Воскресные беседы. Глинские старцы

21 сентября 2025 г.

В студии епископ Каскеленский Геннадий.

22 сентября в Русской Православной Церкви отмечается память преподобных старцев Глинской пустыни. В начале XVI века на территории нынешней Сумской области Украины, в глухом лесу, принадлежавшем роду князей Глинских, местные собиратели дикого меда обнаружили на сосне икону Рождества Пресвятой Богородицы. Это событие послужило поводом для основания монастыря, будущей знаменитой Глинской пустыни.

Благосостояние обители резко выросло в начале XVIII века, когда ее земли находились во владении богатейшего человека империи и щедрого благотворителя Александра Даниловича Меншикова. В XIX веке наступил расцвет духовной жизни монастыря. Он связан с деятельностью настоятеля архимандрита Филарета (Данилевского), управлявшего Глинской пустынью четверть века. В нем сочетались высокая духовная жизнь и административный талант. 

Особые духовные и таинственные отношения связывали отца Филарета с его современником преподобным Серафимом Саровским. Братья пустыни свидетельствовали, как 2 января 1833 года отец Филарет вышел на крыльцо своей настоятельской кельи, долго смотрел куда-то на восток и наконец сказал келейнику: «Вот как отходят души праведных. Ныне в Сарове почил отец Серафим». Вскоре это событие подтвердилось.

В Глинской пустыни получили воспитание иноки, которые принесли монашескую традицию на земли современного Казахстана. В первую обитель новой Туркестанской епархии, Святороицкий монастырь на Иссыкуле, в конце XIX века прибыли монахи именно из Глинской пустыни – Серафим, Феогност, Ираклий, Пахомий и Анатолий. В 1921 году Серафим и Феогност примут мученическую смерть в скиту в горах Алатау, и ныне они почитаются как небесные покровители города Алматы.

Но особыми заслугами отличились старцы Глинской пустыни в XX веке. Судьба монастыря сложилась необычно. Он был закрыт в 1922 году, но в 1942 году, в условиях немецкой оккупации, был возрожден и просуществовал до 1961 года. В эти почти 20 лет там несли свою службу выдающиеся подвижники, которые первоначально пришли в обитель еще до революции, потом вынуждены были ее оставить. И снова вернулись. Они были связующим звеном между различными поколениями христиан. Им выпало сохранять подлинный дух православного монашества в условиях безбожной Советской России.

Последний из святых старцев Глинской пустыни схимитрополит Серафим умер в 1985 году в Грузии.

Следует назвать еще три имени схиархимандритов: Серафим (Романцов), Серафим (Амелин) и Андроник (Лукаш). Все трое были пострижениками старой Глинской пустыни, причем отец Серафим (Амелин) принял иночество еще в XIX веке. Долгое время лишенные храма и богослужений, привычного уклада жизни, находясь в тюремных заключениях, трудясь на горьких лагерных работах, они сохранили веру, преданность Богу, монашеское устроение духа, любовь к монастырю.

С 1942 по 1961 год Серафим (Амелин) исполнял обязанности настоятеля Глинской пустыни, а Серафим (Романцов) – старшего духовника. Удаленная от столиц, крупных городов пустынь, по свидетельству современников, была в те годы настоящим раем на земле. Замечательные, очень живые, яркие воспоминания о Глинской пустыни оставил ее насельник, в будущем известный церковный писатель архимандрит Иоанн (Маслов). Вот что он рассказывает об отце Андронике, которому было почти 70 лет: «Старец никогда не сидит сложа руки. Когда нужно организовать работы, раздается его призыв: «все на огород»; или: «все в поле И первый бежит туда трусцой с лопатой, вилами или тяпкой».

А вот еще одно свидетельство духовной писательницы монахини Варвары (Пыльневой): «Удивительное впечатление осталось на всю жизнь от пребывания в Глинской пустыни, от сочетания молитвы и труда, собранности, сосредоточенности и свободы от всякого давления, власти авторитета». Участие, которое принимали старцы в жизни всех приходящих, исключало всякое желание чем-то выделяться, чего-то себе хотеть. Достаточно было просто вместе молиться, трудиться и радоваться. Старцы сохраняли мирный дух и передавали его всем приходящим. Это было возможно благодаря полной преданности воле Божией и постоянной молитве, которая совершалась у них в сердце.  Поколебать это блаженное состояние, смутить монахов было нельзя ничем. Когда тому же отцу Андронику говорили, что рано или поздно власти монастырь закроют, а монахов прогонят, тот отвечал предельно спокойно: «Ну что же, погонят и пойдем». Их действительно прогнали.

В 1961 году для монахов Глинской пустыни началась новая пора испытаний. Некоторые изгнанные из обителей монахи тогда вступили на путь пустынножительства, переселились в горы Кавказа, в Абхазию.

Жизнь отшельников Кавказских гор послевоенного периода особая страница в истории Русской Православной Церкви XX века. Настоящим духовным центром стали окрестности Сухуми. Сам город был перевалочным пунктом для десятков пустынножителей, монахов и монахинь, которые там приобретали продукты, инвентарь и поднимались в труднодоступные ущелья, в долины. Кельи и скиты были устроены на берегах Амткельского озера, реки Псху и в других местах. Власти не давали покоя монахам даже в горах, обращались с ними крайне жестоко. Их выслеживали с вертолетов, преследовали собаками, натравливали на них уголовников, устраивали облавы, как на диких зверей. Поймав, жестоко избивали, отправляли в тюрьму, судив по статье № 209 за тунеядство Советском Союзе существовала такая статья). Как странно поворачивается история! Кто бы сейчас об этой статье помнил, если бы в 1964 году по ней не судили гениального русского поэта Иосифа Александровича Бродского? 

Жизнь пустынножителей тех лет хорошо описана в книге монаха Меркурия (Попова) «В горах Кавказа». Сам автор прожил в лесной келье 34 года, вплоть до 1992 года.

Много лет духовным отцом и руководителем всех кавказских отшельников был преподобный глинский старец Серафим (Романцов), который в 1960-х годах обосновался в Сухуми. Без его благословения в кельях не совершалось ни одного монашеского пострига. Отец Серафим сам благословлял на жительство в горах новых подвижников, которые приезжали из разных уголков страны, а некоторых отправлял обратно. Нередко он посещал пустынников сам, продираясь едва заметными тропами сквозь дикие заросли, пересекая опасные речки, проходя по нескольку десятков километров. Таким образом, благодаря колоссальному духовному авторитету, влиянию старца Серафима повсеместно в горах Абхазии в то сложное время соблюдалась монашеская дисциплина, поддерживался должный строй духовной жизни. Монахи избегали опасностей, которые подстерегают каждого, кто вступает на очень трудный путь уединенного жительства.

Схиархимандрит Серафим (Романцов) прожил 90 лет. В Глинскую он пришел в 1910, успел повоевать в Первую мировую войну, был ранен, четыре года трудился на стройке Беломорско-Балтийского канала, скитался по Средней Азии. Жил в окрестностях Алма-Аты, где работал на пасеке; служил в храмах Ташкента. О его духовничестве хорошо известно. Неизвестно только, откуда он брал силы для такой напряженной деятельности.

В Глинской пустыни день старца начинался в два часа ночи. После богослужения он занимался паломниками, потом отвечал на все приходящие к нему письма. При этом находил время переписывать отрывки из поучений святых отцов, которые рассылал, прикладывал к своим ответам и всегда надписывал: «давайте всем читать».

Такая же неутомимая деятельность была свойственна ему и в сухумский период.  Преподобный Серафим умер в Сухуми в первый день нового 1976 года. Вечером его посетило какое-то чудесное видение, он произнес таинственные слова: «О чем я молился всю жизнь и чего искал, то открылось сейчас в моем сердце; моя душа исполнилась благодати настолько, что не могу ее даже вместить. Теперь я буду умирать». Закрыл глаза и более уже не открывал.

В 2009 году, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, мощи преподобного Серафима (Романцова) были перенесены в возрожденную на Украине Глинскую пустынь.

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 09 ноября: 06:15
  • Воскресенье, 09 ноября: 15:15
  • Воскресенье, 16 ноября: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X