкома для допроса. Узнав об этом, верующие Перми собрались во множестве на Соборной площади. Власти отменили приказ, прислали допросный лист на дом к святителю. Казалось, беда миновала.
Но тут за дело взялась ЧК. В Перми объявили военное положение, в боевую готовность привели войска, и 17 июня вооруженный отряд чекистов ворвался в архиерейский дом, Андроника увезли в застенки Чрезвычайной комиссии, а в первом часу ночи 20 июня вывезли из города в глухой лес, заставили копать себе могилу, потом живого туда сбросили, начали закапывать и наконец расстреляли сквозь наброшенный слой земли.
В управление Пермской епархией после казни Андроника вступил епископ Феофан. Он уже не раз заменял Андроника во время его отлучек из епархии, в частности во время проведения Поместного Собора в Москве.
Епископ Феофан (в миру Сергей Петрович Ильменский) родился в семье скромного сельского псаломщика Саратовской губернии в 1867 году. Рано осиротел, детство у него было весьма суровым. Окончил Саратовскую семинарию, Казанскую духовную академию, женился, служил священником в родной Саратовской губернии, овдовел и постригся в монахи.
В 1916 году архимандрит Феофан был назначен ректором Пермской духовной семинарии, и в этой должности сблизился с правящим епископом Перми владыкой Андроником. Впрочем, знакомясь с содержанием статей и проповедей Феофана, выходивших в разное время в церковной печати, понимаешь, что эти два архиерея по убеждениям, по духу были совершенно родственными людьми. Оба они решительно не принимали искушения о построении на земле общества без Бога.
Вот цитата из работы Феофана 1909 года «Современный социализм перед судом слова Божия»: «В умалении вечных ценностей, в подмене их земными, материальными и заключается первая и основная ложь социализма. Никакими материальными благами, никаким физическим довольством невозможно восполнить пустоту, образующуюся изъятием души из жизни человечества отрицанием Бога, бессмертия души человеческой и будущей вечной загробной жизни».
А вот его отклик на убийство Петра Столыпина в 1911 году: «От великой революции во Франции до недавней революции в Португалии замечаем мы одно и то же: страшную ненависть к религии. Да сохранит же Господь твердую монархическую руку Помазанника, задерживающую действие тайны беззакония в богохранимой державе нашей! Такая молитва особенно благоприятна в наши дни… Опять Иродиада беснуется, опять революционная гидра требует главы слуг государевых»
21 января 1917 года архимандрит Феофан был избран епископом Соликамским, викарием Пермской епархии. 26 февраля в Спасо-Преображенском соборе города его посвятили в сан епископа. Это была последняя архиерейская хиротония, состоявшаяся в период правления императора Николая II; а по сути – последнее посвящение в епископы эпохи православной монархической государственности.
Короткий период служения Феофана в Пермском крае был ознаменован важным событием. В июне 1917 года, совместно с епископом Андроником, в присутствии 30 тысяч паломников, после 15 лет строительства, он освятил один из самых больших храмов Русской Православной Церкви – Крестовоздвиженский собор Никольского монастыря на Белой горе, ныне, кстати, возрожденный.
В дни этого торжества никто не мог себе представить, что через считанные месяцы монахи этой обители будут зверски замучены большевиками.
После революции владыка Феофан, как и Андроник, решительно отверг всякие компромиссы с бандитами, которые действовали под руководством новой власти. Призвал всех священников проявить принципиальность. В марте 1918 года он обратился к духовенству Соликамска с воззванием: «Отцы и братья! Вы должны, как пастыри, как соль земли, как свет мира, высказать свой нравственный суд насильникам и грабителям. Выразить им свое негодование и порицание… Обращаюсь с сим призывом к иерейской совести всякого из вас. Не посрамите моей совести пред вами».
После убийства владыки Андроника Феофан управлял епархией недолго, с 22 июня до 17 октября. В тот последний день он лично направился в Пермскую ЧК, где был заключен под стражу. Это был его последний жертвенный подвиг. Святитель посчитал, что, явившись туда сам, он избавит от репрессий своих помощников.
В ночь на 24 декабря 1918 года владыка Феофан принял мученическую кончину. Расправа произошла в тридцатиградусный мороз. Владыку вывели на берег замерзшей Камы, раздели, сплели ему волосы; продев через них жердь, стали медленно опускать его в прорубь, чтобы спустя полминуты вновь поднять над прорубью и вновь опустить. Это изощренное мучение продолжалось минут 15–20. Тело владыки Феофана покрылось слоем льда, но он оставался жив. Многочисленные свидетели видели весь этот ужас. Наконец святителя утопили. Вместе с ним мученическую кончину приняли два священника и пятеро мирян. В 2000 году все они были причислены к лику новомучеников.
Записала Полина Митрофанова
У книжной полки. Аскетические слова преподобного Исаака Сирина
ВОЗЛЮБИВШИЕ МУЧЕНИКОВ. Священномученик Сергий Увицкий. Рассказ внучки. 1 часть
Благая часть. 11 февраля 2025
Хранители памяти. Временная выставка «Святая семья в религиозном искусстве XI-XX веков». Часть 3
Кузбасский ковчег. 11 февраля 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!