Вопросы веры. 24 апреля 2025. Беседа с митрополитом Пензенским и Нижнеломовским Серафимом

24 апреля 2025 г.

В студии митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим.

  После одного из прошлогодних наших пасхальных интервью мне мои знакомые, наши телезрители говорили о том, что мы обсуждаем богословские проблемы, а людям хочется найти ответы на простые, бытовые вопросы. Поэтому сегодня поговорим о том, что хотят узнать люди о Пасхе и ее традициях, обсудим вопросы в основном сугубо практические. Назовем так: 10 самых популярных вопросов о Пасхе.

Не секрет, что многие бывают в храмах два раза в год: на Рождество и на Пасху, может быть, еще на Крещение зайдут за водой. На самом деле стоит ли стараться попасть на пасхальную ночную службу? Ведь по утрам в крупных храмах тоже совершаются литургии, на которых присутствует уже меньше людей, и кому-то, может быть, даже удобнее с утра прийти в храм

 Вы знаете, сложно ответить на этот вопрос. Для этого мы и служим две или три литургии в храме, чтобы у каждого человека был выбор. И нельзя сказать, что первая литургия самая важная и главная, а следующие уже второстепенные. Нет, они все имеют одно и то же значение, это одно и то же богослужение. Но приведу такой пример из детства. Часто бывает так, что родители ходят в храм на ночную службу, а детей берут на это богослужение с какого-то определенного возраста, когда они уже постарше. И для ребенка это в некотором роде определяет степень его взрослости, это как церковное совершеннолетие, к которому ребенок всегда стремится.

Ко мне, когда я был священником, обращались многие родители с вопросом, когда можно ребенка брать в храм на ночную службу, потому что дети просятся. В этом плане, безусловно, пасхальная ночь  это центр всех событий.  Этот крестный ход, первый возглас священника «Христос воскресе!» и ответ ему всем храмом «Воистину воскресе!» создают особенную, незабываемую атмосферу, которую, конечно, воспроизвести на более поздних литургиях бывает очень сложно, потому что там уже служат один священник и диакон. И в плане атмосферности служба в пасхальную ночь  это то действо, которое всегда оставляет незабываемые впечатления, особенно когда впервые посещаешь это богослужение. 

Поэтому в этом отношении, наверное, ночная пасхальная служба для христианина это уже некая традиция, особенно у нас, в наших русских храмах. Ведь у нас совершается торжественный крестный ход, именно у нас в храмах священники меняют облачения, и это тоже вызывает неподдельный интерес. Именно у нас есть такая замечательная традиция общего пения «Воскресение Христово видевше», «Христос воскресе» и многое-многое другое. Поэтому, безусловно, это все создает и приподнятое состояние у человека, и, конечно, внешнюю праздничную атмосферу. И пасхальную ночную литургию, наверное, никакие другие службы не могут заменить. 

 Есть люди, которые ходят на ночной пасхальный крестный ход. Мне кажется, тех, кто пришел только на пасхальный крестный ход, с каждым годом становится все меньше и меньше. Как Вы считаете, может быть, это первый шаг к настоящему воцерковлению? Или, наоборот, человек думает, что если он потом не идет на литургию, то в чем тогда для него духовный смысл крестного хода?

 Надеюсь, что это первый шаг к воцерковлению, но в большинстве своем, конечно, это люди, которых можно назвать просто любопытствующими. То есть люди, которые пришли посмотреть, что такое в храме и на улице происходит. Потому что сам крестный ход длится 10 минут. Но действительно в последнее время контингент людей, приходящих в храм, меняется. Я служил священником с 1997 года и прекрасно помню первые свои пасхальные богослужения в Успенском соборе города Пензы. Вот там крестный ход был очень массовым, люди заполняли не только территорию собора, но и территорию кладбища. Все шли с зажженными свечами. Но потом, ближе к концу службы, храм был заполнен уже примерно на две трети. Хотя Успенский собор по нынешним современным меркам не такой уж большой. Конечно, сейчас такого нет. Сейчас, может быть, 710% тех, кто приходит только на крестный ход. Остальные прихожане участвуют потом и в богослужении.

Я бы сказал, что даже богослужебная дисциплина сейчас на более высоком уровне. Нельзя скрывать, что в 1990 годы приходили в храм и люди выпившие... Сейчас, конечно, этого уже практически нет.

– Важный вопрос – причастие на Пасху. В дореволюционной России не было  традиции причащаться на ночной службе. Как-то все в Великий Четверг старались поговеть и причаститься. Сейчас по-другому. С одной стороны, конечно, мы понимаем, что Пасха – это праздников праздник, люди ждали ее весь Великий пост, готовились. С другой стороны, в храме столпотворение, и спокойно исповедоваться люди не могут. Как лучше поступить? Причаститься на ночной литургии, несмотря ни на что, или отложить причастие, например, на один из дней Светлой седмицы?

 Я думаю, здесь мы вообще не должны ориентироваться на дореволюционную Россию. В Синодальный период было искаженное суждение о Причастии, тогда были какие-то определенные дни и посты, в которые все причащались, а в остальное время только болящие и скорбящие. Конечно, литургия служится для того, чтобы люди причащались. Вот представьте, мы приходим в храм и слышим: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов… Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов»,  а мы не приступаем к Чаше, то есть этот призыв Божий оставляем без внимания. Хотя он обращен ко всем присутствующим. Поэтому, безусловно, человеку можно причащаться несколько раз и в Страстную седмицу, и в Светлую. Единственное, что нужно помнить: есть время для покаяния, а есть время для торжества. Конечно, нельзя на пасхальной службе приступать к какой-то генеральной исповеди, исповедоваться от детских лет. Все это нужно было сделать в Великий пост. А сейчас нужно покаяться только в тех грехах, которые тебя на данный момент тревожат, и без всякого сомнения приступить к Чаше. И это будет, наверное, самым главным событием всей пасхальной ночи. 

 Не такой практичный вопрос, но тоже многих волнующий: Туринская Плащаница. Этим полотнищем, которое уже много веков хранится в Турине, в Италии, по преданию, было обернуто тело Христово при погребении. И на нем отпечатались тело и лик Спасителя. Как к этому относиться? Сомневаться в подлинности Плащаницы ведь не значит сомневаться в воскресении Христа? 

 Однозначно.  К сожалению, у нас, особенно в Средневековье, было столько копий различных артефактов, что сейчас очень сложно что-то назвать подлинным, а что-то ложным. Все-таки Туринская плащаница хранится не в музее, а в институте, который занимается ее изучением, и, в общем-то, много трудов было издано на эту тему. Наверное, самым важным в вопросе исследования ее подлинности является то, что на ней видят отображение лика Христа Спасителя, а если на нее просто смотреть, то никакого отображения лика Спасителя не увидишь на самом деле. В общем-то могу ошибаться, поэтому прошу меня заранее извинить), это все-таки негатив, то есть как будто некая фотография, которая отобразилась на полотнище. И когда мы смотрим на само полотно, мы на нем ничего не видим. А вот когда делаем фотографию этого полотна, то там фактически отображается позитивный лик, очень похожий на лик Спасителя. И институт изучения Туринской Плащаницы сделал выводы о том, что само воскресение по его физической природе было настолько необычайным для человеческого мира событием, что фактически тело прошло как бы через полотно и какое-то яркое свечение, которое при этом было, оставило негативное отображение Спасителя на этом полотне.

Не могу сказать, я не физик, возможно ли это изображение каким-то образом воспроизвести в Средние века. Сейчас, я думаю, воспроизвести можно что угодно. Но вряд ли в Средние века это возможно было сделать, потому что тогда еще и фотографии как таковой не знали. Этот факт я привожу в качестве одного из доказательств подлинности Туринской Плащаницы. Сейчас уже различные анализы в институте проводятся, которые говорят о том, что сама льняная ткань Плащаницы действительно соответствует тем тканям, что производились в I веке по Р.Х. Травы, которые там находят в микрочастицах, именно соотносятся с тем периодом и той страной, где Христос жил и воскрес. По этим исследованиям издано уже довольно много литературы, которая переведена на русский язык, ее можно почитать.

Но однозначно хочу сказать, что как почитание Туринской Плащаницы, так и совершенно ровное или негативное к ней отношение никак не сказываются на том, что мы искренне верим в воскресение Христово

 Ну и, наверное, невозможно было бы собрать самые популярные вопросы о Пасхе и не спросить о пасхальный снеди, потому что это всегда вызывает особый интерес. Вообще обязательно ли освящать ее в храме?

 У православных христиан, особенно у русских православных христиан, есть традиция все освящать. Мы начинаем строительство дома с освящения территории, заканчиваем строительство дома – и освящаем сам дом. Мы, например, освящаем плоды урожая, собрали яблоки, мед, урожай пшеницы освящаем. Так что и пасхальная трапеза имеет тоже некий сакральный смысл. Он, безусловно, идет от иудейской традиции заклания агнца, вкушения четырех чаш вина, каких-то горьких трав. У нас что-то подобное происходит на Пасху, когда мы разговляемся. Что является ярким символом Пасхи? Крашеное яйцо. У нас есть предание о Марии Магдалине, когда яйцо стало красным на глазах императора: воскресение Христово свершилось. Собственно говоря, Мария Магдалина одна из немногих женщин, которая у нас считается равноапостольной. Теперь и мы красим яйца, печем куличи, готовим творожную пасху и потом все это приносим освящать в храм. Это тоже, как и ночная литургия, некое действо, которое сопровождает пасхальное торжество. То есть мы отстояли службу, освятили снедь, пищу и идем домой для того, чтобы начать разговение. 

Никто не говорит, что эта пища стала теперь святой и что к ней надо как-то сакрально относиться. Но это является очень доброй традицией, когда мы первую нашу трапезу после долгих дней поста освящаем в церкви.  Я думаю, что для семьи очень важно совместно готовиться к празднику, вместе выпекать куличи, красить яйца. Сейчас, к сожалению, эта традиция утрачивается, но для ребенка всегда интересно и увлекательно самому расписывать яйца, украшать куличи. И то, что он в это вкладывает душу, изготавливая эти пасхальные атрибуты, а потом идет с родителями в церковь и освящает их, очень запоминается.  Я думаю, что в этом есть хороший воспитательный момент. 

 Куличи, творожная пасха, уже сваренные и покрашенные яйца сейчас есть во многих магазинах. И даже на некоторых из них есть надпись, что продукция освящена. Можно ли этому верить? Или все-таки хорошо самому принести ее в храм для освящения?

Здесь я не могу ничего сказать. Вообще я считаю, что это неправильно. Потому что совместная подготовка к празднику – это в большой степени воспитательный момент, мы храним свои семейные традиции и приходим в храм в том числе для того, чтобы освящать и какие-то этапы своей жизни, и какой-то свой труд, то, что мы сделали своими руками. Конечно, не у всех получается самостоятельно выпекать куличи, не все умеют стряпать, но уж, по крайней мере, покрасить яйца луковой шелухой в нашей старой деревенской русской традиции сможет каждый, а это очень важно. И замечательно, когда это делает вся семья вместе, особенно когда в этой семье есть маленькие дети. 

Все-таки соблюсти традицию, прийти в храм и освятить снедь, наверное, лучше, чем заказать доставку освященного кулича и пасхи. 

 А у вас есть какой-то любимый способ украшения яиц?

 Наверное, до 1990-х годов я и не знал больше никаких способов окрашивания яиц, кроме как в луковой шелухе. Традиционно у нас в семье всегда луковую шелуху собирали в огромном количестве. Я еще даже помню период, когда в чугунках это все варилось. Яйца в зависимости от того, насколько долго варились, приобретали совершенно разный оттенок, от нежно-рыжего до темно-коричневого. А все эти пищевые красители появились позже, потом уже стали появляться какие-то наклейки. И чего сейчас только нет! 

Но раньше в соцсетях очень много было различных мастер-классов, как разукрашивать пасхальные яйца с детьми. Я считаю, что это, наверное, одна из самых лучших семейных традиций подготовки к празднику.

 Не задумывался сам никогда, но услышал вопрос: что делать со скорлупой от яиц? Она считается каким-то образом тоже освященной? 

 Она априори является освященной, потому что освящали яйца. Но придавать ей какой-то сакральный смысл, хранить ее или съедать, конечно, не нужно ни в коем случае. С ней нужно поступать как с обычной скорлупой. Понятно, что не нужно ее в мусорное ведро выбрасывать, но можно применить где-то на даче, а если есть в хозяйстве куры, то можно эту освященную скорлупу дать им в качестве корма.

 А какое-то любимое блюдо пасхального стола есть у Вас? 

 Вы знаете, последнее время пасхальные столы вообще перестали мне нравиться. Наверное, это связано с возрастом, потому что, пройдя длинный пост, находясь в сане архиерея, я в течение всей Светлой седмицы посещаю много городов нашей области, встречаюсь со многими людьми, и каждый хочет как-то угостить, как-то приветить. Это, конечно, может вызвать дискомфорт, а потом и болезнь желудка. Поэтому уже в последние годы я стараюсь, чтобы разговение было очень разумным и очень постепенным. Ну и вообще, честно сказать, все чаще прихожу к выводу о том, что нужно есть растительную пищу. Она более полезна для человека под 50 лет.

  Во многих местах в Пензе, в других городах и селах ребятишки ходят в Пасху по домам, славят воскресшего Христа. Кто-то с радостью открывает им дверь, угощает в благодарность конфетками. Кто-то жалуется, что их разбудили, а они только с ночной службы пришли. Кто-то просто не празднует. Вы к этой традиции как относитесь?

 Я бы сказал, что эта традиция частично уже утеряна, этого стало очень мало. Вообще в западных и южных областях нашей Российской империи, особенно до революции, в пасхальные дни не только детишки, но и священнослужители ходили по домам, служили особые пасхальные молебны, поздравляли всех с Пасхой. И для людей всегда считалось счастьем, что их дом посетили незнакомые люди, радующиеся о воскресшем Христе. Поэтому здесь, наверное, все зависит от отношения людей к самому празднику и к христианству в целом.

Я считаю, что когда к тебе пришли незнакомые люди, поздравили с праздником, похристосовались с тобой, то эта радость может быть даже более яркой, чем эмоции от посещения пасхального богослужения. Потому что в этих детях, безусловно, нужно видеть присутствие Самого Христа, Который говорил: алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня... Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим и накормили? Или жаждущим – и напоили“ И Царь скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из этих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Вот, наверное, в таких славильщиках нужно видеть именно того, кто идет от имени Христа.

 А вообще день Пасхи как лучше провести?

 Мы с вами уже условились о том, что все-таки это будет пасхальное ночное богослужение. Традиционно люди приходят домой, редко сразу после службы садятся за стол разговеться, потому что устали; поэтому просто съели яйцо и легли спать. А утром собираются всей семьей. И чего нам, наверное, не хватает в наших семьях: провести хотя бы один этот день, посвятив его именно Воскресению Христову. Стараться прочитать что-то об этом евангельском событии, может быть, открыть детскую Библию, у нас есть масса рассказов, в том числе и наших классиков, о Воскресении Христовом. Да просто сделать другому человеку доброе дело. И вот это и будет, наверное, самым главным, что мы можем сделать в этот день, посвященный Воскресению Христову.

 А ведь все же в событии Воскресения есть некая тайна. Даже в Евангелии сам момент воскресения не описан, никто его не видел. О Благовещении, Рождестве, распятии Иисуса Христа пишут евангелисты. А о воскресении – нет. Может быть, действительно его невозможно понять умом и описать словами?

 Я думаю, да. Потому что Господь все то, что нужно, нам открывает. А то, что для нас сокрыто, будет непонятно нашему человеческому разуму. Как апостолы могли это описать? Они этого не видели. Женыироносицы были свидетелями только того, что, придя ко гробу, увидели ангела, который сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес.  Как, каким образом это произошло? Это однозначно было сверхъестественным событием, и мы косвенно это понимаем из тех мест Евангелия, где Господь является ученикам. Во-первых, они Его не сразу узнали, лишь уже после каких-то Его действий увидели в Нем Христа, а до этого они видели в Нем простого человека.

Вот представьте себе, Мария Магдалина стоит у гроба и плачет, к ней является Христос и говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. И когда только Он называет ее по имени, Мария говорит: «Учитель!». Узнает в Нем Христа. 

Иисус явился ей в Своей преображенной природе, сказав: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. То есть Он все эти 40 дней до Вознесения уже не жил Своей обычной жизнью, как это было прежде. Он являлся ученикам, иногда по нескольку раз в день, и сама природа Его воскресения, безусловно, говорит о том, что это было воскресение в Своем теле, то есть во гробе ничего не осталось, никаких останков, ничего того, что напоминало бы тело человека. 

Но загадка нами будет разгадана только тогда, когда Господь нас воскресит во Втором Своем Пришествии, только тогда мы сможем понять, как это было.

Ведущий Евгений Белохвостиков, диакон, 

председатель Издательского отдела Пензенской епархии 

 

Пасхальное поздравление митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима:

 Уважаемые жители Пензенской области, дорогие братья и сестры! В сегодняшний день хотелось бы от всего сердца поздравить вас со Светлой Пасхой Христовой и по нашей христианской традиции приветствовать вас всех пасхальным приветствием: «Христос воскресе!» 

В праздничные дни мы, поздравляя друг друга, желаем мира, добра, благополучия, семейного счастья. Надеюсь, что Христос воскресший услышит наши общие молитвы и принесет мир на нашу многострадальную землю. Дай Бог, чтобы Воскресение Христово несло нам свет, радость и умиротворение. Храни всех вас Господь, дорогие братья и сестры! 

Пасхальное поздравление епископа Сердобского и Спасского Митрофана:

 Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим всерадостным праздником Светлого Христова Воскресения, Пасхи Христовой! «Христос воскресе!»  Эти великие слова вновь и вновь звучат в этот день, когда мы прославляем воскресшего Господа, Христа Спасителя. Господь Иисус Христос пришел в этот мир для того, чтобы спасти род человеческий, претерпел страшные страдания на кресте. Господь выводит всех в этот день из тьмы адовой. Всем желаю крепкого здоровья, всесильной помощи Божией, чтобы Господь послал мир на землю нашу, послал мир в дома и семьи, послал мир в наши сердца. И чтобы мы с вами все эти радостные дни прославляли Воскресение Христово! Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 22 мая: 03:30
  • Четверг, 22 мая: 08:05
  • Четверг, 22 мая: 15:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X