Воскресные беседы. Рождество Христово

12 января 2025 г.

В студии епископ Каскеленский Геннадий.

– Сердечно поздравляю всех христиан с праздником Рождества нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа! Всякий раз, когда наступают рождественские дни и мы погружаемся в праздничную атмосферу, нам приходится соприкасаться с народными обычаями, которых за два тысячелетия много накопилось в христианских обществах. В советское время некоторые из них были забыты, иные перешли на встречу Нового года. Но многие в последнее время были восстановлены. Прежде всего, нужно сказать об украшении рождественской елки. Это старый европейский обычай. Вечнозеленая ель символизирует вечную жизнь с Богом, которую для нас сделал возможным Господь Иисус Христос. Только на елке должна сиять не зловещая рубиновая звезда, а рождественская, радостная, светлая, восьмиконечная.

В преддверии Рождества во дворах ставят деревянные вертепы, символизирующие Вифлеемскую пещеру, в которой родился Христос. В них расположены фигуры ангелов, пастухов, волхвов – всех, кто оказал поклонение Богомладенцу. Проходит славление Рождества Христова по домам, которое сопровождается пением колядок. Можно вспомнить разнообразные святочные игры и, конечно, праздничный стол с самыми разнообразными яствами по окончании ночного богослужения.

Отмечать Рождество Христово в соответствии со всеми этими обычаями правильно и хорошо; но все-таки плохо, когда в суете теряется глубокий смысл религиозного события Рождества. Иосиф Александрович Бродский, который, как известно, каждый год писал рождественское стихотворение, очень хорошо почувствовал эту опасность:

Сетки, сумки, авоськи, кульки,

шапки, галстуки, сбитые набок.

Запах водки, хвои и трески,

мандаринов, корицы и яблок.

Хаос лиц, и не видно тропы

в Вифлеем из-за снежной крупы.

Рождество Иисуса Христа – это не сказка, не выдуманная история, а реальное историческое событие, имеющее свою дату. Евангелие начинает рассказ о земной жизни нашего Господа, сообщая о времени рождения Христа. Христос родился во дни царствования римского императора Августа и в период правления Иудеей царя Ирода. Это было время колоссального могущества, расцвета империи. Римский храм Януса, который закрывали на период прекращения военных действий, был закрыт уже более десяти лет. А до этого он, кстати, стоял открытым целое столетие.

Император Август добился длительного мира и всецело был занят административными реформами, проводил эти бесконечные переписи населения, формировал порядок наполнения государственного бюджета, реформировал календарь, приучая все народы жить по хронологии от основания Рима. Особенно он старался приучить к римскому календарю недавно завоеванные варварские провинции.

Именно в этот мирный для государства период Бог сходит к людям и воплощается на земле. В древнем христианском тексте начала II века, в послании епископа Игнатия Богоносца, мы читаем толкование появления рождественской звезды на небе. Той самой, которая привела восточных мудрецов к яслям Богомладенца. «Звезда воссияла на небе ярче всех звезд, и свет ее был неизреченный, а новость ее произвела изумление. Все прочие звезды, вместе с солнцем и луною, составили как бы хор около этой звезды, а она разливала свет свой на все… С этого времени стала падать всякая магия и все узы зла разрываться, неведения проходить и древнее царство распадаться, так как Бог явился по-человечески для обновления вечной жизни».

Итак, Бог стал Человеком. Факт немыслимый для других религиозных традиций, но это краеугольный камень, важнейший догмат христианской веры. Бог стал Человеком! Странно, невероятно, абсурдно, но только на первый взгляд. А если вдуматься, то истина Боговоплощения раскроется перед нами во всей красоте и во всем величии, едва только мы вспомним о важнейшем свойстве Божественной природы: Бог есть любовь. Именно в силу Своей любви к человеку Бог не пожелал оставаться в стороне от человека. Он пришел к нам, воплотившись, но оставшись Богом, и добровольно принял все качества человеческой природы.

Подобно людям, Он испытывал голод и жажду, переносил страдания, душевную и телесную боль, не имел только греховных стремлений и чувств. Это путь добровольного уничижения Божества, на который Он вступил нас ради, нашего ради спасения.

А что же означает факт Боговоплощения для человека? Он открывает человеку возможность бесконечного совершенствования. Рождество Христово непременно ставит каждого из нас перед выбором, Кем для нас является Христос Спаситель. Готовы ли мы оказать Ему поклонение? Или среди всех святочных увеселений и гуляний мы останемся духовно черствыми и религиозно равнодушными? А кто-то, что уже совсем страшно, может, готов встать в ряды пособников царя Ирода, которые противятся Рождеству Христову, стремятся стереть саму память о Рождестве, ведь так пытались делать и в безбожные времена советской власти.

Скажем еще и вот о чем. Очень странную, непоследовательную позицию занимают люди, которые хотят называть себя христианами, но не верят в Божественное достоинство Иисуса Христа. Таков был великий русский писатель Лев Толстой. Толстой писал: «Я смотрю на христианство как на учение, дающее смысл жизни... а потому для меня совершенно все равно: Бог или не Бог был Иисус Христос».

Наши лучшие философские умы немедленно ответили писателю. Владимир Сергеевич Соловьев заметил: «Толстой думал, что, повторяя давно известную проповедь о любви, можно пересоздать мир, и, однако, он не пересоздал жизни даже самых близких к себе лиц... Совершенно безумна мысль спасти человечество одним учением. Уж сколько раз твердили миру различные учения, да только все не впрок. Человек умом признает, что закон Божественной любви высок и хорош, но он не будет находить в своей греховной природе сил для осуществления этого закона… а Христос дает силу».

То единственное, по-настоящему новое, что есть в христианстве, – это не новое моральное учение, а Личность Самого Богочеловека, Господа Иисуса Христа. Когда на Христа начинают смотреть как на простого учителя нравственности, то лишают христианскую религию всякой жизненной силы, всякого жизненного значения. Духовное возрождение, совершенствование человека в своей основе имеет воплощение Бога на земле; что может сделать человек для человека, что пользы от одного человека для другого человека? Если бы Христос не был Богом, то Он бы нисколько не помог людям в их стремлении к Богу. Именно факт вхождения Бога в историю, Его явления людям в Лице Иисуса Христа положил начало христианству.

Личность Иисуса, Его жизнь, смерть, воскресение – первичны. Все остальное, то есть Его нравственное, социальное учение, – вторично. Это очень хорошо понимали еще первые христиане. Возьмите послания святого апостола Павла, которые составляют важнейшую часть Священного Писания. Из двадцати семи канонических книг Нового Завета Павлу принадлежат целых четырнадцать. Вы удивитесь, но во всех своих посланиях Павел ни единым словом не обмолвился об учении Господа Иисуса Христа, о Его наставлениях, изречениях. Он проповедует не учение христианства, а Личность Иисуса Христа.

Иисус Христос для Него – всё. Павел пишет: «А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира… Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе...  Для меня жизнь – Христос: и смерть – приобретение... Для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа». Эти цитаты можно продолжать.

В центре христианского благовестия – Личность Иисуса Христа, Его спасительная миссия. Поэтому и рассказ об обстоятельствах рождения нашего Господа интересен для христиан, для Церкви не столько с исторической точки зрения, сколько с богословской.

Евангелие подчеркивает сверхъестественный характер рождения Христа от Девы Марии. Рассказывает о явлении чудесной звезды на небе, о пении ангельского хора. Все, что мы знаем из Евангелия о Рождестве, иллюстрирует главную мысль: в рождественскую ночь Бог вмешался в ход истории, послал на землю Мессию, Божественного Сына, в Пришествии Которого исполнились надежды и чаяния богоизбранного еврейского народа и всего человечества.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 26 января: 06:15
  • Воскресенье, 26 января: 15:15
  • Воскресенье, 02 февраля: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X