Вопросы веры. 125-летие Пензенского художественного училища

2 марта 2023 г.

Пензенскому художественному училищу – 125 лет. Одно из старейших художественных учебных заведений страны основано в 1890 году на средства, завещанные пензенским губернатором Николаем Дмитриевичем Селиверстовым.  Торжественное открытие рисовальной школы в историческом центре Пензы состоялось 2 февраля 1898 года. Первым директором стал академик живописи Константин Аполлонович Савицкий, чье имя носит сейчас училище. Юбилейные торжества по случаю 125-летия продолжались несколько дней. За это время выпускники разных лет и многочисленные гости побывали в этой малой академии художеств.

Ирина Тюкалова, директор Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого:

– Мы наш юбилей отмечаем, конечно же, выставками, так как мы художники, и как мы можем выразить свою любовь к училищу и к искусству? Конечно, показать свои работы на выставках. Здесь у нас выставка архива, Пензенский госархив предоставил нам свои документы, и мы тоже сделали ряд фотографий, архив в лицах, скажем так. Это наши замечательные преподаватели, наши бывшие директора и, конечно же, фотографии Константина Аполлоновича Савицкого, академика, первого директора; фотографии генерал-лейтенанта Селиверстова, бывшего губернатора. Можно увидеть первый выпуск художников первого художественного училища – все эти фотографии представлены в коридорах нашего училища.

Наверху, в выставочном зале, у нас работает выставка работ преподавателей разных лет, действующих преподавателей и тех преподавателей, которые уже сейчас не преподают, но являются членами Союза художников. В фойе – мемориальная выставка, здесь тоже наши преподаватели, но те, которых уже нет с нами. Работы есть и XIX века. По залам училища, по коридорам еще работает выставка «Из XIX века в XXI». Это учебные работы наших студентов начиная с XIX века и уже до нашего времени.

В Пензу вообще приехало большое количество гостей из разных городов России, потому что многие из наших выпускников не смогли посмотреть все выставки, поэтому просили, чтобы мы продлили работу выставок и сделали день открытых дверей, чтобы они могли прийти сюда с детьми, семьями, показать какие-то свои работы, рассказать про наше училище.

По сложившейся традиции особый интерес гости проявили к отделению реставрации. Творческая профессия, в которой творчество – под запретом. Именно так говорят реставраторы о своей специальности, в которой так важна точность, а не фантазия. Профессия редкая, в Пензенской школе живописи ее преподают чуть менее десяти лет.

Дарья Курочкина, студентка отделения реставрации Пензенского художественного училища:

– Сейчас я удаляю с картины слой старого пожелтевшего лака, открываю авторскую живопись, какой она была задумана изначально. Мы ее исследуем, изучим и для каждой картины подберем свою методику.

– А эта методика что включает?

– Самые разные процессы начиная от укрепления, восстановления – и заканчивая приданием экспозиционного вида.

Мне казалось, что это очень интересная профессия, будет здорово в этом себя попробовать, и я не ошиблась. Эта профессия очень подходит человеку такого склада характера, как у меня, поэтому мне это довольно легко дается, и это очень интересно.

Здесь возвращают цвет и свет не только картинам. Старинную икону, чудом пережившую богоборческие времена, принесли на реставрацию горожане.

Дарья Рыбакова, студентка отделения реставрации Пензенского художественного училища:

– Это моя дипломная работа, большой диплом. Она мне досталась не от храма или частной коллекции, а так получилось, что знакомые передали. Два года эта икона лежала просто у кого-то дома, и вот она попала в мои руки. И первоначально я думала, что здесь очень мало работы, потому что она казалась цельной, были только утраты где-то по краям, было видно, что утратился красочный слой. Но потом, когда мы стали ее исследовать, то в процессе увидели, что там, где белые пятна, находился цемент. Это исключительный случай, такого у нас не было. То есть вместо того, чтобы взять связующее – левкас, какой-то реставратор, не эксперт в этом деле, решил восстановить ее самостоятельно, залил цементом, из-за этого она еще больше начала трескаться, больше стало разрушений.
Мне пришлось практически вслепую искать вставки, где был этот цемент, скальпелем аккуратно его счищать и потом уже укреплять древесину. Здесь даже есть некоторые кусочки, где видно, что находится под ними. Сначала надо было восстановить основу, потом наложить свой левкас, восстановить авторский, и еще часть тут была покрыта бронзянкой и серебрянкой, а под ними открылось сусальное золото и красивый узор. Мне его тоже придется восстановить.

Мне кажется, что я даже не успею полностью ее доделать за этот учебный год, потому что работы действительно очень много. Кажется, что еще чуть-чуть, осталось совсем немножко – и вдруг открывается какая-то пробоина, приходится с ней тоже работать. Поэтому год может уходить на реставрацию одной работы, даже больше – тут все индивидуально.

В день открытых дверей, по случаю юбилея широко распахнутых для всех, реставраторы поделились тайнами своей профессии, в которой так важны усидчивость и концентрация внимания.

Ольга Карасева, преподаватель реставрации масляной живописи Пензенского художественного училища:

– Сейчас они готовят фотофиксацию своих работ, которые уже отреставрировали или еще в процессе. Наши выпускники получают среднее образование, поэтому многие едут в столицу поступать учиться дальше, получать высшее реставрационное образование. Профессия реставратора подразумевает минимум творчества и максимум внимания и ответственности, то есть наша профессия особенная, ее не должно быть видно на произведении. Наша профессия незаметная, но очень ответственная. Мы приводим в порядок, в экспозиционный вид вещи, на которых зачастую даже изображения не видно изначально, а мы должны их восстановить, раскрыть от предыдущих наслоений, непрофессиональных реставрационных записей или копоти. У нас есть икона, которая сейчас очень темная, но после снятия всех наслоений она приобретет свой изначальный вид.

Полотна, уже прошедшие через реставрацию, выставлены в залах училища. Его директор объясняет, почему у этой профессии женское лицо.

Ирина Тюкалова, директор Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого:

Специальность очень сложная, это кропотливая работа, не каждый может заниматься этой работой, должен быть определенный склад характера. У нас на этой специальности учатся в основном девочки, много лет уже она у нас есть, но поступают в основном девочки, потому что они более усидчивые, более аккуратные. Сейчас у нас два направления: реставрация масляной живописи и реставрация темперной живописи. Масляная живопись – это реставрация картин, а вот некоторые работы, представленные на выставке «Из XIX века в XXI», уже были реставрированы, так как с XIX века они у нас хранятся, появились какие-то трещинки – и ребята уже реставрировали их. И конечно же, жители нашего города, жители области приносят нам иконы, которые им очень дороги, и они хотят, чтобы мы их отреставрировали. Есть иконы с большими утратами, сложные, есть с трещинами, и когда аккуратно все склеивают, восполняют утраты, иконы получают совершенно другой вид.

За более чем вековую историю Пензенское художественное училище выпустило тысячи специалистов. Имена многих известны всей стране. По старой доброй традиции, сохранившейся до сих пор, ежегодно выпускники из разных российских городов приезжают поздравить свою альма-матер с днем рождения.

– Сюжеты твоих картин как рождаются?

Евгений Гололобов, член Союза художников России, выпускник Пензенского художественного училища:

– Во-первых, я очень много путешествую. Достопримечательности разных городов привлекают внимание: мотивы, пейзажи. И профессиональный художник сразу видит композиционное решение, которое будет изображать на полотне.

– А что такое композиционное решение?

– Цветовые пятна, как располагается архитектура, так скажем – наши художественные законы.

Выпускник Пензенской художки Евгений Гололобов – участник более полусотни выставок, десять из которых – персональные. Его работы находятся в частных коллекциях России, Китая, Америки, Франции, Англии. А еще он – соавтор краеведческой книги об истории своей Родины. В ней его страницы написаны не пером, а кистью. Девять удивительных полотен позволяют увидеть облик старинной усадьбы, не сохранившийся до современности.

«Корабль нашей Церкви, обуреваемый волнами житейского моря, уже испытал много трудностей и бед, но мы не пали духом и устояли в вере» – с этих слов начиналось письмо, написанное в 1921 году и адресованное патриарху Тихону. Латвийская паства просила у него кормчего. Патриарх кормчего даровал, им стал епископ Пензенский Иоанн, в миру Янис Поммер, выходец из бедного латышского хутора.

Глядя на эту икону, сразу и не заметишь ее отличительную особенность, настолько тонко выполнена работа. Для создания образа священномученика Иоанна Рижского использовали не только краски. Часть облачения святого подлинна.

Кира Аристова, научный консультант, продюсер документального фильма «Священномученик Иоанн Рижский на страстном пути»:

Поруч, который находился на владыке, все 70 лет хранили с его облачением. Конечно, это великая святыня, потому что, как мы знаем, для Латвии это единственный святой, и расстаться даже с частью святого – это очень трепетно, и мы понимаем, что это большая честь для Пензы.

«Поручи» в переводе с греческого «нарукавники». Это часть богослужебного облачения духовенства. Широкие ленты со шнурами, которые стягивают рукава у запястья. Поручи символизируют узы Христа и служат напоминанием священнослужителям, что совершаемые ими действия во время службы – это благодаря Божественной благодати.

«Священномученик Иоанн Рижский на страстном пути» – так называется документальный фильм, снятый по благословению митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима при поддержке телеканала «Союз». Он – об уникальном церковно-государственном деятеле XX века, иерархе и политике, тесно связанном с Пензенской землей.

22 апреля 1918 года преосвященный Иоанн был назначен епископом Пензенским и Саранским как иерарх, который, по мнению патриарха Тихона, способен справиться с разгоравшейся в епархии «путятинской смутой», церковным расколом, учиненным бывшим архиепископом Пензенским Владимиром (Путятой).

Владыка Иоанн сыграл исключительную роль в преодолении раскола и укреплении епархии в условиях новой богоборческой власти. В документальной ленте личность святого представлена как символ единства. Часть облачения этого святого теперь находится в Пензе.

Поруч священномученика Иоанна Рижского передан в дар Пензенской епархии митрополитом Рижским и всея Латвии Александром. Это случилось в октябре 2018 года, когда пензенская делегация во главе с митрополитом Серафимом приняла участие в праздновании дня памяти святого в Риге.

Митрополит Рижский и всея Латвии Александр:

– Немного цвет нарукавника поменялся, но даже шнурки сохранились, а вот железный перстень не сохранился. Железо не выдержало, потому что оно не освящается, а поруч освященный, и он сохранился. И примите от нас в дар эту великую святыню.

Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим:

– Привезенная святыня станет для Пензы не просто святыней, но действительно залогом того, что священномученик Иоанн молится за пензенскую паству и не оставляет ее своим ходатайством.

Летом 2022 года в Спасском кафедральном соборе Пензы появилась новонаписанная икона священномученика Иоанна. В левой руке святой держит Священное Писание, а жестом правой – благословляет. При внимательном рассмотрении этого образа можно увидеть тот самый поруч, часть облачения, в котором святой был погребен и который полностью сохранился до времени обретения его мощей. А ведь прошло без малого 70 лет.

Кира Аристова:

Как известно, у святости нет границ, поэтому и сейчас это то, что действительно нас объединяет. Сам поруч, как и все облачение, оказался абсолютно нетленным, как и все мощи священномученика Иоанна. И когда производили обретение мощей, то очень известный археолог, историк Беляев поразился, сказал, что это великомученик, потому что раны от тех мучений, которые претерпел владыка Иоанн, полностью сохранились, даже розы в гробу были с росой. Части, которые не были освящены, причем железные, сгнили, а вот само облачение, которое должно было предаться тлению, абсолютно нетленно, потому что было освящено.

Икону епископа Иоанна Рижского написали к визиту в Пензу патриарха Кирилла, который освятил первохрам города великим чином. Обычай полагать в основание престола мощи святых пришел к нам из древности и стал известным с IV века.

Кира Аристова:

Тем более это трепетно, что сам священномученик сейчас здесь присутствует незримо, своими мощами, потому что Святейший Патриарх именно мощи священномученика Иоанна положил в главный престол нашего кафедрального собора. Несмотря на то, что владыка Иоанн здесь никогда не был, он боролся с расколом и с Путятой. А продолжатель его дела, владыка Серафим, увековечил его память таким образом. Для нас это, конечно, большая честь.

Священномученик Иоанн покоится в Христо-Рождественском соборе Риги, в самом сердце своей родины. Первый в России храм в честь этого святого построен в Пензе. Теперь у православных верующих есть еще одна святыня, которая доступна для поклонения в Спасском кафедральном соборе.

 Автор программы Юлия Шевырева

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 27 июня: 03:30
  • Четверг, 27 июня: 08:05
  • Четверг, 27 июня: 15:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать