Воскресные беседы. 100 лет изъятию церковных ценностей

2 апреля 2023 г.

– Весной 2022 года мы отмечали столетие памятных трагических событий истории Русской Церкви. 15 марта 1922 года в городе Шуе Иваново-Вознесенской губернии состоялся массовый расстрел прихожан местного собора, протестующих против насильственного изъятия церковных ценностей. А 19 марта глава Советского государства Ленин направил знаменитое письмо членам Политбюро, которое надолго определило отношение новой власти к Православной Церкви. Основная идея письма – использовать разразившийся в стране голод как повод к решительной и беспощадной борьбе с Православной Церковью. «Чем большее число представителей реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять – тем лучше», писал Ленин.

Через два месяца Ленина разобьет инсульт, и он практически отойдет от дел, но его верные соратники еще два десятилетия будут продолжать политику полного уничтожения Церкви.

Дело, конечно, не в личностях. Идеология коммунизма в классическом варианте не оставляет на земле места для религии.

Что же происходило в ту страшную, мрачную весну? Лето 1921 года было ознаменовано страшным голодом, главной причиной которого стали коммунистические эксперименты в деревне. Советская власть отменила рыночные отношения в сельском хозяйстве, ввела так называемую продразверстку, свободная торговля хлебом объявлялась государственным преступлением. Хлеб у крестьян изымали, оставляя небольшую часть для личного потребления и посевной. А в ответ на это ограбление крестьяне просто стали гораздо меньше сеять. Погодные условия усугубили положение, и в 1921–1922 годах страшный голод охватил Поволжье, Украину, Северный Кавказ. По самым скромным оценкам, от голода умерло пять миллионов человек.

Конечно же, Церковь немедленно проявила инициативу по оказанию всесторонней помощи голодающим. Патриарх Тихон обратился ко всему христианскому миру, который тут же и откликнулся. Сбор денег прошел во многих странах. Иерархи различных христианских конфессий откликнулись на призыв Предстоятеля Русской Церкви и помогли России. Одновременно с этим был создан Церковный комитет помощи голодающим.  По инициативе Церкви и под контролем духовенства проходил сбор средств, передача церковного имущества для борьбы с голодом. Однако такое развитие событий категорически не устраивало большевистскую власть. Она немедленно приняла ряд мер с расчетом превратить борьбу с голодом – в борьбу с Церковью. В августе 1921 года Церковный комитет был распущен, в феврале 1922 года власти постановили насильственно изымать из храмов все ценности, не обращая внимания на их назначение.

Процесс передачи ценностей шел своим чередом. Иерархи, священнослужители добровольно отдавали драгоценные оклады, украшения со всенародно почитаемых чудотворных икон, различную церковную утварь. Но острая дискуссия разгорелась по поводу серебряных богослужебных Евхаристических Чаш, то есть сосудов, которые используются для причащения верующих величайшей святыней – Телом и Кровью Господа Иисуса Христа.

Действительно, с точки зрения канонических правил использовать не по назначению и тем более переплавлять, уничтожать Евхаристические сосуды совершенно недопустимо, это святотатство. Патриарх Тихон, благословивший щедро жертвовать в помощь страдающим людям церковные украшения, высказался против передачи богослужебных Чаш. Большевистская пропаганда немедленно отреагировала. Церковников во главе с патриархом тут же объявили врагами народа.

В отдельных епархиях иерархи и священники решились на невозможное – даже Евхаристические Чаши стали отдавать в переплавку, но спасти ситуацию было просто невозможно. Волна террора захлестнула Церковь.

Абсурдность ситуации была очевидна всем здравомыслящим людям. Было ясно, что церковное серебро не поможет немедленно победить голод. Отвезти его в Москву, переплавить, продать, закупить за границей хлеб, распределить его – все это должно было занять много месяцев, а к тому времени уже должен появиться новый урожай. Но власти руководствовались соображениями совсем другого характера.

30 марта Политбюро по предложению Троцкого приняло план самого полного разгрома Церкви. В соответствии с ним предполагалось арестовать патриарха, Синод, развернуть в печати антицерковный бешеный тон, а также приступить к массовому изъятию ценностей по всем храмам. На жестоких мерах против Церкви настаивал и Дзержинский.

План был реализован почти полностью. Правда, не удалось окончательно расправиться с патриархом, он проживет еще три года, но расстрелы, суды над священниками, прихожанами войдут в повседневную практику. Историки подсчитали: всего в процессе кампании власть применила оружие против верующих 1 414 раз.

Террор начался с города Шуи, недалеко от нынешнего областного центра Иваново. Здесь арестовали настоятеля собора, протоиерея Павла Светозарова, требовали от него признать наличие контрреволюционного заговора. Доказать ничего, конечно, не удалось, но, в соответствии с ленинской директивой, в мае его расстреляли. Вместе с ним были расстреляны священник Иоанн Рождественский, мирянин Петр Языков. Даже простое словесное возмущение и ропот квалифицировались как сопротивление изъятию ценностей.

Вот материалы допроса иеромонаха Макария (Телегина). Отец Макарий – личность небезынтересная, священник жил как подвижник, подолгу молился в затворе, был удостоен особых откровений от Бога.

Вопрос: «Ваши убеждения?» Ответ: «Я по убеждениям монархист». – «Как же Вы монархист, когда монарха нет? Ведь апостол Павел говорит: повинуйтесь существующей власти». – «Я и повинуюсь. Живу тихо, власти не касаюсь».

Вопрос: «Вы оскорбили комиссию?» Ответ: «Да, я назвал членов ее грабителями и насильниками». Какое удивительное мужество! Уже в те годы оно встречалось достаточно редко. Макария, конечно, расстреляли; и с ним еще четырех человек. «Жду не дождусь встречи с Господом моим Христом», – сказал перед смертью отец Макарий.

10 июня в Петрограде открылся знаменитый процесс против 86 человек, среди которых был митрополит Петроградский Вениамин. Тысячи горожан толпились возле здания бывшего дворянского собрания, ожидая, когда сюда на судилище приведут их любимого архипастыря. Едва показалась конная стража, собравшиеся люди опустились на колени и запели: «Спаси, Господи, люди Твоя». В последнем слове митрополит Вениамин произнес: «Я ни в чем не виноват перед теми рабочими, которые вас, судьи, послали судить меня. Я живу только интересами Церкви и народа и во всем выполняю веления Господа. И что бы со мной ни случилось – я скажу: слава Богу!» В августе 1922 года Вениамина, митрополита Петроградского, расстреляли.

Первоначально Ленин предполагал, что ценностей у Церкви будет изъято на сотни миллионов золотых рублей. На самом деле общая сумма изъятого составила около семи с половиной миллионов. На голодающих пошла лишь ничтожная часть награбленного, в то время как основная часть ценностей просто была направлена в казну.

Изъятое у Церкви переплавляли и реализовывали еще несколько лет. На перепродаже ценностей нажились друзья Ленина, предприимчивые братья Хаммеры. Эти, по сути, мародеры наладили реализацию церковных облачений западным швейным предприятиям. Из священнических риз и облачений для американских и европейских обывателей изготовляли туфли, сумочки. Богослужебные книги продавались на вес, за сущие копейки.

Репрессии большевиков против Церкви в 1922 году стали одним из этапов уничтожения святого православия. Но они позволили проявить свои лучшие качества верности Христу многим и многим нашим мученикам, ныне причисленным к лику святых.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 23 июня: 06:15
  • Воскресенье, 23 июня: 15:15
  • Воскресенье, 30 июня: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать