В смысле. Заслуженный деятель искусств Кубани, член Гильдии режиссёров России Геннадий Николаев

15 марта 2025 г.

Возможно ли человеку поставить 70 спектаклей за 70 лет жизни? Будут ли зрители обниматься с актерами в финале нового спектакля драмтеатра к 80-летию Великой Победы? И что ценнее – брать или давать? На эти вопросы ответит заслуженный деятель искусств Кубани, член Гильдии режиссеров России, художественный руководитель Дома творчества Владимира Высоцкого, член правления Краснодарского отделения Союза театральных деятелей России и прихожанин краснодарского Скорбященского храма Геннадий Николаев.

Геннадий, Вы на этой земле уже 73 года.

Уже 74-й.

Пошел 74-й. При этом в Вашей творческой копилке около семидесяти пяти работ.

На разных сценах Советского Союза, России, ближнего и дальнего зарубежья; в Норвегии было четыре спектакля.

И в этом году, когда мы празднуем 80-летие Великой Победы, Вы ставите важную для края постановку, премьера которой будет показана 9 мая на сцене драмтеатра Краснодара. Как творческий процесс в Вашей жизни связан с ощущением своего места в мире, с ощущением себя перед лицом Божьим? И может ли состояться любой творческий акт человека без какой-то пронзительной духовной работы над собой?

Я не был крещеным: отец офицер. И это была больная тема для бабушки, говорившей моей маме: «Покрести Ену». Так она меня звала – не Гена, а Ена. Я работал в Абхазии главным режиссером театра. Вернулся оттуда и, опережая вопрос матери, говорю: «Я тебя прошу, покрести меня». Мне было 33 года. Она пошла в Екатерининский собор, договорилась так, чтобы не портить карьеруогда не очень это поощрялось). Меня крестили. Крестного у меня не было, и мама записала крестным настоятеля.

Я организовал театр Николаева «Екатеринодар». В то время это был самый крупный театр: в 1992 году у меня работали 250 человек. У меня была потрясающая заведующая литературной частью. Она написала несколько пьес (включая последний мой спектакль – «Мартышку»), которые я успешно поставил в нашем драмтеатре. С ней и группой моих актеров мы пошли к владыке за благословением открыть храм. «Община есть?» – «Есть». И он благословил устроить в нашем театре храм в честь Покрова Богоматери (в настоящее время это действующая церковь на улице Стасова). А тогда она находилась у нас на третьем этаже, и актеры, приходя в театр, могли пойти на репетицию либо прямо, либо пройдя через храм. Открывал наш театр владыка Исидор – это был первый, по-моему, такой случай. И он подчеркнул: вместе с театром открылся храм внутри театра. Потом храм перенесли в помещение магазина «Кубаночка». Владыка благословил настоятеля Екатерининского собора протоиерея Валентина Мерцева быть настоятелем и нашего храма в театре «Екатеринодар».

К нам пришел Виктор Гаврилович Захарченко, начал писать духовную музыку. И в нашем театре ее пел Кубанский казачий хор. Было очень светлое время. Я понимал, что меня ведет Вифлеемская звезда.

У нас, послевоенных детей, война в генах у меня от мамы и от отца, которые воевали. Мама всегда считала своим днем рождения День Победы. И для меня это не пустой звук. И когда мне было поручено ставить «Мартышку», я отнесся к этому как к миссионерству. В сцене угона в Германию молодежи Краснодарского края участвуют 96 человек. Я позвал студентов колледжа, Института культуры будущих актеров.

– Эта постановка была приурочена к 75-летию освобождения Краснодарского края, а история была написана Владимиром Викторовичем Руновым

– Мы с ним дружили и поставили этот спектакль. Потом я ставил «Летят журавли», «Вечно живые» Мы всегда просим: если есть какие-то вещи, связанные с войной, приносите в театр. Ведь если ты немножко поучаствовал это такая благодать Божья! Мы общинный народ, мы друг за друга, мы нуждаемся друг в друге. В чем загадочность русской души? Мы соединяем противоположные вещи. «Я тебя страшно люблю» – ни один народ так не говорит. Вот это и есть край нашей необъятной души.

Как встречаются грехопадения и добродетели в Вашей жизни? Как Вы себя отслеживаете на этом пути? Есть ли духовный наставник?

– Отец Валентин Мерцев. Его, кстати, звали так же, как и моего родного отца Валентин Васильевич. Это все Промысл Божий. Нужно больше давать, чем брать. Это самое главное. Сейчас время царствия денег. К нам пришел чуждый западный мир с его потребительством – от этого мы себя забываем. Нужно очищаться. И очищаться нужно не только через театр. Наши искусство и культура должны быть более духовными, более нравственными.

В Вашем спектакле, который мы увидим 9 мая в драмтеатре, что будет из такого доброго, светлого? Через что Вы пытаетесь достучаться?

Пьеса Розова охватывает период с 1941 по 1943 год. В 1943 году он ее закончил, не зная, но предвосхищая, что будет дальше. Мы заканчиваем наш спектакль 1945 годом. Интересно, что, будучи студентом ГИТИСа, я три года подрабатывал у Виктора Сергеевича на кафедре в Литературном институте. И вот я ставлю Розова. Там действие происходит только в тылу. А я всегда знал, говорил и понимал, что Россия крепка не только на поле брани, – мы сильны нашим тылом; мы так и выстояли «всем миром». Мы ничего не говорим про сегодняшний день, никаких намеков. Но их не может не быть. Сейчас все невзгоды нашей страны мы преодолеем своим тылом, своей нравственностью.

Расскажите про финальную сцену и почему она так важна.

Финальная сцена у Розова  салют 1943 года (при взятии очередного города давали салют в Москве). Мы заканчиваем спектакль 1945 годом. Наш салют – это салют Победы. И так устроена сцена в театре, что она имеет выходы прямо в зрительный зал – такие дороги войны, две дороги, которые скрещиваются. И скрещивание этих двух дорог и есть День Победы, 9 Мая. Герои в финале выходят, идет подсветка этих «дорог» И становится видно, что они как будто отрываются от земли, что это клин журавлиный. Они остаются, а остальные пятьдесят человек спускаются слева и справа, выходят в зал. И салют Победы идет уже не на сцене он идет в зале.

Вы мне рассказывали детали этого финала. И меня больше всего тронула и поразила возможность обняться зрителей с актерами.

У нас в массовых сценах занята студия при театре. Их 35 человек. И когда актеры идут в зал во время салюта – дети будут первыми, кто будет бежать навстречу взрослым и обнимать их. Я спрашивал нашего министра культуры: «Как Вы думаете, зал откликнется?» – «Наш зал откликнется. Вы Мартышкой показали, что можете довести зрителя до такого состояния, что ему захочется обняться с артистами».

Главный вопрос нашего проекта  с каким смыслом Вы живете? Зачем Вы здесь? Как Вы понимаете Промысл Бога о Вас?

Максимально сохранить себя таким, каким создал Бог. А Он всех нас создал чистыми. Очищаться. Больше отдавать, чем брать. И радоваться жизни. Господи, спаси и сохрани!

Ведущая Елена Деревщукова

Записал Иван Игнатов

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 23 мая: 00:05
  • Пятница, 23 мая: 11:30
  • Суббота, 24 мая: 08:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X