В студии епископ Каскеленский Геннадий.
В Троицком кафедральном соборе города Пскова как великая святыня хранятся мощи благоверного князя Довмонта (в крещении Тимофея), духовного покровителя этого города. Драгоценный меч князя Довмонта экспонируется в Псковском музее-заповеднике. 2 июня – день памяти благоверного князя, в этот день в 1299 году окончилась его земная жизнь.
Довмонт Псковский – один из наиболее известных русских князей XIII века. Известия о его жизни сохранились в псковских, новгородских, литовских, московских летописях, а также в хрониках Ливонского ордена крестоносцев. Он не был русским по рождению. Его родина – Литовское государство, занимавшее тогда земли современной Литвы, часть Беларуси. На языке древней Литвы его имя звучит как Даумантас.
Родители Даумантаса, по всей видимости, не были христианами, исповедовали язычество. Православное имя Тимофей князь получил в крещении уже в зрелом возрасте, переселившись из Литвы во Псков.
Даумантас родился около 1227 года и находился в родстве с основателем Великого княжества Литовского королем Миндовгом, они с монархом были женаты на родных сестрах. Даумантас был активно вовлечен в политическую борьбу, потерпел неудачу, и ему пришлось покинуть родину.
Новгородская летопись сообщает, что в конце 1264 года во Псков прибыло 300 литовских семей, и крестил их князь Святослав с псковскими попами. Среди крещеных был и князь Довмонт.
В то время главным врагом православного Пскова был немецкий военный духовно-рыцарский Тевтонский орден. И его подразделение – Ливонский орден. Немало беспокойства псковичам доставляли и набеги литовцев. И едва прибыв во Псков, Довмонт встал на защиту города. Уже в 1266 году мы видим Довмонта (Тимофея) во главе псковского войска в походе против литовского князя Герденя, руководившего одной из литовских провинций. С этого момента и до самой смерти, в общей сложности 33 года, Довмонт будет княжить во Пскове. В истории своенравного, свободолюбивого Пскова случай беспрецедентный.
Мы помним, что в Пскове, как и в Великом Новгороде, была принята республиканская форма правления. Народное вече приглашало князя вместе с дружиной как военачальника, как правило, на период военных действий, но война заканчивалась, и князя могли выпроводить со словами: «Ступай туда, где тебе любо». Тут же могли пригласить другого. А в случае с Довмонтом мы видим удивительный пример: проходили годы и десятилетия, менялась внешнеполитическая ситуация, новое поколение приходило на смену старому, но в Пскове авторитет Довмонта (Тимофея) оставался непоколебимым. Никого и никогда псковичи так не любили, как этого замечательного князя.
Чем же он заслужил такую любовь? Во-первых, псковичи высоко ценили свойственный князю талант военачальника. А во-вторых, все были уверены в искренности и жертвенности его служения городу, ставшему второй его родиной. Он не пользовался властью для своего обогащения, но сам отдавал себя на служение. Скупой на похвалы летописец говорит о Довмонте так: «Боголюбив, приветлив, страннолюбец, по образу Божию кроток и смиренен». Наряду со святым Александром Невским (а Довмонт стал во Пскове, по сути, его преемником, Невский умер как раз в 1263 году) этот князь явил идеал православного руководителя. Довмонт стал князем-легендой. Знаменательно, что и женился он на внучке Александра Невского, Марии Дмитриевне.
Непобедимый защитник православной веры, доблестный воин, достоинство которого отмечали враги – немецкие крестоносцы, неутомимый строитель православных храмов, бескорыстный и справедливый судья, бессребреник, не наживший никакого материального богатства, не основавший собственной княжеской династии – таким он предстает в свидетельствах современников. Среди военных побед Довмонта историки отмечают прежде всего Раковорскую битву 1268 года, одно из крупных сражений XIII века.
Великий Новгород и Псков были два купеческих города, которые жили благодаря торговле с европейскими странами. Но отправиться в путь в те годы было опасным предприятием. И вот участились нападения на торговые суда в Финском заливе. Новгородцев и псковичей постоянно грабили в Ревеле (сегодня это столица Эстонии – Таллин). Новгородское вече бурлило, народ требовал защитить купцов, навести на торговом пути порядок. Довмонт стал готовить военный поход, к предприятию удалось привлечь немало союзников. Кроме новгородцев, прибыли полки из Владимира, Суздаля, Переславля. Наконец в январе 1268 года войско выступило в поход. 18 февраля около речки Кеголы состоялась битва с крестоносцами. Полк немецкий стоял словно лес, ибо собралась там вся земля немецкая – повествует летопись. Псковское войско Довмонта находилось на правом крыле и смело сражалось. Рыцари были разгромлены. В то время как другие русские отряды вернулись домой, Довмонт со своей дружиной и псковичами прошел эстонские земли вплоть до побережья Балтийского моря и вернулся в Псков, захватив множество трофеев.
Довмонт (Тимофей) одержит еще несколько блистательных побед над немецкими крестоносцами. Ему придется защищать Псков от войска под предводительством самого магистра Ливонского ордена Отто фон Лютенберга. Десять дней Псков будет находиться в осаде. Летопись рассказывает, что в критический момент князь Довмонт принес свой меч в собор Святой Троицы, положил его перед алтарем, произнес над ним молитву со слезами: «Господи Боже сил, мы, люди Твои, имя Твое призываем, призри свыше на кроткие и смиренные». Игумен Исидор взял меч, благословил, препоясал им князя Довмонта.
Еле дождавшись подмоги из Новгорода, со своей небольшой дружиной Довмонт неожиданно вышел из города, смело напал на ставку ливонцев, завязал сражение, нанес рану в голову самому великому магистру и отогнал рыцарей от Пскова за реку Великую.
Благодаря серии блестящих побед вскоре был установлен долгожданный мир. Между Ливонией и новгородскими землями была укреплена граница по реке Нарве, и в настоящее время там проходит граница между Россией и Эстонией. Главное достижение Довмонта – это почти тридцатилетнее установившееся затишье на границе.
Сын Довмонта Псковского, правнук Александра Невского – Давид Довмонтович – также стал полководцем (но в Литовском государстве) и ближайшим соратником великого князя Гедимина. Он тоже одержит несколько важных побед над немцами.
Велики заслуги Довмонта (Тимофея) в строительстве храмов. В Пскове он построил мощную крепость, которая примыкала к главной городской стене, так называемый Довмонтов город, возвел в нем несколько каменных храмов.
Псков, как мы знаем, город приграничный, и за свою историю он пережил полторы сотни войн, десятки осад. Но как раз благодаря укреплениям Довмонта был захвачен только один раз, в 1240 году.
Довмонт много раз оставался невредимым на поле брани, а умер в период страшной эпидемии чумы. Болезнь не пощадила благоверного князя, находившегося, впрочем, уже в преклонном возрасте. Множество людей оплакивали его и с похвалами и духовными песнями положили в соборе Святой Троицы.
Как это часто бывает, Господь благословил князю, который так заботился о своем народе при жизни, продолжить свое служение, защиту и покровительство людям и после смерти. История содержит рассказы о необъяснимых, таинственных случаях этого покровительства. В 1480 году ливонский магистр в очередной раз подступил к Пскову с многотысячным войском. Благоверный князь Довмонт в видении предстал перед одним из псковичей и сказал ему: «Возьми одеяние гроба моего и с крестами обойдите три раза около города. Молитесь и не бойтесь». Воля святого князя была выполнена, пытавшиеся поджечь город немцы были опрокинуты в воду смелыми отрядами защитников Пскова.
Летописи отметили несколько чудесных явлений Довмонта в период знаменитой полугодовой осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория в XVI веке.
Но самым ярким и удивительным свидетельством святости Довмонта стал рассказ казака Гавриила Фролова о событиях конца XVII века, случившихся за много тысяч километров от Пскова. В крепости Албазин на реке Амур отряд казаков под командованием Фролова проводил разведку в долине реки Зея. Однажды в горах казаки увидели двух всадников, вооруженных луками и мечами, на белых конях. Одним из всадников был явившийся святой Довмонт, который предсказал будущие сражения с китайцами за Албазин, обещал свою помощь и предрек, что город китайцам не достанется. Записанное в 1689 году пророчество сбылось только в XIX веке. Город несколько раз переходил из рук в руки, но действительно в итоге Китаю не достался.
Пример жизни Довмонта Псковского дает нам идеал, каким самоотверженным, бескорыстным патриотом должен быть любой руководитель, облеченной высокой властью.
У книжной полки. Житие преподобного Серафима Саровского
У книжной полки. Всенощное бдение. Литургия
У книжной полки. Босоногий ангел. Рассказы для детей об архимандрите Павле Груздеве
У книжной полки. Священник Георгий Максимов. Как узнать волю Божию? Православный комментарий на Книгу Притч
У книжной полки. Зачем? Разговор с сомневающимися
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!