Воскресные беседы. Собор Саратовских святых

14 сентября 2025 г.

В студии епископ Каскеленский Геннадий.

В 2011 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Русской Православной Церкви было установлено празднование в честь Собора Саратовских святых.

В 1590 году на Нижней Волгеак называется участок Волги ниже впадения в нее реки Камы), на месте древнего городища Сарыау («желтая гора»), была основана сторожевая крепость. В XVIII веке Саратов стал крупнейшим перевалочным пунктом в торговле рыбой и зерном, а в конце XIX века самым крупным городом на Волге. Сегодня население города приближается к миллиону.

Чудом сохранился замечательный храм XVII века – Троицкий собор в стиле московского барокко. Первоначально Саратов относился к Тамбовской епархии. В 1797 году была учреждена Саратовская губерния, а в 1799 году на ее территории создали самостоятельную епархию.

Благодаря Александру Сергеевичу Грибоедову Саратов в русской культуре стал символом глухой провинции. Помните, герой комедии «Горе от ума» Фамусов угрожает за плохое поведение отправить дочку из Москвы в деревню к тетке, в глушь, в Саратов? За три года до написания Грибоедовым этих строчек, то есть в 1819 году, сюда, в саратовскую ссылку, прибыл молодой архиерей, епископ Иннокентий (Смирнов), имя которого и открывает Собор Саратовских святых.

Иннокентий был незаурядной личностью, одним из выдающихся церковных ученых, ректором Санкт-Петербургской духовной академии, автором первого российского учебника по церковной истории, аскетом и молитвенником. Он пострадал за свою верность учению Церкви, за свою прямоту, принципиальность. В те годы в Петербурге существовало очень много масонских лож, большой популярностью пользовались мистические сочинения масонов.  Масоны, как правило, принижали роль Церкви, учили, что с Богом каждый может общаться непосредственно, самым тесным образом, без всякого посредничества Церкви Христовой. Стоит только поднапрячься в особых духовных упражнениях. На самом деле они проповедовали ложную, обманчивую, как принято говорить, прелестную мистику (от славянского слова «прелесть»  обман). Подобные заблуждения очень опасны. Из опыта хорошо известно, что упорная неразумная духовная практика зачастую приводит к тяжелым психическим расстройствам, а иногда к беснованию.

Иннокентий сурово, последовательно обличал масонскую ложь. Он скорбел, что слез недостанет у всякого доброго человека оплакивать раны, кои эта нечестивая философия может сделать в умах и сердцах, если только будет преподаваема в школах. Но у масонов был тогда могущественный покровитель министр народного просвещения князь Голицын. Он не потерпел обличений, и под видом повышения Иннокентия посвятили в сан епископа Саратовского.

В июне 1819 года святитель прибыл в Пензу, в августе отправился из Пензы в Саратов, но внезапно заболел и 10 октября умер, когда ему было всего 35 лет.

Остальные 15 имен святых из сонма небесных покровителей земли Саратовской – это новомученики-исповедники XX века. Большая группа духовенства была расстреляна в Саратове уже в начальный период Гражданской войны. Осенью 1918 года большевики стремились организовать здесь крупный узел сопротивления Белому движению. 17 сентября в Саратов прибыл Троцкий.  Решая военно-оборонительные задачи, он не забывал принимать профилактические репрессивные меры, устрашая население. Достаточно было вождю большевиков бросить фразу о необходимости подорвать влияние Церкви, как немедленно провели аресты среди духовенства, организовали судебный процесс.

6 октября 1918 года судилище, заседавшее в Большом зале консерватории, приговорило к расстрелу священника Михаила Платонова, а епископа Вольского Германа (Косолапова) к 15 годам заключения, но фактически их обоих расстреляли через год вместе с большой группой православных мирян.

Среди саратовских святых обращает на себя внимание имя одного мирянина, мученика Александра Оттоновича Медема. У этого подвижника православной веры очень необычная и героическая судьба. Он родился в семье видного государственного деятеля графа Оттона Медема, в его прибалтийском поместье, в 1877 году. (Мать принадлежала к роду Нарышкиных, из которого происходила родительница императора Петра Великого.) Был крещен в лютеранской вере. Юность провел в Великом Новгороде, там же окончил гимназию. Александр был гимназистом номер один, ведь его отец занимал в Новгороде высшую должность губернатора. Потом был юридический факультет Петербургского университета.

В истории Великого Новгорода есть много случаев, когда заезжие европейцы, немцы, под влиянием святынь этого города принимали православную веру. Александр прошел тем же путем. Впрочем, формально к Православной Церкви он присоединился только в 1916 году.

Карьера государственного служащего Медема не привлекала, ему нравилось работать на земле, в сельском хозяйстве. В 1901 году он женился и поселился в своем поместье Александрия, на землях Саратовской губернии. Ровно 30 лет, наполненных самоотверженными трудами и тяжкими скорбями, он проведет на Нижней Волге. 1 апреля 1931 года его земная жизнь оборвется в тюремной больнице города Сызрани.

Александр Оттонович достиг выдающихся успехов в организации сельскохозяйственного производства.  С утра до вечера он был на работе, знал в лицо каждого крестьянина, ел с рабочими из одного котла. Усадьба стала образцовой, в ней устроили паровую мельницу, завод по производству сыров, оранжерею. Из-за границы выписывались новейшие изобретения, которые позволили оборудовать животноводческую ферму по последнему слову техники. Была ли возможность у Александра после революции эмигрировать на историческую родину в Германию, как это сделали его отец, брат Дмитрий и сын Федор? Конечно, была. Любящие его люди предлагали организовать побег, но он отказывался. Что его удерживало? Очевидно, верность своему предназначению и любовь к духовной родине, православной Руси, где ему было суждено принять венец мученичества.

Изгнанный из своего поместья, он с семьей ютился на съемных квартирах. Александра Оттоновича, яркого представителя эксплуататорского класса, «буржуя из буржуев», арестовывали много раз, он прошел более десяти тюрем. Но что интересно, он так и не был расстрелян. Объяснение этому следующее: если для руководителей советской власти, прибывших на эту землю из других городов, Медем, конечно же, был отъявленный враг, то у местных жителей он пользовался колоссальным уважением. И те большевики, которые на протяжении многих лет рядом с ним работали, его хорошо знали, ценили и всякий раз вызволяли из заключения.

Иногда его выпускали без конвоя домой под честное слово, зная, что он вернется в тюрьму сам. Однажды Александра Медема выкупила из тюрьмы татарская мусульманская община, имам мечети города Хвалынска организовал сбор денег.

В двадцатых годах Александр Оттонович активно погружается в церковную деятельность, руководит церковным советом Свято-Троицкого монастыря. Он признается, что именно тюрьма научила его молиться по-настоящему. Вместе с единомышленниками, верными канонической Церкви Святейшего патриарха Тихона, почти 10 лет он ведет борьбу против обновленческого раскола, пользующегося поддержкой большевиков.

Медема арестовывают вновь и вновь, последний раз  11 декабря 1930 года. Из Сызранской тюрьмы он уже не выйдет. Материалы последних допросов сохранились. Мученик Александр не выдал никого, не назвал ни одного имени. Все ухищрения следователей разбивались о его твердость. В деле осталась расписка: «Ниже подписываюсь в том, что мне со стороны ведущего дело было объявлено о том, что я своим отказом назвать людей, которых я знаю в городе Сызрани, препятствую выяснению всех обстоятельств дела и, таким образом, снимаю ответственность с Сызранского отдела ОГПУ в соблюдении соответствующих процессуальных норм в части срока содержания под стражей». Уже больного туберкулезом, его продержали в тюрьме до самой смерти.

Как завещание молодому поколению христиан звучат строки одного из писем Александра Оттоновича сыну Федору: «Буду особенно горячо за тебя, мой мальчик, молиться, чтобы Господь помог тебе достойно и возможно праведно пройти свой земной путь и душу свою спасти, дал тебе счастье, силу и душевную, и телесную, смелость и дерзновение и крепкую, непоколебимую веру. Одна только вера, что не все кончается здесь, земным нашим существованием, дает силу не цепляться во что бы то ни стало за свою малозначащую жизнь и ради ее сохранения идти на всякую подлость, низость и унижение».

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 09 ноября: 06:15
  • Воскресенье, 09 ноября: 15:15
  • Воскресенье, 16 ноября: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X