Воскресные беседы. Кто такие пророки

19 февраля 2023 г.

– Значительная часть книг Священного Писания Ветхого Завета написана людьми, которых именуют пророками. Собственно, все ветхозаветное Откровение иногда называют двумя словами: Закон и пророки. Кто такие пророки? В чем заключалось пророческое служение? Слово «пророк», по-еврейски «нави», происходит от глагола «нават» – «говорить». Кроме того, «нави» соответствует таким понятиям, как «быть полным», «литься через край», что подразумевает вдохновенную речь, свободно льющуюся из переполненного чувством сердца. В греческом и славянском языке слово «профитис» – «прорицатель, пророк» – имеет более узкий смысл. Это тот, кто передает речь другого.

Пророк в Библии – это посредник между Богом и людьми. Это человек, который возвещает людям Божественную волю. В Библию включены 16 книг пророков-писателей. Это четыре великих пророка – Исаия, Иеремия, Даниил и Иезекииль; и двенадцать малых пророков. Можно вспомнить и другие имена великих пророков: Моисей, Илия, Елисей, Иона, Давид. Строго говоря, весь народ израильский должен был стать народом пророков. Он был призван возвещать волю Божию язычникам, нести всем племенам свет Откровения. Другое дело, что в своем большинстве он, к сожалению, не справился со своим предназначением.

Малахия (по-еврейски «малахи», что переводится как «посланник мой») – это последний по времени из двенадцати малых пророков. Он жил за 400 лет до Рождества Христова, уже окончился Вавилонский плен, евреи вернулись на родину, в земли Палестины. Уже заново отстроен Иерусалимский храм. Для сравнения пророк Моисей, через которого Бог давал евреям Синайское законодательство, жил раньше Малахии на целое тысячелетие.

Малахию иногда называют завершением, печатью пророков. После него на целые четыре столетия Бог перестал говорить с евреями, Бог замолчал. Как тогда выражались еврейские учителя – небеса закрылись. Поколение за поколением рождалось на земле, а новых пророков не появлялось. Наконец у евреев появилась уверенность в том, что небеса теперь откроются уже только тогда, когда на землю придет Сам обещанный Божественный Мессия.

Приняв крещение, Спаситель вышел на проповедь. А свидетель-евангелист, при рассказе о крещении Христа, не случайно обращает наше внимание на то, что окружающие видели, как разверзлись небеса и прозвучал голос Божий с небес: Сей есть Сын Мой возлюбленный. Это очень важно. Наконец прервалось молчание неба. При Иордане Бог снова заговорил с людьми уже через Мессию, Иисуса Христа.

Сегодня под пророчеством часто подразумевается простое предсказание будущего. Вот, например, болгарская колдунья баба Ванга пророчествовала. Среди простого народа ходят слухи, басни, что какие-то неведомые старцы пророчествуют о близком конце света, и доверчивые люди передают эти сомнительные предсказания друг другу. Но в библейском смысле пророчества – это о другом. Конечно, иногда пророки ясно, недвусмысленно предсказывали будущее, но большей частью они говорили о настоящем. При этом учили во всех событиях и обстоятельствах современности видеть, распознавать волю Божию. И понимать, к чему приводит отступление от Бога.

Пророки обращались к слушателям с обличением, утешением или предостережением: если вы не исправитесь, будете поступать по своим страстям и похотям, то с вами может произойти несчастье. Цель служения библейских пророков была троякой – религиозная, нравственная и поэтическая. Прежде всего они стремились поддерживать в народе веру в единого Бога и грядущего Мессию. И приготовлять народ к принятию Мессии.

Важнейшей темой пророческой проповеди являлось обличение идолопоклонства, формализма в исполнении религиозных обрядов. Пророки указывали, что для угождения Богу недостаточно одних внешних обрядовых действий, выражающихся в ритуалах, жертвоприношениях. Необходимо сердечное исполнение закона Божия, очищение души от страстей, вера в Мессию.

Кроме того, пророки следили за чистотой религиозной жизни Израиля. Обличали грех, призывали к покаянию, разъясняли закон Моисея. Лучшим средством к достижению успеха в этом служении был их собственный пример самоотверженной богоугодной жизни. И наконец пророки не оставляли без внимания поэтическую сторону жизни евреев. Они боролись за то, чтобы во главе общества стояли достойные, благочестивые руководители, цари. Они воспитывали царей, указывали, что царь ничего не должен делать без позволения Бога.

Дар пророчества получали избранные Богом праведники, этот дар нельзя считать постоянным, продолжающимся непрерывно в течение всей жизни пророка. Пророк и сам может переживать минуты слабости, богооставленности, согрешать. Может падать и подниматься – вспомним грех и покаяние царя и пророка Давида.

Воля Божия всегда взаимодействует с волей человека. При гармоничном сочетании Божественного дара и высокого духовного состояния изрекаются истинные пророчества. У каждого из великих и малых пророков Израиля были свои особые темы для проповеди. Были такие и у пророка Малахии. Обратим внимание на 11-й стих 1-й главы его книги. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф (Мал. 1, 11).

О чем эти слова? Для евреев, современников Малахии, существовало только одно место, где могла приноситься жертва Богу, – это храм в Иерусалиме. Никакого другого места жертвоприношения нет и быть не может. Современники Малахии считали: если в Иерусалиме по какой-то причине нет храма, значит – его нет на земле вообще. И вдруг мы слышим: на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву. Так Бог открывает Малахии правду о будущих временах. В этом пророчестве сказано о временах христианских, когда служить Богу уже можно будет на всяком месте, когда весь мир наполнится богопознанием.

Особого, пристального внимания заслуживает третья глава книги пророка. Каждый христианин, кто знаком с православным богослужением, кто внимательно читал книги Нового Завета, без труда узнает знакомые с детства слова: вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф (Мал. 3, 1).

Выражение «Ангел Мой, вестник Мой» следует отнести к Иоанну Крестителю. Своей вдохновенной проповедью покаяния, которая сопровождалась символическим погружением в воды реки Иордан, знаком готовности переменить образ жизни, Иоанн Предтеча готовил собственных учеников, да и всех иудеев, к встрече истинного Мессии Господа Иисуса Христа. А вот выражение Малахии «Господь и Ангел завета», конечно же, указывает на Самого Господа и Спасителя Иисуса Христа. Христос, Сам Бог и Посланник Бога Отца, придет в Свой храм, установит Новый Завет с человечеством.

Итак, Малахия пророчествует о Первом Пришествии Христа. Но, читая следующие стихи третьей главы, мы видим, что взор пророка простирается еще дальше. Он говорит и о Втором Пришествии Христа Спасителя. Малахия видит огонь Страшного Суда Божия, когда каждая душа очистится, когда будет произнесен приговор осуждения нечестивцев. Словами пророка Малахии завершается великая книга – Ветхий Завет. Книга непростая для понимания, суровая, тяжелая, книга, которая содержит горестную правду о печальном состоянии дохристианского человечества, о звероподобных людях, погрязших во грехах, о богооставленности. Но книга, которая содержит светлую надежду на скорое пришествие в мир Искупителя и Спасителя нашего.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 06:15
  • Воскресенье, 28 апреля: 15:15
  • Воскресенье, 05 мая: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать