Воскресные беседы. Мученик Михаил Новоселов

26 января 2025 г.

В студии епископ Каскеленский Геннадий.

− В архиве Московской духовной академии сохранилась замечательная фотография, предположительно 1907 года, на которой запечатлены три человека в светской одежде, сидящие где-то на лавочке в Сергиевом Посаде. Двое из них хорошо известны. Это выдающиеся философы, будущие священники Сергий Булгаков и Павел Флоренский. А справа от них − человек не слишком известный православной общественности, по виду значительно старше, с широкой русской бородой. Между тем он − единственный из троих, причисленный к лику святых нашей Церкви, новомученик Михаил Александрович Новоселов.

Новоселов родился в 1864 году, происходил из духовного сословия священников Тверской губернии. Впрочем, его семья была настроена по отношению к Церкви достаточно скептически. Отец относился к Церкви прохладно, и сам Михаил в юности особой религиозностью не отличался.

Он окончил историко-филологический факультет Московского университета, какое-то время сильно увлекался идеями Льва Толстого. В конце 1887 года его даже арестовали за издание запрещенного цензурой толстовского клеветнического памфлета на Российскую армию «Николай Палкин». Узнав, кстати, об аресте своего поклонника, Толстой лично явился к начальнику Московского жандармского управления и резонно заявил, что арестовать должны не молодого человека, а его, автора брошюры. Власти тогда предпочли замять историю. Новоселова выпустили; правда, запретили проживать в столицах.

В следующем году Михаил Александрович попытался организовать в тверской глуши так называемую земледельческую общину толстовцев. Потратил на этот проект отцовское наследство, но у него ничего не вышло. По учению Толстова, главное условие счастья – это свободный физический труд на земле. И вот пять самоуверенных интеллигентов, одержимых благородными идеями просвещать темный народ и полагавших, что крестьянский труд − это кратчайший путь к счастью, на деле оказались совершенно неспособными переносить малейшие немощи друг друга. И община быстро рассыпалась.

Новоселов всегда был человеком неуемной энергии, активным, общительным, восприимчивым и вместе с тем очень серьезным и глубоким в вопросах религии. Что побудило его вернуться в лоно Православной Церкви? Во-первых, знакомство со святыми людьми, с теми, в ком воплотились лучшие черты православного христианства. И среди таких прежде всего следует назвать имя святого Иоанна Кронштадтского.

А во-вторых, религиозные воззрения Толстого со временем до того упростились, что их кощунственный характер уже не мог не вызывать отторжения у религиозно настроенных, мыслящих, глубоких людей. Вообще просто не укладывается в голове, как мог великий художник, умевший столь блистательно распознавать движения человеческой души, автор «Анны Карениной», написать такую бессмыслицу и нелепость, как это краткое «евангелие Толстого»? Помните начало Евангелия от Иоанна? В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. А вот интерпретация этого великого евангельского текста, данная Львом Николаевичем: «Началом всего стало разумение жизни. И разумение жизни стало за Бога. И разумение-то жизни стало Бог». Ну что скажешь? Новоселов не выдерживает. Извиняясь, оправдываясь, он отправляет своему прошлому кумиру открытое письмо: «Ваш Бог есть только Ваша идея, которую Вы облюбовали и облюбовываете, перевертывая ее со стороны на сторону в течение двух десятилетий. <…> Простите, если чем нечаянно обидел Вас, Лев Николаевич. Образ наших дружеских отношений не покидает меня доселе.  Мне грустно, что их нет теперь и не может быть, пока между нами стоит Он, Господь мой и Бог мой, молитву к Кому Вы считаете кощунством и Кому я молюсь ежедневно, а стараюсь молиться непрестанно».

Порвав с толстовской сектой, Новоселов активно включается в церковно-просветительскую деятельность, выпускает миссионерские листки, печатает религиозно-философские книги. В 1907 году он организовал в Москве кружок ищущих христианского просвещения, заседания которого проходили на его квартире, так называемые «новоселовские четверги». В состав кружка входили многие будущие видные деятели Церкви. Новоселов был душой этой общины.

Удивительно, но даже те, кто безмерно превосходил Михаила Александровича своей ученостью, те же Булгаков и Флоренский, неизменно обращались к нему как к отцу, называли аввой.

Революционные события, установление в стране безбожной диктатуры только добавили энергии Новоселову. Он организовывает полулегальные братства, духовно-просветительские курсы. В 1922 году последовал первый арест. В 1923 году он вновь уезжает в Тверскую губернию, пишет свое главное сочинение – «Письма к друзьям». Эти 20 писем − драгоценное свидетельство о церковной жизни двадцатых годов. Каждый, кто желает иметь подлинную картину церковной истории тех лет, обязательно должен познакомиться с этими размышлениями, посвященными актуальным вопросам церковной жизни.

Новоселов резко критикует обновленческий раскол, называет группы обновленцев церковными эсерами и большевиками. Он остается решительным противником советской власти, рассуждает о судьбах исторической России, о конечных судьбах Церкви и всего человечества. Но основная мысль книги − попытка доказать неразрывность таких понятий, как христианство и Церковь. Нельзя называть себя христианином и не вести церковного образа жизни. Христианство без Церкви просто не существует, существовать не может.

Он пишет: «После многих переживаний и дум я давно убедился до последней наглядности, до невозможности мыслить иначе, в указанной неразрывности Христова благовестия и Церкви». Новоселов готовит своих читателей к тяжелым испытаниям, убеждает их идти крестным путем страданий, мученичества. Это же так естественно для христианина! Быть гонимой – естественное состояние для Церкви. Михаил Александрович пишет: «Церковь – это естественное, видимое и осязаемое Тело Христово. А потому и судьбы Церкви должны быть подобны судьбам Иисуса Христа. Она должна быть искушаема и предаваема, она постоянно умирает и постоянно воскресает».

Еще в 1980-е годы книга Новоселова «Письма к друзьям» была одной из самых популярных нелегальных, так называемых самиздатовских книг в Советском Союзе.

Новоселов засвидетельствовал преданность своим убеждениям мученической кровью. Его арестовали в день памяти святых Севастийских мучеников, 22 марта 1929 года. Дальше последовало десятилетнее заключение. Следственные документы, доносы рисуют характер честного, прямого, мужественного исповедника веры и правды Христовой. В протоколах допросов читаем такие поразительные слова: «Я считаю, что современное положение вещей является для верующих испытанием.  В прогресс человечества я не верю и считаю, что оно регрессирует нравственно, а потому делается неспособным и к устойчивому общественному творчеству: люди без нравственности не могут быть строителями прочного политического целого. Поскольку советская власть является властью безбожной, и даже богоборческой, я считаю, что, как истинный христианин, не могу укреплять каким бы то ни было путем эту власть».

Он долго сидел в Ярославской тюрьме. Летом 1937 года Новоселова перевели в более суровую Вологодскую тюрьму. В заключении он продолжает много и плодотворно общаться с узниками. Беспрерывно рассказывает им о Христе, о Церкви. Некоторых обращает в православную веру.

В доносах осведомителя видим, что в беседах Новоселов читает заключенным стихи, часто наизусть. Переписывает из библиотечных книг Полонского, Баратынского, Фета, выбирает из них мистические религиозные стихотворения. Вся его тетрадка заполнена стихами. Высокая поэзия, кстати, в те годы многим помогала выживать в местах заключения.

Михаила Александровича Новоселова расстреляли 20 января 1938 года. На Архиерейском соборе 2005 года он был причислен к лику святых новомучеников нашей Церкви.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 16 февраля: 06:15
  • Воскресенье, 16 февраля: 15:15
  • Воскресенье, 23 февраля: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X