И вот именно в рассказе Гребенки, напечатанном Некрасовым, впервые встречается имя некой юродивой подвижницы Ксении, как пишет Гребенка – Аксиньи, жившей в Санкт-Петербурге во второй половине XVIII века. Писатель рассказывает об одной из глухих и труднодоступных улиц на Петроградской стороне, которую местное население называет в честь Андрея Петрова. Цитирую очерк Гребенки: «Говорят, в этой улице жила когда-то счастливая чета: муж Андрей Петров и жена Аксинья. Они любили друг друга так, что и вообразить невозможно. Вдруг муж умер, а жена осталась и выкинула штуку: на свою прежнюю кличку она не откликалась, а когда ей говорили «Андрей Петрович», она всегда отвечала «Ась»; и ходила в мужском платье. Народ сходился смотреть на нового Андрея Петровича и прозвал улицу Андрея Петрова».
Сегодня это Лахтинская улица на Петроградской стороне. В 2019 году как раз на месте, где счастливо жила молодая семья придворного певчего Андрея Петрова, освятили совершенно новый храм, построенный в честь святой Ксении Петербургской. Только вот улицу переименовать забыли.
Муж блаженной Ксении был не простым церковным певчим, он был военнослужащим. В том районе Петроградской стороны вообще жили только военные. А хорошо известно, какую большую роль в XVIII веке играла так называемая полковая музыка. Пехота ходила под барабанную дробь многие сотни верст. Во время сражений непременно играла вся полковая музыка. К полкам были приписаны певчие, которые пели церковные службы в походных храмах. Эти певчие носили строгие зеленые кафтаны.
Кстати, в 1760 году в Преображенском и Семеновском полках музыканты получили красные кафтаны и сюртуки из зеленого сукна. А про Ксению известно, что она появлялась на публике то в зеленом, то в красном. Очевидно, в форме своего почившего супруга.
Первоначальное побуждение, которое толкнуло на путь юродства Христа ради молодую вдову Аксинью, состояло в том, чтобы умолить Бога простить и помиловать Андрея Петровича, умершего внезапно, без покаяния, без церковного Причастия. Она вся была проникнута любовью к мужу, имела надежду принять на себя тяжесть его нераскаянных грехов.
Через некоторое время с Петроградского острова Ксения перебралась на остров Васильевский, где в то время возводилась церковь в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы на одноименном кладбище. По ночам, втайне от жителей, юродивая носила кирпичи на постройку храма. Предположительно земной путь блаженной Ксении окончился в 1796 году.
Еще в 40-х годах XIX века в Петербурге были живы люди, которые видели подвижницу и непосредственно с ней общались. Их свидетельства печатались в прессе, в частности в «Ведомостях Санкт-Петербургской городской полиции». Кстати, именно эти рассказы очевидцев позже легли в основу всех жизнеописаний святой блаженной Ксении Петербургской. Вот цитаты некоторых свидетельств: «Приходя за милостыней, Ксения брала только «царя на коне» (то есть одну копейку), а останавливаясь на ночлег в каком-нибудь доме или заходя в него, она, хотя очень редко и неохотно, произносила пророческие слова. Знавшие ее люди отмечали ее высокий рост, рябое лицо, мужественную походку. Сообщалось, что по внешнему виду она была дурна собой, но кротка и ласкова. Лишь однажды, когда дети дразнили ее, кидали в нее комья грязи, она позволила овладеть собой гневу».
Через некоторое время после начала такой самоотверженной, страннической жизни у Ксении открылся дар прозорливости. Он проявлялся самым неожиданным образом. Однажды Ксения навестила свою знакомую вдову Голубеву, у которой была красавица дочка семнадцати лет. Ксения любила девушку за тихий, кроткий нрав, доброе сердце. И однажды она сказала: «Ты тут кофе варишь, а муж твой жену хоронит на Охте. Беги скорее». Не смея ослушаться, и мать, и дочка поспешили через весь город в район Охты и попали на похороны. Некий молодой доктор провожал в последний путь свою жену. Уже когда народ расходился, рыдающий вдовец буквально лишился чувств на руках у подоспевших Голубевых. Так завязалось знакомство, а через год юная Голубева стала женой доктора. Они прожили вместе счастливо до глубокой старости и завещали детям свято почитать блаженную Ксению Петербургскую.
Место погребения Ксении сразу стало почитаться. В 1902 году здесь возвели часовню. После революции, в период уничтожения православных святынь, часовню долгое время не трогали. Чтобы ее защитить, некоторые из духовенства пытались представить блаженную Ксению как друга бедняков, противницу богачей. Тогда же появился обычай писать записки с обращениями к блаженной Ксении об исполнении конкретных просьб молящихся. Здесь можно встретить самые разные прошения: «Ксения, умилосерди сердце прокурора», «Ксения, помоги с жильем», «Ксения, помоги сдать экзамен».
В 1940 году часовню закрыли. В 1947 году открыли вновь. В 1962 году опять закрыли. Попытались устроить в ней сапожную мастерскую. И наконец в 1987 году снова открыли.
Замечательное событие произошло в 2016 году. Государственный Эрмитаж после реставрации выставил прижизненный портрет блаженной Ксении Петербургской. Было рассказано об истории этой удивительной картины. Еще в 1930 году известный искусствовед Федор Морозов привез портрет со Смоленского кладбища, поместил его в историко-бытовой отдел Русского музея. Перед войной, после расформирования этого отдела, портрет оказался в запасниках Эрмитажа. Лабораторные исследования позволили установить время написания портрета – конец XVIII века. И видно, что портрет почитался, за ним ухаживали. В красочном слое была обильная копоть и ожоги. То есть перед картиной стояла свеча, светильник.
Перед тем как полотно попало в музей, его неоднократно очищали от накопившейся грязи, освежали новыми красками, даже внесли кое-какие изменения в само изображение. Удивительно, обнаружилось, что в более позднее время кто-то удлинил на портрете вырез белой рубахи и прирастил Ксении плечи и прическу, сделав ее более женственной. На самом раннем слое виден контур более короткой стрижки. Очень конкретно прорисовано лицо, лик блаженной Ксении. Специалисты полагают, что портрет написан быстро, спонтанно, уверенно, за один прием, прекрасным художником. Вероятно, художник набросал черты Ксении, пока она сидела. Портрет предельно индивидуален, это не фантазия, не обобщение. Глаза художника явно видели того, кого он изобразил. Благодаря этой удивительной находке сегодня мы имеем подлинное изображение первой святой покровительницы Санкт-Петербурга, ныне известной и почитаемой во всем христианском мире.
Своим подвигом юродства ради Христа, добровольного безумия блаженная Ксения напоминала жителям города, могущественной европейской столицы, о бренности земного существования, о смерти, грядущем Суде Божием, духовных добродетелях, о любви ко Христу, заботе о ближнем.
Записала Полина Митрофанова
Благая часть. 2 апреля
Воскресные беседы. 100 лет изъятию церковных ценностей
События недели. 2 апреля 2023
Церковь и общество. Беседа с хормейстером, дирижёром, и педагогом Ильёй Ильичём Вашеруком
Православный словарь. Риза
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!