Воскресные беседы. Иоанн Кронштадтский

8 января 2023 г.

– 2 января – день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского. Мы вновь обращаемся к жизни и подвигам этого великого святого, потому что отец Иоанн – это огромное явление в духовной и общественной жизни на рубеже XIX и XX веков. На первый взгляд биография у него предельно простая и даже скудная. Иоанн Ильич Сергиев родился далеко на севере, в скромном селе, расположенном при слиянии рек Сура и Пинега, в 1829 году. Он был коренным помором, несколько поколений его предков служили Церкви в окрестных селах.

Как и положено подростку из духовного сословия, Иван окончил духовное училище, семинарию в Архангельске. В 1851 году был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию. Окончив академию, он навсегда остался в столице. В 1855 году женился, впрочем, номинально. По соглашению с супругой Елизаветой Несвицкой оба они сохраняли девство и прожили как брат с сестрой всю жизнь.

В том же году он был рукоположен в священника в Свято-Андреевском соборе города Кронштадта, где ранее служил ключарем его тесть, протоиерей Константин. В Андреевском соборе отец Иоанн священствовал всю свою жизнь, в общей сложности более 50 лет. Умер в 1908 году. Похоронили праведника в крипте основанного им столичного женского монастыря в честь преподобного Иоанна Рыльского на Петроградской стороне, на реке Карповке. Вот, собственно, и вся биография.

Но за скупыми ее строками сокрыта чрезвычайно насыщенная событиями жизнь великого христианского святого. Если сказать о ней кратко, то, наверное, можно выразиться так: на примере отца Иоанна Господь показал, сколько может сделать с Божией помощью один-единственный священник, если только он отдает все свои человеческие силы исполнению пастырского долга.

На рубеже веков об Иоанне Кронштадтском знали в каждом городе и селе. На Сахалине и в киргизских аулах можно было увидеть его портрет. Он заслужил себе славу великого чудотворца.

Примечательно, что настоятелем Андреевского собора батюшка стал только в 1894 году, через 30 лет после посвящения в сан, а до этого времени был рядовым священником, хотя всеобщая известность пришла к нему в середине 70-х годов. Отцу Иоанну тогда было чуть более 40 лет. 20 лет он уже в священном сане. Как-то к нему приходит некая благочестивая женщина, Прасковья Ивановна Коврыгина, и убеждает отца Иоанна непременно помолиться о полном выздоровлении одного тяжко болящего человека. После некоторых колебаний отец Иоанн принимает ее совет, и начинают происходить удивительные события. После молитвы кронштадтского пастыря люди в самом деле выздоравливают.

Меняется и сам характер его молитвы. Во время богослужений он теперь вычитывает положенные тексты молитв не ровным, бесстрастным голосом, как это повсеместно было принято, а вдохновенно беседует с Богом, то возвышая, то понижая голос, иногда даже кричит, словно настойчиво требует от Бога исполнения просимого. И чудеса исцелений вновь и вновь происходят.

Петербургские газеты начинают регулярно печатать благодарственные письма, заявления некогда безнадежно больных людей, которые сначала подробно описывают свои диагнозы, потом рассказывают об их обращении к отцу Иоанну и далее свидетельствуют о своем полном выздоровлении по его молитвам. Таких писем приходят десятки. Игнорировать все эти случаи уже невозможно, среди верующего народа быстро распространяется слух: в Кронштадте появился настоящий чудотворец.

Понятно, что неверующие, враждебно настроенные по отношению к Церкви люди, всеми силами пытались подыскивать рациональные объяснения происходящему. Но православный народ во множестве устремился в Кронштадт. На Божественную литургию, которую праведник совершал практически ежедневно, стали собираться по 5–8 тысяч человек. Опыт отца Иоанна был настолько необычен, что первоначально вызывал настороженность даже у авторитетных церковных деятелей того времени.

Могущественный обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев выговаривал праведнику: «Говорят, что Вы чудеса творите? Смотрите, как бы Вы плохо не кончили». Отец Иоанн с присущей ему простотой и искренностью отвечал: «Подождите и увидите, какой будет конец».

Святитель Феофан Затворник в письме предупреждал отца Иоанна об опасностях и искушениях. Но он же сам свидетельствовал о том, что отец Иоанн воистину муж Божий. В своем дневнике отец Иоанн признавался, что за 30 лет служения под руководством митрополита Санкт-Петербургского Исидора архипастырь ни разу не встретил его по-отечески добрым словом или взглядом, а всегда со строгостью и суровостью. Впрочем, несмотря на суровость, митрополит Исидор выписывал праведнику все положенные иерархические награды и назначил его настоятелем Андреевского собора.

Отец Иоанн, конечно, был священником совершенно особых дарований. Современным священникам, наверное, не следует бездумно копировать его поведение, подражать его жестам, его голосу. Не следует перенимать некоторые новации, введенные в приходскую практику кронштадтским пастырем; например, чин общей исповеди. Только он один, в силу его духовных дарований, мог создать в соборе такую атмосферу, когда становилось возможным, чтобы тысячи людей исповедовались одновременно. Подражать такой практике не нужно, не нужно «кронштадтить», как говаривал в Петербурге один мой знакомый и уважаемый священник.

Но вот чему следует учиться у великого праведника – это искренности религиозной веры и преданности Матери Церкви. А еще следует изучать и применять его опыт социально-благотворительной деятельности. Кронштадт в середине XIX века был грязным, неблагополучным городом. Сюда ссылали пьяниц, нищих, бродяг. Процветало попрошайничество и воровство, ходить ночью по улицам было опасно. В Кронштадте селились и чернорабочие, обслуживающие морские суда, причем они были заняты только в сезон навигации, а зимой тоже слонялись без дела и также пьянствовали. И вот к таким людям смело шел отец Иоанн. Беспрерывно совершал молебны в жалких лачугах бедняков, раздавал свое жалованье, одежду, продукты. Очень скоро пастырь понял, что основные беды нищего населения происходят от одной причины – безделья.

В 1872 году в газете «Кронштадтский вестник» отец Иоанн опубликовал воззвание к обеспеченным людям, призвав их решить проблемы нищих. И предложил идею устройства так называемого Дома трудолюбия. Христианская милостыня нужна, но она не решит проблемы нищеты. Нужно было занять делом бесцельно скитающихся людей. В Доме трудолюбия организовали несколько мастерских. Здесь изготавливали одежду, вышивали, выполняли иную несложную работу за небольшую плату. Работой старались охватить все категории социальных низов. От детей-сирот, инвалидов и стариков до физически здоровых мужчин.

В систему созданных отцом Иоанном учреждений социального призрения входили также: богадельня для бедных женщин, ночлежный дом, убежище для призрения сирот, приют для малолетних беспризорников.

Авторитет пастыря помог вывести всю эту работу на высокий уровень, обеспечить материальную сторону. Батюшка всю жизнь прожил в казенной церковной квартире, сегодня здесь создан музей, святая квартирка, как ее называют в Кронштадте. Но при этом на его средства построены десятки храмов и монастырей, оказана помощь неисчислимому количеству людей.

Благотворил отец Иоанн и жителям града Верного после разрушительного землетрясения 1887 года.

Сегодня о жизни и деятельности отца Иоанна Кронштадтского написано много научных работ, популярных статей. Образ этого великого пастыря со временем раскрывается перед нами все глубже и светит все ярче.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 21 апреля: 06:15
  • Воскресенье, 21 апреля: 15:15
  • Воскресенье, 28 апреля: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать