Вопросы веры (Пенза). Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим отвечает на вопросы

22 сентября 2022 г.

– Бывают такие совпадения в жизни, что сразу несколько значимых событий приходятся на какое-то одно число или месяц. Конечно, каждый волен сам решать, придавать этому значение или нет. Но для нас такое совпадение дат в жизни митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима послужило поводом для интервью. Дело в том, что в сентябре, двадцать пять лет назад, владыка стал священником, десять лет назад – епископом, и в конце месяца у нашего архипастыря день рождения.

Поэтому, владыка, рады Вас приветствовать в нашей студии и поздравить с этими замечательными датами.

– Спасибо.

– Скажите, для Вас из этих трех дат все-таки какая лично наиболее значимая?

– Очень сложно ответить, что более значимо. Принятие сана священника очень значимо, потому что это кардинально перевернуло всю мою жизнь. Не в том плане, что я не готовился к этому или этого не хотел (наоборот, очень хотел), но в любом случае это привело к глобальным серьезным изменениям. Двадцать пять лет священства – это очень значимая дата.

С другой стороны, в Церкви служение епископа всегда считается высшим служением. Десять лет такого служения – это тоже уже определенная веха, для себя можно сделать какие-то выводы, поставить новые цели. Поэтому не могу выделить что-то определенное. Наверное, все это объединено под единым символом служения Богу, людям, Церкви.

– Вы рано приняли священный сан (в неполных двадцать лет). Безусловно, еще раньше решили для себя, что свяжете жизнь со служением Церкви. Скажите, а были мечты о каких-то других профессиях?

– Наверное, до четырнадцатилетнего возраста. Какие-то первые мечты, как всегда бывает у детей, слишком возвышенные – быть космонавтом и прочее. После десяти лет я мечтал быть учителем или что-то создавать, проектировать. Но как только началось мое воцерковление, я познакомился с Церковью, ее жизнью, монастырями, после 14 лет у меня уже никаких желаний не появлялось и даже не было сомнений в том, кем я должен быть. Было единственное стремление и желание стать служителем Церкви.

– А как родители отнеслись к тому, что Вы стали священником, затем и монахом?

– Я не могу сказать, что это было доброжелательное отношение. Хотя в 90-е годы началось активное развитие церковной жизни, но люди все равно к этому были не очень готовы. Порой я слышал: можно ходить в церковь, но необязательно быть священником, можно быть верующим человеком, но необязательно становиться монахом. Поэтому не могу сказать, что родители этому сильно противились, но и такой поддержки, чтобы говорили: «Да, занимайся именно этим», тоже не было.

Родители – люди светские. Они к Церкви относились как большинство наших граждан: с одной стороны, не отрицая Бога, с другой стороны, не очень сильно участвуя в ее жизни. И порой для них было непонятно, как вообще может существовать человек, если он священнослужитель. Самым большим препятствием для мамы было, конечно, принятие мною монашества, потому что я единственный ребенок в семье. У нее были чаяния о том, чтобы были внуки, семья. Это для нее была маленькая скорбь, внутренняя трагедия. Поэтому для меня это тоже был непростой выбор, который был связан прежде всего с тем, чтобы объяснить его своим близким (как, зачем и почему я это сделал).

Причем вспоминаю, что какие-то мои дальние родственники даже до конца не понимали, что, приняв сан священника, я уже не могу вступать в брак. И некоторые, зная мой юный возраст, еще надеялись, что после этого я еще создам свою семью и все будет как у всех. Поэтому не было какого-то яростного противления этому, но и стопроцентного понимания тоже не было. Все пришло со временем, с переоценкой родителями своих личных ценностей и взгляда на мою новую жизнь. 

– Вы рассказывали, как однажды Ваша мама привезла из командировки Евангелие, Вы впервые познакомились с ним. Скажите, что Вас тогда в нем поразило? Может быть, эпизод, сюжет, какая-то притча?

– Тогда мне было лет десять-одиннадцать. Я даже не помню, что я читал. Могу точно заверить в том, что это чтение было не очень осознанным. Я не все понимал, что читал. Поскольку это совпало с периодом взросления и определенными юношескими трудностями в социуме, семье, школе, то, скорее всего, чтение Евангелия было для меня как неосознанная молитва. Человеку очень важно произносить какие-то слова, а он, в общем-то, даже не понимает, что произносит. Чем-то таким было для меня тогда чтение Евангелия. В знаниях оно мне абсолютно ничего не принесло. Конечно, я понял, что Иисус родился от Девы Марии, еще какие-то места.

Какие-то евангельские и библейские сюжеты я узнал еще задолго до встречи с самой книгой. Сейчас мне очень трудно это воспроизвести, но я постараюсь объяснить. В начале 90-х годов появились различные каналы кабельного телевидения, которые были не совсем стандартными для восприятия советского человека. Я не помню, как назывался мультик на библейский сюжет. Там девочка с мальчиком путешествовали или, можно сказать, мечтали о таких сюжетах, которые читали в Библии. И они становились свидетелями того, что происходило с Авраамом и Саррой, с Иосифом Прекрасным и прочее. Поэтому первые яркие воспоминания о библейских сюжетах связаны с этим американским протестантским мультиком. Это мне много разъясняло в том, что потом я читал в Евангелии.

Я помню, что при чтении Евангелия у меня возникло очень много вопросов. Причем, как ни странно, меня очень смущало, что у Девы Марии были еще дети. Я не мог понять, как они родились: уже после Иисуса Христа или до Него? И это мой ум напрягало, потому что, с одной стороны, я понимал, что Христос родился от Девы, с другой стороны, как же Она могла быть Девой, если у Нее были дети? Для меня тогда было непонятно, что это были дети Иосифа, а не их общие дети. Но почему-то вспоминаю, как меня очень будоражило, что в Евангелии что-то недоговорено. Наверное, сумбурно, но это все то, что я могу сказать о начале своего евангельского просвещения.

– А сейчас у Вас есть любимая книга из Библии, любимый фрагмент?

– Не могу сказать, что у меня есть что-то одно любимое, что я перечитывал бы больше, чем другое. У меня с юности сохранилось к Библии благоговейное отношение, что эта книга важна во всем. И даже когда в семинарии мы изучали, что есть канонические и неканонические книги, что одни из них являются учительными книгами, другие – историческими, а третьи – пророческими, мое внутреннее понимание Священного Писания было в том, что я в каждой книге Библии усматривал и исторические аспекты, и пророческие. Поэтому я не могу выделить то, что для меня было бы более интересным.

Священное Писание для меня лично – реальная книга жизни, из которой я до сих пор (хотя читаю ее очень много) с каждым прочтением открываю что-то новое для себя.

– Есть такое известнейшее евангельское выражение, что нет пророка в своем отечестве. Ровно десять лет назад, в сентябре 2012 года, мы с Вами тоже беседовали, записывали интервью, и я вспоминал эту цитату. Потому что редко так бывает, чтобы архиерей служил на своей родной земле. По прошествии десяти лет как Вам кажется, проще или сложнее служить у себя на Родине?

– Мне очень сложно объективно ответить на этот вопрос, потому что, кроме своей Родины, я нигде не служил. Я очень благодарен Богу за то, что служу здесь. И это прежде всего связано с моими административными обязанностями. Мне здесь проще, ведь когда я стал архиереем, я знал все духовенство, духовенство знало меня. И поэтому сейчас какие-то вопросы, которые нужно решать, я решаю быстрее благодаря тому, что все знаю, погружен в эту тематику.

Я часто общаюсь со своими знакомыми епископами, и некоторым, кто поменял уже не одну кафедру в Русской Православной Церкви, всегда говорю о том, что не понимаю, как это возможно. Потому что уверен: на то, чтобы изучить людей, менталитет народа, его характер, уходят порой годы, а может быть, даже десятилетия.

Поэтому для меня, конечно, большой подарок, что я служу на своей Родине и, в общем-то, больше никогда нигде не служил. С момента рукоположения 15 лет я служил в родной епархии; и вот уже 10 лет как епископ служу тоже своей родной епархии.  Я считаю, для меня это подарок от Бога.

В день празднования Усекновения главы пророка Предтечи и крестителя Господня Иоанна митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию в Успенском соборе Пензы; 11 сентября исполнилось 25 лет с того момента, как в Успенском кафедральном соборе архиепископ Серафим Тихонов совершил священническую хиротонию будущего митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима.

Протоиерей Сергий (Лоскутов), настоятель Успенского собора г. Пензы, секретарь Пензенской епархии:

– Сегодня мы благодарим Бога, Живоначальную Троицу и Пресвятую Богородицу за то, что в течение всех этих лет Господь мудро ведет Вас, управляет своей десницею на всех путях Вашей жизни. Все в жизни человека устрояется волей Божией. И воистину чем больше человек любит Бога, тем больше все содействует ему во благо. Воистину, дорогой владыка, в течение всех этих лет паства, многие из которой помнят, как совершилось это рукоположение, всегда видела в Вас доброго пастыря, наставника, видит, с каким усердием, радушием, благолепием Вы совершаете службы и как ведете пензенскую паству к вечному спасению.

Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим:

– В этот день мне хотелось бы вспомнить своего наставника архиепископа Серафима, который, невзирая на мой предельно юный возраст, возвел меня в такое серьезное достоинство; благодаря этому в течение трех с половиной лет я был под его непосредственным руководством как священнослужитель этого собора, потом ключарь этого собора. Я благодарен Богу, что Он даровал мне такого наставника, который действительно показал мне пока еще недосягаемый пример того, как нужно служить Церкви всецело, искренне, с полной самоотдачей.

Верующие в этот день желали здравия и особо молились не только за своего архипастыря, но и об исцелении одержимых алкоголизмом и наркоманией. Такие молитвы традиционно воссылают в день Усекновения главы Иоанна Крестителя.

Священник Николай (Батищев), клирик Успенского собора г. Пензы:

– …говорил, что нужно делать каждому человеку для того, чтобы были прощены его грехи. И жестокий, гордый народ, который убивал всех пророков до Иоанна Крестителя (как мы сегодня слышали это в евангельском повествовании, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями), не тронул Иоанна, потому что боялся ослушаться его слова.

– Священнослужители совершили славление перед иконой Иоанна Предтечи. На день перенесения мощей святого князя Александра Невского пришелся десятилетний юбилей архиерейской хиротонии митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима. В Спасском кафедральном соборе Пензы он возглавил Божественную литургию.

Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим:

– Несказанно рад тому, что Господь благословил мне служить родной земле, где всех вас я знаю и вы все меня прекрасно знаете. И для меня это действительно возможность чистым сердцем и насколько достает мне сил прилагать все к тому, чтобы устроять здесь, на нашей родной пензенской земле, церковную жизнь.

За богослужением с митрополитом молились прихожане, священнослужители, ученики владыки, представители общественности. Они собрались для того, чтобы поздравить своего архипастыря со значимой датой в его жизни.

Александр Бирюков, руководитель регионального отделения ИППО:

– Я пришел с радостным чувством, потому что это значимые даты: 10 лет хиротонии, 25 лет служения. И вообще день просто прекрасный, владыка прекрасный – нашей пензенской земле очень повезло с владыкой.

– Владыке сослужили епископ Алатырский и Порецкий Федор, епископ Сердобский и Спасский Митрофан и епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин.

Епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин:

– Говоря о Вас, мы говорим о том служении, которое Господь Вам дал. Сегодня мы говорим о тех дарах, которые Господь Вам дал для того, чтобы Вы, как сеятель, сеяли слово Божие на этой прекрасной земле. Невольно мы вспоминаем сегодня евангельское чтение, где говорится о сеятеле, что он вышел сеять и бросал семена, но, к сожалению, не все семена попали в хорошую почву. И вот мы сегодня говорим о Вас как о сеятеле, и пусть Господь даст Вам силу правильно сеять, для чего нужно иметь плод любви.

В день чествования Казанской-Пензенской иконы Божией Матери, первой и главной святыни города на Суре, торжества прошли в Спасском кафедральном соборе. Под сводами храма было несколько сотен человек, которые, несмотря на будний день, пришли почтить Матерь Божию.

Как и столетие назад, теперь здесь снова пребывает чудотворная Казанская-Пензенская икона Богородицы. Три месяца назад ее перенесли из Митрофановского храма, где святыня нашла пристанище после закрытия и разрушения кафедрального собора во времена богоборчества. Всенощное бдение и литургию в главном храме Пензы возглавил почетный гость епархии митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл.

Особый день чествования Казанской-Пензенской иконы Богородицы установлен в память о событиях 1717 года. Тогда крепость Пензу осаждали бесчисленные полчища кочевников, и только по молитвам горожан перед Казанским образом, как считается, город спасся от уничтожения. В последующем пензенцы много раз прибегали к заступничеству Царицы Небесной.

Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим:

– Это наша первая и основная святыня, к которой миллионы наших сограждан за эти столетия прибегали, прося помощи, заступничества. И многие… могут с уверенностью свидетельствовать о том, что это заступничество они всегда получают, потому что Царица Небесная всегда готова откликнуться на наши с вами призывы.

Митрополит Кирилл подчеркнул, что с особым чувством приехал из Казани, города, где явился в 1579 году оригинал Казанской иконы, чтобы помолиться перед одним из древнейших с нее списков. Поразил его и воссозданный Спасский кафедральный собор.

Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл:

– Господь дает силы и возможность добрым людям воздавать славу Его святому имени, тогда, когда это желание и благословение Божие мирятся.

С возвращением Казанской иконы в Спасский собор историческая справедливость восстановлена. Святыня снова на своем законном месте, и снова к ней не прекращается поток богомольцев.

Пензу посетил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Он осмотрел воссозданный Спасский кафедральный собор и помолился на могиле своего учителя архиепископа Серафима. Приснопамятный владыка покоится в часовне за алтарем Успенского храма.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий:

– На наших глазах произошло возрождение. Конечно, начинали – все это было закрыто. А сейчас за одно поколение успели многое воссоздать.

В 80-х годах владыка Варсонофий начинал свое служение Церкви в Пензенской епархии. Он был настоятелем храмов в Пензе и Кузнецке, секретарем епархиального управления. Пензу он называет родным городом и бывает здесь регулярно, видел процесс воссоздания Спасского собора на всех этапах, а в освященном храме побывал впервые.

Архипастырь поклонился главным пензенским святыням: Казанской-Пензенской иконе Божией Матери и мощам святителя Иннокентия Пензенского, осмотрел строительство усыпальницы рядом с собором и помещение на цокольном этаже.

Ведущий Евгений Белохвостиков

Записали Елена Кузоро и Максим Заливакин

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 01 декабря: 03:30
  • Четверг, 01 декабря: 15:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать