Воскресные беседы с епископом Каскеленским Геннадием. Духовная литература

11 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

– Сегодня четвертое воскресенье Великого поста, Церковь прославляет святого подвижника VI века, выдающегося церковного писателя, аскета, настоятеля монастыря на горе Синай преподобного Иоанна Лествичника. На проповедях вспоминают его замечательную книгу «Лествица» (то есть лестница в рай), зачитывают из нее главы. Она шедевр средневековой литературы, сокровищница христианской мысли, бесценное наставление для монахов, руководство по духовной жизни для бесчисленных поколений христиан. 

Преподобный Иоанн шестьдесят лет был монахом в пустынных монастырях Синайского полуострова. Окружающие знали, что он имел дар слова, говорил ярко, образно, афористично, но долгое время его талант оставался под спудом. Наконец, уже на закате жизни, по просьбе братии святой написал свое замечательное произведение. 

Главная цель «Лествицы» – подвигнуть христианина на путь духовной жизни. «Из всех созданных… Богом… разумных… существ, одни суть други Его, другие истинные рабы, иные рабы непотребные, иные совсем чужды Его, а другие… хотя и немощны, однако противятся Ему», – начинает преподобный Иоанн свое произведение. Действительно, все люди без исключения свободны и самовластны и могут выбирать как стезю послушания своему Творцу и Богу, так и путь сопротивления. «Христианин, – пишет Иоанн, – есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу». Высшее служение христианина – монашество. «Монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных». «Монах есть тот, у кого тело очищенное, чистые уста и ум просвещенный». Книга эта – наставление тому, кто пожелал очистить ум, душу и тело. Конечно, прежде всего она адресована монахам, но и мирянам тоже. В Великий пост каждый христианин призван в определенном смысле стать монахом, а значит, это руководство полезно прочитать каждому. 

Иоанн Лествичник не первый и далеко не последний аскетический писатель, обучающий человека очищению от греховных помыслов и страстей. Сохранились труды подвижников, которые жили значительно раньше Иоанна. Например, поучения великих египетских пустынников Антония и Макария. Младшим современником Иоанна был сирийский подвижник преподобный Исаак. В историю христианской мысли он вошел с именем Исаак Сирин. Но Иоанн писал ярче всех. «Лествица» имеет чрезвычайные литературные достоинства. Свое выдающееся дарование писать красиво и увлекательно Иоанн направляет на изображение печального состояния души, страдающей от греховных страстей, и побуждение ее к поиску очищения и просветления в Боге. 

В повседневной жизни все мы далеки от Бога. Все, что имеем, – это сластолюбивый нрав, бесчувственное сердце, не умеющее воспринимать благодать Божию. Что же делать, чтобы исправиться? Нужно отречься от мира. Это не значит спрятаться за монастырскими стенами. В христианской литературе понятие «мир» собирательное. Отпадший от Бога мир лежит во зле, по апостолу Иоанну. Мир, в котором царствует «… похоть плоти, похоть очей и гордость житейская…»; так пишет апостол Иаков. Вот от всех этих греховных помыслов и дел следует удаляться. 

Иоанн самым подробным образом, обнаруживая глубокое знание человеческой психологии, описывает борьбу со страстями чревоугодия, блуда, стяжательства, сребролюбия, гнева, гордости, тщеславия. Иоанн учит покаянию, постоянной молитве, посту. 

В Православной Церкви существует ясная и очевидная преемственность принципов духовной жизни. Важен опыт не только древних подвижников, но и аскетических писателей недавнего прошлого, которые сумели впитать опыт преподобных Иоанна Лествичника, Исаака Сирина и других отцов. 

Среди российских писателей следует выделить двух иерархов XIX столетия – епископов Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника. У них похожие судьбы: сначала административное служение на архиерейской кафедре, потом – жизнь практически в полном затворе в дальнем монастыре, у первого Костромской, у второго – Тамбовской губернии. Их произведения также полезно читать в период Великого поста. 

В 1880-х годах вышли в свет письма Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», они выдержали уже много переизданий. В них, как и в «Лествице», рассказывается о путях очищения души. Ценно то, что сборник составлен из писем, адресованных не монахам или священникам, а простым мирянам. 

Некой светской даме Феофан объясняет ее душевное состояние, пользуясь сравнением Макария Великого. Человек подобен пшенице, которую непрерывно встряхивают в решете: колеблется от непрестанных помыслов, боязни, смущения, желаний удовольствий. Развивая эту мысль, Феофан пишет, что человеку в естественном состоянии свойственна постоянная неудовлетворенность, отчего происходит навык ко лжи, актерству для сокрытия своих страстных, неблаговидных желаний, и отсутствие искреннего общения: от человека веет холодом, он замкнут в себе, погружен в эгоистические размышления и потерял способность дарить свет и тепло. 

Бог, как и люди, требует простоты общения. К Нему следует обращаться доверительно и просто. «Возлюбим Господа, – говорит Иоанн Лествичник, – хотя так, как любим и почитаем друзей: ибо я много раз видел людей, прогневавших Бога и нисколько о том не заботившихся, но те же самые, какой-нибудь малостию огорчив своих друзей, употребляли все искусство… всячески изъявляли им свою скорбь и раскаяние… чтобы только возвратить прежнюю их любовь». 

Важнейшим средством к исправлению жизни является исповедь. Иоанн посвящает этому церковному таинству немало строк: «Во время исповеди будь… как осужденный преступник…», не извиняй своих грехов различными обстоятельствами, но говори, что только ты виноват в них, не стесняйся исповедоваться. Стыд на исповеди ложный, «… без самопосрамления невозможно избавиться от вечного стыда». Всякий, искренне кающийся перед священником и получающий разрешение грехов, освобождается от них, приемлет дар благодати Божией и далее призван хранить и умножать его чистой жизнью. 

Воссоединение с Богом не во власти человека, только Сам Господь может совершить это дело. Но при совершении его, по святителю Феофану, «… все прочее пойдет уже само собой». «Тотчас возьмет силу дух, подчинит себе душу и тело, упорядочит потребности и желания и выгонит страсти». Так постепенно в духовной работе и происходит возрастание, восход человека по лестнице добродетелей от наполненной грехом и страстями земли к небесному райскому блаженству. 

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 16 мая: 06:15
  • Воскресенье, 16 мая: 15:15
  • Воскресенье, 23 мая: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​